Организация выполнения ВКР

Подготовка и написание ВКР включает следующие этапы:

- выбор темы и определение научного руководителя;

- оформление задания на выполнение ВКР, подбор и изучение литературы;

- прохождение преддипломной практики;

- подготовка и написание работы в соответствии с утвержденным

заданием на выполнение ВКР;

- оформление работы;

- представление работы к защите;

- защита ВКР.

Тематика ВКР с указанием возможного руководителя разрабатывается кафедрами, ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов до 15 сентября текущего учебного года.

По согласованию с заведующим кафедрой и научным руководителем студент может выбрать тему, не входящую в предложенный кафедрой список. Кроме того, возможно написание работы по заявке предприятия, оформленной соответствующим письмом-ходатайством (см. Приложение А).

Выбор темы и руководителя оформляется заявлением студента на имя заведующего кафедрой, подписывается научным руководителем и сдается на кафедру (см. Приложение Б) до 31 октября.

Темы ВКР и научные руководители утверждаются приказом ректора университета до 7 февраля. Изменение темы ВКР и (или) научного руководителя производится в исключительном случае на основании заявления с аргументацией необходимости не позднее, чем за месяц до защиты ВКР.

При совпадении тем ВКР у нескольких студентов, научный руководитель контролирует различие объектов исследования и круга рассматриваемых проблем.

Научное руководство подготовкой ВКР осуществляют профессора, доценты, старшие преподаватели, работающие на кафедре. При необходимости к руководству могут привлекаться практические работники, имеющие ученую степень, и, в порядке исключения, специалисты, имеющие высшее образование и большой опыт практической работы в области выбранной темы ВКР. В этом случае выпускающая кафедра назначает куратора, который отвечает за соответствие уровня работы требованиям ГОС ВПО.

Научный руководитель:

-выдает выпускнику задание на дипломное проектирование (см. Приложение В), с указанием основных разделов и сроков их написания в срок до начала преддипломной практики, но не позднее 5 марта;

-определяет базу прохождения преддипломной практики и составляет задание на ее прохождение;

-рекомендует выпускнику необходимую основную литературу, нормативно-справочный материал, оказывает помощь в подборе другой литературы и иных источников, которые могут быть использованы в работе;

-утверждает составленный выпускником план ВКР;

-оказывает помощь в разработке методики исследования, интерпретации полученных результатов, разработке необходимых материалов;

-осуществляет контроль за процессом работы и проверку выполненной работы;

-проводит не реже 1 раза в месяц консультации по теме, заслушивает отчет о ходе выполнения ВКР;

-несет ответственность за качество консультационной и методической помощи;

-не предлагает готовых решений и выводов;

-в случае необходимости, для оказания методической помощи в подготовке отдельных разделов ВКР, назначает научных консультантов.

Ответственность за содержание и качество ВКР несет выпускник-автор работы.

Задание на дипломное проектирование составляется в двух экземплярах, один из которых сдается на кафедру.

На заседаниях кафедры систематически заслушиваются научные руководители о ходе подготовки выпускниками ВКР. При необходимости, выпускники могут быть приглашены на такие заседания.

Кроме того, заведующие кафедрами проводят, после окончания преддипломной практики, ежемесячные собрания дипломников, на которых заслушиваются отчеты по результатам выполненной работы.

В случае систематического нарушения сроков выполнения работы по ходатайству научного руководителя кафедра может принять решение о не допуске выпускника к защите. Такое решение оформляется протоколом заседания кафедры не позднее, чем за месяц до начала защиты ВКР. В этом случае выпускник сохраняет право подготовить и защитить ВКР в следующем году, но не позже, чем в течение пяти следующих лет.

Преддипломная практика начинается после окончания зимних каникул и продолжается в соответствии с учебным планом специальности. База практики определяется научным руководителем. Деканат оформляет соответствующие договоры с предприятиями. При явке на базу практики дипломник должен иметь паспорт, студенческий билет, договор на прохождение практики, подписанную научным руководителем программу практики. В программе прохождения практики руководитель указывает тему работы, перечень вопросов, которые следует изучить, и необходимые для выполнения работы исходные данные, которые нужно собрать.

Содержание и структурные элементы ВКР

ВКР должна состоять из следующих элементов, расположенных в тексте работы в указанной последовательности:

-титульный лист (см. Приложение Г);

-задание на ВКР (см. Приложение В);

-рецензия на работу (см. Приложение Е);

-отзыв научного руководителя (см. Приложение Ж);

-аннотация (см. приложение Д);

-содержание (см. Приложение Л);

-введение;

-основная часть;

-безопасность жизнедеятельности;

-заключение;

-список использованных источников (см. Приложение Л);

-приложения.

