Создание государственного или муниципального предприятия.
Для оказания предписанных законом услуг населению и осуществления иной хозяйственной деятельности ОГВ и ОМСУ создают ГУПы и МУПы.
Права органов власти при создании предприятия определены федеральным законодательством (ГК РФ ст. 7). К ним относятся:
æ определение целей, условий и порядка деятельности;
æ регулирование цен и тарифов;
æ утверждение уставов;
æ назначение и увольнение руководителей, отношения с которыми строятся на контрактной основе;
æ контроль за деятельностью.
ГК РФ ст. 296 предусмотрено создание Г и М предприятий в форме унитарных предприятий (УП), которые не наделены правом С на закрепленное за ними собственником имущество. УП могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ОГВ и МСУ вправе также создавать государственные (ГУ) и муниципальные учреждения (МУ) и закреплять за ними имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности.
Особенности правового положения имущества, закрепленного за ГУПами и МУПами, состоят в следующем.
При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, но и собственник в лице органов власти при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Сущность управления ГУПами и МУПами состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности их функционирования.
Управление ГУП и МУП со стороны органа федеральной, региональной или МСУ может быть построено по следующему принципу. Орган власти определяет стратегию развития предприятия, а руководители предприятия порядок деятельности своих предприятий в соответствии с интересами государства и местного сообщества.
Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, процесс управления должен вестись в соответствии с этими целями.
Контроль деятельности ГУП и МУП - это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов, включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ предприятия.
К преимуществам данного способа управления можно отнести:
w возможность получения дохода в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование С;
w расширение возможности решения задач социально-экономического развития.
Недостатками в данном случае будут:
¡ отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
¡ возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал.
Внесение доли в уставной капитал акционерных обществ. Данный способ управления отличается от предыдущего тем, что здесь ОГВ и ОМСУ выступают соучредителями на ряду с частными лицами.
Преимуществами данного способа управления являются:
w получение дохода в долгосрочном периоде в виде дивидендов;
w повышение эффективности использования ОС;
w возможность последующей продажи акций по более выгодному курсу;
w сохранение контроля над предприятиями экономически и социально значимыми для государства или отдельного региона, территории.
Недостатки:
¡ отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
¡ возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынке и нарушение рыночных начал.
Инвестирование, развитие объекта собственности. Данный подход предполагает участие государства и муниципалитета непосредственно в развитии объекта собственности и дальнейшего его
использования по назначению или продажи.
Преимущества:
w расширение возможности решения ряда социально-экономических задач развития;
w увеличение налогооблагаемой базы;
w возможность получения дополнительного дохода в будущем от использования или продажи.
Недостатки:
¡ необходимость больших единовременных затрат на реализацию инвестиционных программ.