Организационно-методический раздел

Общие положения

1.1. Вид, сроки и форма проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080100 «Экономика» проводится в виде итогового экзамена в 12 семестре после выполнения магистрантами учебного плана и на основании Приказа о допуске к итоговой государственной аттестации. Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание включает десять вопросов, сформулированных в соответствии с программой итогового междисциплинарного экзамена.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится по следующим магистерским программам:

Прикладная макроэкономика и экономическая политика

Управление и социальная политика

Государственное и региональное управление

Институциональная экономика и экономическая политика

Математические, актуарные и инструментальные методы в экономике

Международная торговая система

Экономика фирмы

Финансы и учет

1.2. Цель и задачи итогового междисциплинарного экзамена

Целью экзамена является контроль выполнения требований к уровню подготовки магистрантов, завершивших обучение по вышеперечисленным магистерским программам по направлению 080100 «Экономика» и выявление теоретической подготовки к решению профессиональных задач.

Задачами экзамена является оценка уровня освоения комплекса учебных дисциплин, определяющих формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника магистерских программ по направлению «Экономика»:

Выявить умение выпускника использовать знания, приобретенные в процессе теоретической подготовки и сформированные компетенции для решения профессиональных задач и его подготовленность к продолжению образования по основным образовательным программам послевузовского профессионального образования с учетом общих требований, предусмотренных соответствующим образовательным стандартом.

ОКМ-1 - способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2 - готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3 - способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4 - готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5 - готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках

П-1 - способен на основе современных методов обобщать, критически оценивать и практически применять результаты, получаемые отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления развития теоретико-прикладных знаний, составлять программу исследований

П-2 - способен осуществлять эффективное оперативное и стратегическое руководство индивидуальным бизнесом, а также экономическими, финансовыми, маркетинговыми, кадровыми, производственно-экономическими и аналитическими службами и подразделениями на предприятиях (в организациях) различных форм собственности, включая совместные предприятия и финансовые институты; в органах государственной и муниципальной власти, в общественных, некоммерческих, и международных организациях, разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности

П-3- способен прогнозировать структурные сдвиги и динамику основных социально-экономических и финансовых показателей предприятий (организаций), отраслей, регионов и экономики в целом в условиях инновационных изменений и углубления процессов глобализации

П-4 - способен разрабатывать эффективные стратегии поведения экономических агентов c учетом конкурентной ситуации на различных рынках, включая международные, в условиях динамично изменяющейся институциональной среды и технологических сдвигов

П-5 - способен самостоятельно осуществлять разработку проектных решений и оценку их эффективности в условиях неопределенности и риска, готовить необходимые нормативно-методические документы, предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ

П-6- способен формировать аналитические материалы для оценки мероприятий с помощью инструментальных средств в области финансовой, экономической и социальной политики и принятия стратегических решений на микро-, мезо- и макроуровне на основе анализа и использования различных источников информации, включая полнотекстовые базы данных и источники Интернета

П-7- способен осваивать и практически применять современные образовательные и информационные технологии, разрабатывать учебно-методические комплексы для преподавания экономических, экономико-управленческих и экономико-математических дисциплин в высших учебных заведениях с учетом лучшего международного опыта

Соотношение компетенций и тем итогового междисциплинарного экзамена представлено в Приложении 1.

1.3. Требования к выпускнику, проверяемые на итоговом междисциплинарном экзамене

Выпускник должен иметь знания основных экономических проблем и возможностей современных научных средств их анализа и решения, умение формулировать и решать задачи, требующие углублённых профессиональных знаний. Выпускник должен уметь выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся литературных данных.

Выпускник должен:

Знать

· основные направления развития экономической науки;

· теории экономической истории и трактовки историко-экономического процесса;

· основные тенденции социально-экономического развития современного общества;

· содержание и основные аспекты применения информационных технологий в экономике;

• закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

· основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макро-, микроэкономики, эконометрики;

· современные методы эконометрического анализа;

Уметь

· формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности;

· использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач;

· применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

· сформировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне

Владеть

· методологией и методикой проведения экономических исследований ;

· навыками самостоятельной научно-исследовательской работы

· навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;

· современной методикой построения эконометрических моделей

Содержание итогового междисциплинарного экзамена

Тема 2.1. Основные школы и направления в развитии экономической науки. Особенности методологии экономического анализа

Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Определение предмета. Трудовая теория стоимости. Маркс и формирование концепции капитализма. Маржинализм и его эволюция. Неоклассическая парадигма в экономике. Концепции рыночного равновесия и равновесной цены. «Старый» институционализм. Основные концепции экономической теории благосостояния. Кейнсианство и неокейнсианство. Новая институциональная экономическая теория и ее основные направления. Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Теории переходной экономики.

Особенности становления и развития российской экономической мысли. Методология историко-экономических исследований. Меркантилизм в России. Основные направления развития отечественной экономической мысли в Х1Х – ХХ вв.- буржуазно-демократическое, народничество, марксизм. Организационно-производственное направление. Содержание и историческое значение трудов Н.Д.Кондратьева в отечественной и мировой экономической науке. Основные дискуссии советских экономистов в 1920-30-е и в 1960-80 гг.

Философские и методологические предпосылки экономических теорий. Принципы и методы экономико-теоретических исследований. Значение и границы применения математических методов в экономических исследованиях. Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний. Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке. Структура современного экономического знания. Информатизация, глобализация и развитие «экономики знаний».

Тема 2.2. Теория потребительского поведения. Производство и издержки. Теории фирмы

Микроэкономика как основа поведения домохозяйств. Принцип экономической рациональности. Предпосылки неоклассической теории потребительского выбора. Кривые Энгеля и «пирамида» человеческих потребностей Маслоу. Особенности кардиналистского и ординалистского подходов к анализу полезности и спроса и возможности их использования для решения проблемы выбора в условиях неопределенности и риска. Особенности подходов Слуцкого и Хикса к разложению эффекта от изменения цен на рынке применительно к экономической политике правительства. Ценовая эластичность и эластичность спроса населения по доходу как основа государственной политики цен и доходов. Выявление истинных предпочтений потребителей как практическая задача. Модель межвременного выбора потребителей как основа политики сбережений и инвестиций. Понятие ограниченной рациональности.

Предприятие, фирма, бизнес. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек, прибыли и результатов деятельности фирмы. Особенности технического взгляда на фирму (фирма как «черный ящик»). Эффект масштаба и горизонтальные размеры фирмы. Понятие минимально эффективного размера производства. Сетевой эффект и вертикальные границы фирмы.

Развитие представлений об экономической природе фирмы, ее границах и целевых установках.Концепция предпринимательской фирмы Й. Шумпетера. Агентский подход и теория неполных контрактов. Оппортунистическое поведение и присвоение квази-ренты. Теория трансакционных издержек, имущественных прав и стимулирование инвестиций в специфические активы. Уточнение вертикальных границ фирмы. Эволюционная экономическая теория о фирме как динамической организации. Ключевые компетенции и инновационный потенциал фирмы. Организационно-правовые формы современной фирмы. Роль транснациональных корпораций. Малый бизнес в современной экономике. Сетевые формы организации современного бизнеса. Рынки с асимметричной информацией. Моральный риск.

Тема 2.3. Типы рыночных структур и конкурентная политика государства

Уровень концентрации продавцов (покупателей) и его влияние на тип рынка. Понятие рыночных барьеров и их разновидности. Модель совершенной конкуренции и границы её практического применения. Соотношение совершенной и эффективной конкуренции. Конкуренция и монополия. Экономические последствия монополии. Монополия и монопольная власть. Индекс Лернера. Ценовая дискриминации и оценка ее последствий для потребителей и фирм. Монопсония и двусторонняя монополия. Уровень концентрации и монополизации в современной экономике. Естественная монополия и ее границы. Основные методы регулирования. Особенности антимонопольного законодательства в различных странах.

Олигополия как основной тип современных рынков. Плюсы и минусы концентрации и централизации производства. Основные модели олигополии (Курно, Штакельбекрга, Эджворта, Бертрана, Форхаймера). Картельные соглашения и их регулирование. Условия, ограничивающие и способствующие олигопольной координации. Институциональный подход к олигопольным соглашениям. Монополистическая конкуренция, ее специфика и границы. Территориальное (географическое) размещение производств в условиях высокой концентрации и централизации капиталов. Теория и практика государственной политики в отношении монополий и олигополистов.

Тема 2.4. Рынки факторов производства. Экономическая эффективность и социальная справедливость

Производный характер спроса на ресурсы. Особенности ценообразования на ресурсных рынках. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд при различных типах рынков. Ситуация монополии – монопсонии на отдельных рынках. Ценовая дискриминация и пути ее преодоления. Региональный аспект размещения трудовых ресурсов и спроса на них Предложение труда. Кривая рыночного предложения труда. Заработная плата и ее факторы. Формирование заработной платы в условиях конкуренции и монопсонии. Роль профсоюзов на рынке труда. Регулируемая заработная плата. Дискриминация на рынке заработной платы. Неравенство доходов (кривая Лоренца и коэффициент Джини) и его социальные последствия.

Капитал и инвестиции. Спрос фирмы на инвестиции на долгосрочном интервале. Концепция приведенной ценности и эффективность инвестиционных решений. Природные ресурсы. Внутренние и внешние цены. Ресурсное богатство и «голландская болезнь». Олигополии на российских ресурсных рынках – плюсы и минусы. Рынок земли и других природных ресурсов: границы и методы регулирования. Структура имущественных прав на землю, роль частной и государственной собственности. Современная аграрная политика в странах Запада. Проблема распределения рентных доходов.

Общее конкурентное равновесие (модель Вальраса, модель Эрроу-Дебре). Парето-оптимальность. Общественные блага и общественный сектор экономики. Финансирование производства общественных благ. Внешние эффекты (экстерналии) и нарушение условия Парето-эффективности. Методы интернализации внешних эффектов: от А. Пигу до Р. Коуза. Купля-продажа прав на загрязнение природной среды как инструмент решения глобальной экологической проблемы. Теория общественного выбора и экономический анализ демократического государства.

2.5.Измерение результатов макроэкономической деятельности. Модель совокупного спроса и совокупного предложения

Цели макроэкономического анализа и макроэкономической политики. Основные макроэкономические показатели. ВВП, его исчисление по расходам и доходам. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Валовой национальный доход (ВНД). Основные макроэкономические тождества. Реальный и финансовый секторы. Макроэкономические агрегаты и система национального счетоводства.

Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Равновесие на рынке труда. Понятие полной занятости. Безработица и ее разновидности. Совокупный спрос (AD) и его компоненты. Потребление и сбережения. Инвестиции. Фактические и планируемые расходы. Равновесие в кресте Кейнса. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-AS и «кейнсианского креста».

Связь между ценой и величиной совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение (AS) в краткосрочном и долгосрочном временных интервалах. Предложение и цена. Неценовые факторы совокупного предложения. Установление равновесия в результате изменения спроса и предложения.

Тема 2.6.Государство в рыночной экономике. Фискальная и монетарная политика

Эволюция взглядов на роль государства в рыночной экономике. Оценка степени вмешательства государства. Эволюция экономических функций государства и экономической политики. Доходы и расходы государства. Принципы построения налоговой системы. Налоговые системы различных стран и критерии их оценки. Налоговое бремя и его перемещение. Кривая Лаффера. Избыточное налоговое бремя. Оптимальное налогообложение. Расходы государства и их структура. Государственный закупки, чистые налоги и располагаемый доход. Бюджетный дефицит. Циклический и структурный дефициты госбюджета. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Бремя бюджетного дефицита и государственного долга. Внешний и внутренний долг; последствия для экономического роста.

Современная количественная теория денег М.Фридмена. Деньги в кейнсианской теории. Предложение денег и спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. Банковская система. Создание денег банками. Депозитный (банковский) мультипликатор. Денежный мультипликатор. Центральный банк и его функции в современной экономике. Цели и инструменты кредитно-денежной политики. Инфляционное таргетирование. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Резервные требования. Валютные операции.

Кейнсианская монетарная политика - политика «дешевых» и «дорогих» денег. Связь денежного рынка с процентной ставкой в кейнсианской теории. Эффективность монетарной политики. Рынок ценных бумаг и виды биржевых операций. Деньги и обменные курсы. Механизм обменного курса. Фиксированные и плавающие (гибкие) обменные курсы. Конвертируемость валюты. Паритет покупательной способности. Инфляция: фискальные и денежные аспекты. Основные разновидности и последствия инфляции.

Тема 2.7. Макроэкономическая сбалансированность и экономический рост

Совокупный спрос и мультипликатор Кейнса. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM. Равновесие в модели IS-LM. Влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Экономическая политика в моделях AD-AS и IS-LM при изменениях уровня цен.

Экономический рост и совокупное предложение. Кривая Филлипса в кейнсианской теории. Теория рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Антиинфляционная политика. Экономическая теория стимулирования совокупного предложения. Экономические циклы. Фазы цикла и их характеристика. Особенности современных циклов и кризисов.

Теории экономического роста. Понятие и факторы экономического роста. Кейнсианские модели экономического роста. Неоклассическая модель роста Р. Солоу. Теория длинных волн Н. Кондратьева. Новые подходы в теории экономического роста, их реализация на практике. Долгосрочный экономический рост и проблема устойчивого развития.

Тема 2.8.Мировая экономика и глобальные проблемы

Мировая экономика: история и современность. Теория сравнительных преимуществ и международное разделение груда. Теорема Хекшера-Олина. Экономический потенциал мирового хозяйства, отраслевая и социально-экономическая структура. Центр и периферия мирового хозяйства. Транснационализация и глобализация. Международное движение товаров и капиталов. Мировой рынок и международная торговля, тенденции формирования внешнеторговой политики. Международное движение капиталов, роль ТНК. Международная валютно-финансовая система и ее эволюция. Валютный курс и валютный рынок. Торговый и платежный балансы. ВТО как механизм взаимодействия национальных экономик. Россия и ВТО.

Глобализация мировой экономики и ее закономерности. Глобальные проблемы мирового экономического развития. Всемирное хозяйство и национальная экономика. Основные интеграционные группировки и их потенциал. Деятельность международных экономических организаций (МВФ, ВБ, ОЭСР, МБРР, ВТО и др.).

Тема 2.9. Экономико-статистические и эконометричекие методы в экономике

Методология эконометрического анализа. Виды данных в экономико-статистическом анализе и типы используемых моделей. Этапы эконометрического исследования. Метод наименьших квадратов и метод максимального правдоподобия. Коэффициент детерминации и скорректированный коэффициент детерминации. Интерпретация коэффициентов регрессии. Проверка гипотез об индивидуальной значимости коэффициентов и значимости уравнения регрессии в целом. Проверка гипотезы о совместной незначимости группы коэффициентов.

Временные ряды в экономике и их специфика. Основные типы моделей временных рядов. Нестационарность и интегрируемость временных рядов: понятия и тесты. Разностно-стационарные процессы и процессы, стационарные с точностью до тренда. Ложная регрессия. Коинтегрируемость временных рядов. Модели корректировки отклонений (ECM).

Интегрированные процессы авторегрессии и скользящего среднего (ARIMA) и их основные свойства. Методология Бокса-Дженкинса построения моделей ARIMA. Прогнозирование по моделям ARIMA. Модели условной гетероскедастичности (ARCH) и их основные свойства.

Принципы построения моделей векторной авторегрессии. Модели векторной авторегрессии и нестационарные временные ряды. Векторная модель коррекции ошибок и метод Йохансена. Практические приложения к экономике эконометрических методов.

Тема 2.10. Информационные технологии в экономике

Понятие информационных технологий. Комплексы задач (учетные, аналитические, стратегические) с точки зрения инструментария поддержки. Характеристика применения IT в области планирования учета, анализа, поддержки принятия решения. Обзор основных программных продуктов. Программы общего назначения.

Программные продукты поддержки анализа экономической информации. Классификация в соответствии с комплексом экономических задач. