Организация статистического наблюдения в отрасли ИК
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОТРАСЛИ ИК
Организация статистического наблюдения в отрасли ИК
Статистическая работа в любой сфере деятельности начинается с получения исходной информации, т.е. учета фактов и сбора первичного статистического материала. Научно организованный учет (регистрацию) фактов о социально-экономических явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных называют статистическим наблюдением.
Чтобы обеспечить высокую достоверность и надежность статистических данных, полноту охвата изучаемого явления и своевременность получения информации, статистическое наблюдение организуется и проводится по научно обоснованной программе. Процесс проведения статистического наблюдения предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:
- подготовку наблюдения (определение целей, задач, объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, разработка документов, выбор отчетной единицы и единицы наблюдения, методов и средств получения данных, подбор кадров);
- проведение массового сбора данных (непосредственное заполнение статистических формуляров) путем рассылки анкет, вопросников, бланков, форм статистической отчетности и сдачи последних в органы, осуществляющие наблюдение;
- подготовку данных к автоматизированной обработке, включающей арифметический и логический контроль.
Объект статистического наблюдения состоит из массы отдельных элементов – единиц наблюдения. Отрасль связи как объект наблюдения включает в себя различные организации связи, акционерные общества, унитарные предприятия и их филиалы: почтамты, телеграфы, городские телефонные станции, районные узлы почтовой и электрической связи и др. Услуги почтовой связи как объект наблюдения состоят из писем, почтовых карточек, бандеролей, посылок, денежных переводов, печатных изданий и пр. Чтобы исследовать явление, необходимо изучить все единицы, входящие в объект статистического наблюдения
Каждая единица наблюдения характеризуется определенными чертами, свойствами, которые в статистике называются признаками: телеграмма – количеством слов и категорийностью (обыкновенная, срочная), посылка – массой и объявленной ценностью, телефонное соединение (разговор) – продолжительностью, расстоянием связи и категорийностью (обыкновенное, срочное). Статистика имеет дело с теми признаками, которые принимают различные значения у отдельных единиц наблюдения (такие признаки называются варьирующими).
После того как определены объект и единица наблюдения, нужно сформулировать перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы, и разработать статистический формуляр. В основе организации и проведения статистического наблюдения лежит программа наблюдения.
Статистическое наблюдение в организациях связи обеспечивает получение обобщающих цифровых данных, характеризующих различные аспекты их деятельности. Эти данные предназначены для плановой и аналитической работы в области экономического и социального развития предприятия связи, для разработки бизнес-планов и контроля за ходом их выполнения, составления статистической отчетности, для анализа состояния и конъюнктуры рынка связи, качества услуг связи и степени удовлетворения пользователей в услугах и средствах связи, для разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности.
В зависимости от охвата единиц изучаемой совокупности статистический учет в отрасли связи делится на два вида: сплошное и несплошное наблюдение. При сплошном статистическом наблюдении регистрации подвергаются все без исключения единицы совокупности, входящие в объект изучения. Статистическая отчетность в своей основе представляет собой сплошное наблюдение. В отрасли связи сплошным способом учитывается количество регистрируемых почтовых отправлений, телеграмм, междугородних телефонных соединений, абонентов городских и сельских телефонных сетей.
Статистическое наблюдение, в процессе которого регистрации подвергается какая-то часть единиц изучаемого объекта (совокупности), называется несплошным. На основе несплошного наблюдения изучаются спрос на услуги связи, качество обслуживания клиентуры средствами связи, скорость передачи сообщений, качество сортировки почтовых отправлений и другие явления и процессы связи. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным: возможность получения более полной информации в более короткие сроки и с меньшими затратами ресурсов на его проведение. Чаще всего несплошное наблюдение осуществляется методом выборочного наблюдения (выборочное наблюдение).
При проведении статистического наблюдения в отрасли связи используют разные виды опросов, т.е. получение информации от непосредственного носителя признаков (респондента) с его слов. При устном (экспедиционном) опросе клиентов связи (непосредственном или по телефону) регистраторы сами фиксируют ответы в формуляре, при саморегистрации – формуляры (бланки опросного листа) заполняют сами респонденты.
Наиболее распространенным видом опроса является анкетный способ, при котором сбор информации осуществляется на основе рассылки специальных вопросников (анкет) лично респондентам либо путем публикации в печатных изданиях.
В отрасли связи качество обслуживания и время прохождения и доставки писем, почтовых переводов денежных средств, посылок, телеграмм изучают путем рассылки контрольных писем адресатам.