Аннотация представляет краткое изложение содержания выполненной работы (как правило, до 10 строк).

Во введении необходимо:

- отразить актуальность выбранной темы;

- кратко охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными

и зарубежными исследователями, упомянуть наиболее важные теоретические

работы;

- сформулировать цель работы;

- определить задачи, решаемые в ВКР, объект и предмет исследования;

- охарактеризовать фактический материал, послуживший основой выполнения ВКР.

По объему введение должно быть не более 3 страниц.

Основная часть включает разделы (главы), деление которых на подразделы (параграфы), пункты и подпункты зависит от темы и характера работы.

В основной части работы должны присутствовать теоретический, методологический и практический аспекты.

Теоретический аспект должен отразить кругозор автора в выбранной для исследования сфере: в нем раскрывается сущность, роль и функции анализируемого явления, его место в системе управления, взаимосвязь с другими явлениями и процессами.

Методологический аспект предполагает характеристику и обоснованность используемых в работе методов и инструментов исследования. Целесообразно не только дать описание используемой методики, но и сформулировать особенности ее применения для конкретного предприятия, отрасли и т.п.

Практический аспект, как правило, содержит расчетную и рекомендательную часть. Расчетная часть строится на основе количественного и графического анализа статистических, бухгалтерских данных, финансовой информации и т.п. Рекомендательная часть содержит аргументированные предложения автора по усилению позитивных и ослаблению негативных тенденций в деятельности анализируемого объекта с оценкой их экономической эффективности.

Разделение на теоретический, методологический и практический аспекты не всегда соответствует разделению на главы, однако, с содержательной точки зрения все три раздела должны быть обязательно представлены.

Каждый раздел работы должно завершать краткое резюме, обобщающее изложенный материал и служащее логическим переходом к следующему разделу.

Цитирование в работе используется в тех случаях, когда необходимо обосновать свою позицию, привести чужую точку зрения и т.п. Сплошное цитирование теста первоисточников недопустимо.

При написании работы недопустимо использование устаревших статистических данных и нормативных документов.

При компоновке разделов необходимо соблюдать соответствие текстового, табличного и графического материалов, как с точки зрения объемов, так и необходимых комментариев. Ни одна таблица (диаграмма) не может быть приведена в работе, если в тексте на нее не сделана логическая ссылка.

Язык и стиль ВКР должен соответствовать нормам письменной научной речи. Необходимо соблюдать формально-логическую последовательность, целостность и связность изложения материала. Должен использоваться терминологический аппарат данной предметной области, без применения профессиональной лексики (жаргона) и лексики массовой информации. Необходимо обратить внимание на юридически правильные названия учреждений и организаций, упоминаемых в работе. Сокращения их названий должно соответствовать требованиям ГОСТ или нормативных актов.

В заключении обобщаются основные выводы и предложения студента, новизна и практическая значимость проведенного исследования, применимость на практике рекомендаций автора. Объем заключения -3-5 страниц.

В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме.

Количество источников, использованных при написании работы, должно быть не менее 30, включая законодательные и нормативные акты, монографии, научные сборники, статьи, Интернет-ресурсы. При написании ВКР должны быть использована литература последних 5 лет. Исключение составляют основополагающие теоретические труды по избранной теме.

Общий объем работы должен составлять 65-80 страниц формата А4, напечатанных на одной стороне листа шрифтом Times New Roman размер14. Шрифт на протяжении всего документа должен быть одинаковый, за исключением оформления иллюстраций и таблиц, в которых допускается использовать шрифт размером 12 или 13. Межстрочный интервал должен быть равен 1. Поля: слева – 25-30мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.

Текст пояснительной записки выпускной работы должен быть разделен на разделы и подразделы. Каждый раздел начинается с новой страницы. Заголовки разделов центрируются и оформляются шрифтом 16 жирным с заглавной буквы. Заголовки подразделов центрируются и оформляются шрифтом 14 жирным с заглавной буквы.

При оформлении текста документа следует использовать абзацный отступ, который должен составлять 15 мм от поля документа. Порядковый номер страниц начинается проставляться с первой страницы введения.

Страницы ДР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют внизу по центру (ГОСТ 7.32-2001).

Порядок оформления страниц текста документа с указанием наименований разделов и подразделов с рекомендуемыми полями и отступами приведен на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Порядок оформления страницы текста документа с указанием разделов с рекомендуемыми полями и отступами
Организация выполнения ВКР - student2.ru

Оформление таблиц.

Цифровой материал в тексте пояснительной записки оформляется в виде таблиц в соответствии с рисунком 2.2 и 2.3. В тексте основной части пояснительной записки следует помещать основные, итоговые и наиболее важные таблицы. Таблицы справочного и вспомогательного характера помещаются в приложениях к основной части пояснительной записки.

Таблица ___________ - _____________________________

номер таблицы Наименование таблицы

Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru ______________________________________

Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Головка Заголовки

Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru ________________________ граф

Подзаголовки

Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru ______________________________________ граф

Организация выполнения ВКР - student2.ru Организация выполнения ВКР - student2.ru ______________________________________

______________________________________ Строки

Организация выполнения ВКР - student2.ru ______________________________________ (ряды)

       
  Организация выполнения ВКР - student2.ru   Организация выполнения ВКР - student2.ru

Боковик Графы (колонки)

Рисунок 2.2 – Пример таблицы

Таблица 2.1 – Расчет численности штата операторов по предоставлению

услуг связи

  Наименование операции Норма времени, чел.-мин. Объем выполняемой работы за месяц Численность нормативная, ед.
Предоставление исходящего разговора МТР по АПП, разговор   2,400   21719,000   5,260
Предоставление входящего МТР по заказной системе, разговор   1,270   157,000   0,021
Предоставление исходящего МТР по АПП, разговор   4,160   340,000   0,143
Прием телеграмм от отправителей - с применением кассового аппарата, телеграмм; - с одновременной передачей с применением аппаратно- программного комплекса (АПК- Телеграф), телеграмма   3,160     3,850   1146,000     1141,000   0,366     0,444
Выдача краткой расшифровки за МТР, шт.   1,760   7515,000   1,336
Выдача полной расшифровки за МТР, шт.   2,580   30,000   0,008
Передача факса - от клиента с приемом оплаты, шт.; - для клиента с приемом оплаты, шт.   5,400   2,780   370,000   174,000   0,202   0,049
Выдача клиенту справки (о кодах, тарифах и т.д.), ед.   2,440   8365,000   2,062
Продажа электронных карточек, шт.   0,660   360,000   0,024
  Итого - - 9,915

Рисунок 2.3 - Пример оформления таблиц

Пример переноса таблиц:

1)

Таблица 2.1 – Расчет численности штата операторов по предоставлению

услуг связи

  Наименование операции Норма времени, чел.-мин. Объем выполняемой работы за месяц Численность нормативная, ед.
 
Предоставление исходящего разговора МТР по АПП, разговор   2,400   21719,00   5,260
Предоставление входящего МТР по заказной системе, разговор   1,270   157,000   0,021    
Продолжение (либо окончание) таблицы 2.1
 
Предоставление исходящего МТР по АПП, разговор   4,160   340,000   0,143
Прием телеграмм от отправителей - с применением кассового аппарата, телеграмм; - с одновременной передачей с применением аппаратно- программного комплекса (АПК- Телеграф), телеграмма     3,160   3,850     1146,000   1141,000     0,366   0,444
Выдача краткой расшифровки за МТР, шт.   1,760   7515,000   1,336
Выдача полной расшифровки за МТР, шт.   2,580   30,000   0,008
Передача факса - от клиента с приемом оплаты, шт.; - для клиента с приемом оплаты, шт.   5,400   2,780   370,000   174,000   0,202   0,049
Выдача клиенту справки (о кодах, тарифах и т.д.), ед.   2,440   8365,000   2,062
Продажа электронных карточек, шт.   0,660   360,000   0,024
  Итого - - 9,915

Рисунок 2.4 – Пример горизонтального переноса таблицы

2)

Таблица 2.1 – Расчет численности штата операторов по предоставлению

услуг связи

  Наименование операции Норма времени, чел.-мин. Объем выполняемой работы за месяц
Предоставление исходящего разговора МТР по АПП, разговор   2,40  
Предоставление входящего МТР по заказной системе, разговор   1,27  
Предоставление исходящего МТР по АПП, разговор   4,16  
Прием телеграмм от отправителей - с применением кассового аппарата, телеграмм; - с одновременной передачей с применением аппаратно- программного комплекса (АПК- Телеграф), телеграмма     3,16   3,85      
Выдача краткой расшифровки за МТР, шт.   1,76  
Выдача полной расшифровки за МТР, шт.   2,58  
  Итого - -

Продолжение (либо окончание) таблицы 2.1

  Наименование операции Численность нормативная, ед.
Предоставление исходящего разговора МТР по АПП, разговор   5,26
Предоставление входящего МТР по заказной системе, разговор   0,021
Предоставление исходящего МТР по АПП, разговор   0,143
Прием телеграмм от отправителей - с применением кассового аппарата, телеграмм; - с одновременной передачей с применением аппаратно- программного комплекса (АПК- Телеграф), телеграмма     0,366   0,444
Выдача краткой расшифровки за МТР, шт.   1,336
Выдача полной расшифровки за МТР, шт.   0,008
  Итого 9,915

Рисунок 2.4 – Пример вертикального переноса таблицы

В тексте пояснительной записки таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Слово “Таблица” и его номер указывают слева над таблицей с абзацным отступом.

Наименование таблицы следует помещать над таблицей и оформлять в виде заголовка с прописной буквы.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа таким образом, чтобы ее можно было читать с поворотом дипломной работы по часовой стрелке.

Если строки и графы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» и ее наименование, указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями с абзацного отступа пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не приводят.

Таблицы с небольшим количеством граф и большим количеством строк допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией или линией толщиной 2s.

При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием. Точку после номера не ставят. Наименование показателей приводят с заглавной буквы через пробел от его номера.

Для облегчения ссылок в тексте документа при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу, допускается нумерация граф арабскими цифрами, при этом содержание головки таблицы не повторяется.

Обозначение единицы физической или экономической величины, общей для всех данных в строке, следует указывать в сокращенном виде после наименования показателя этой строки, отделяя от него запятой. Не допускается выносить в отдельную строку (графу) обозначение единицы физической или экономической величины. Исключением являются типовые сметы.

Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической или экономической величины, то обозначение единицы физической или экономической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической или экономической величины, то их обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических или экономических величин (например, в вольтах или в тысячах рублей), но имеются графы с показателями, выраженные в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической или экономической величины, например, “Напряжение в вольтах”, “Доходы в тысячах рублей”, а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических и экономических величин.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например D - диаметр, H - высота, L - длина.

При отсутствии отдельных цифровых данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

В интервале, охватывающем числа ряда, между крайними числами ряда в таблице допускается ставить тире.

Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя.

Значение показателя, приведенное в виде текста, записывают на уровне первой строки наименования показателя.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

При ссылке на таблицу в тексте работы указывается слово «таблица» и ее номер без указания ее названия (без скобок).

Оформление формул в тексте пояснительной записки по ГОСТ 2.105. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Формулы могут быть выполнены машинописным или рукописным способами чертежным шрифтом. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается. Рекомендуются следующие размеры буквенных символов для формул выполненных чертежным шрифтом: прописные буквы и цифры - 7 мм; строчные - 4 мм; показатели степени, надстрочные и подстрочные индексы - не менее 2,5 мм.

Оформление формул.

Формулу, включая пояснения символов и числовых коэффициентов, следует выделять из текста свободными строками.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова “где” без двоеточия после него.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак “х”.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).

Пример - Производительность труда Пт, тыс. руб., вычисляют по формуле

Организация выполнения ВКР - student2.ru , (1)


где Д - выручка (доходы), тыс. руб;
Т - среднесписочная численность работников, чел.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (1.1).

Порядок оформления в тексте пояснительной записки математических уравнений такой же, как и формул.

Иллюстрационный материал дипломной работы может быть представлен в виде графиков, эскизов, фотоснимков, схем, чертежей, макетов, слайдов и т.д. Содержание, форма представления и объем иллюстрационного материала согласовываются с руководителем дипломной работы.

К иллюстрационному материалу, помещаемому в тексте пояснительной записки, относятся графики, фотоснимки, схемы. Они именуются рисунками.

Количество иллюстраций в тексте пояснительной записки должно быть достаточным для пояснения, более полного раскрытия материала и дополнения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены по тексту пояснительной записки после первой ссылки на них или возможно ближе к соответствующим частям текста, в котором они упомянуты впервые.

Качество иллюстраций, помещаемых в тексте пояснительной записке, должно обеспечивать их четкое воспроизведение (электрографическое копирование, микрофильмирование и т.п.). Они должны быть выполнены черным цветом и соответствовать требованиям микрофильмирования, установленным государственными стандартами ЕСКД.

Иллюстрации в тексте пояснительной записки должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота дипломного проекта (работы) или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается “Рисунок 1”. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово “Рисунок” и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом.

