Индексный анализ динамики прибыли и рентабельности
На изменение прибыли от продажи продукции оказывают влияние следующие факторы:
1. изменение количества проданной продукции (q);
2. изменение полной себестоимости единицы продукции (z);
3. изменение средней цены единицы продукции (р).
Факторная модель прибыли выглядит следующим образом:
.
Влияние этих факторов определяют при помощи системы взаимосвязанных индексов:
Взаимосвязь абсолютных приростов:
1. Индивидуальные индексы прибыли рассчитываются по отдельным видам продукции или по отдельным предприятиям, их можно представить как отношение массы прибыли отчетного периода к базисному:
.
2. Общий индекс чистого дохода или прибыли характеризует общее изменение прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием всего комплекса факторов:
, .
3. Общий индекс физического объема продукции характеризует изменение чистого дохода за счет изменения объема проданной продукции:
, .
4. Общий индекс себестоимости характеризует изменение чистого дохода за счет изменения себестоимости единицы проданной продукции:
, .
5. Общий индекс цен характеризует изменение чистого дохода за счет изменения цены единицы проданной продукции:
, .
6. Однако при анализе прибыли по группе продуктов на ее размер оказывают влияние не только цена, себестоимость и объем продукции, но и структурные сдвиги в объеме проданной продукции.
Влияние структурных сдвигов определяется следующим индексом:
Этот индекс, в свою очередь, можно представить как произведение двух общих индексов: влияния себестоимости и физического объема:
.
! При анализе прибыли в динамике индексном методом необходимо соблюдать одно правило: и в базисном, и в отчетном периоде должна быть прибыль, если за один период прибыль была, а за другой – убыток, то анализ проводить нельзя.
На изменение уровня рентабельности оказывают влияние следующие факторы:
изменение структуры проданной продукции;
изменение себестоимости продукции;
изменение цен на проданную продукцию.
Факторная модель рентабельности выглядит следующим образом:
.
Влияние этих факторов определяют при помощи системы взаимосвязанных абсолютных приростов:
Абсолютное изменение рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и за счет каждого фактора может быть вычислено на основе следующих формул:
влияние всех факторов:
влияние изменений в структуре проданной продукции:
влияние изменения себестоимости продукции:
влияние изменения цен на проданную продукцию:
Приложение 9