Например, Рисунок 1 - Детали прибора

Отзыв и рецензия на ВКР

ВКР должна быть завершена и сдана научному руководителю на проверку в сроки, указанные в задании на дипломное проектирование, и доработана с учетом высказанных замечаний. С согласия руководителя работа сдается в переплет.

Переплетенная работа передается на рецензию.

Целью рецензирования ВКР является оценка качества выполненной работы и ее соответствия требованиям ГОС ВПО. Рецензия оформляется на соответствующем бланке (см. приложение 6 и 7). Выбор рецензента осуществляет кафедра. Рецензент должен быть квалифицированным специалистом, имеющим высшее образование и опыт работы в области, близкой к тематике ВКР. В исключительных случаях в качестве рецензентом могут выступать преподаватели других вузов или смежных кафедр университета.

В рецензии дается оценка актуальности, научной и практической ценности выполненной работы, методике ее выполнения, соответствия содержания заявленной теме и заданию на дипломное проектирование. Особо отмечаются достоинства и недостатки работы. В заключении рецензент делает вывод о соответствии данной работы требованиям, предъявляемым ГОС ВПО к выпускным квалификационным работам данной специальности, о возможности допуска работы к защите в Государственной аттестационной комиссии, присвоения выпускнику соответствующей квалификации (для специальности Экономика и управление на предприятии связи – экономист-менеджер, для других специальностей – экономист), а также оценивает работу по четырех балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). В случае неудовлетворительной оценки выпускник, по его просьбе, может быть допущен к защите, на которой должен, аргументировано обосновать свое несогласие с замечаниями рецензента.

Рецензия подписывает рецензентом с указанием места работы, должности (без сокращений), научной степени, звания, фамилии и инициалов. Подпись заверяется печатью учреждения, в котором работает рецензент.

Отзыв составляет научным руководителем (см. приложение Ж). В нем отражаются следующие вопросы:

- актуальность темы;

- степень новизны результатов;

- грамотность выполнения расчетов, практическая и научная значимость

полученных результатов;

- характеристика работы дипломника, степень проявленной

самостоятельности и инициативности и.т.д.;

- предложение о допуске работы к защите и присвоения выпускнику

соответствующей квалификации.

Оценка ВКР осуществляется по двухбалльной шкале (удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если научный руководитель считает, что работа не может быть допущена к защите, он в отзыве аргументирует свое решение. В этом случае ВКР к защите не допускается.

Защита ВКР

Очередность защиты устанавливается на основе заявления выпускника на имя заведующего кафедрой (см. приложение З), поданного в срок до 10 мая. При отсутствии заявления день защиты устанавливается по решению заведующего кафедрой.

За месяц до начала защиты декан факультета оформляет график очередности защиты ВКР, утвержденный проректором университета, и доводит его до сведения выпускников. Одновременно до сведения студентов доводится состав членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Изменение сроков и очередности защиты допускается в исключительных случаях по решению декана факультета на основании заявления выпускника с подробной аргументацией причины. Не позднее, чем за два дня до защиты заведующие кафедрой подписывают ВКР. Подписанная работа сдается секретарю ГАК не позднее, чем за день до защиты.

Защита осуществляется на заседаниях ГАК. Публичная защита ВКР имеет целью оценить готовность выпускника к профессиональной деятельности. В этой связи защита проводится при открытом заседании ГАК.

Процесс защиты строится следующим образом.

Председатель ГАК оглашает тему ВКР и предоставляет выпускнику слово для выступления.

В докладе выпускник должен кратко раскрыть актуальность и цель ВКР, на базе каких материалов была выполнена работа, раскрыть по главам содержание работы и изложить полученные результаты и выводы. Длительность выступления составляет не более 10 минут. Представляется целесообразным подготовка конспекта доклада. Выпускник должен излагать содержание работы свободно, не пользуясь постоянно подготовленным докладом. Выступление должно быть иллюстрировано таблицами, графиками, схемами и т.д. (не менее 3). Демонстрационный материал может быть представлен плакатами или в другой форме, например, презентация с использованием мультимедийного проектора. В этом случае, для каждого члена ГАК готовится комплект раздаточного материала (см. приложение И).

В процессе защиты члены ГАК имеют возможность ознакомиться с содержанием работы. После выступления выпускника члены комиссии имеют право задавать вопросы по разрабатываемой теме. Вопросы фиксируются в протоколе заседания ГАК.

Решение ГАК об окончательной оценке ВКР принимается на закрытом заседании сразу после проведения защиты всех работ, назначенных на данный день.

Наши рекомендации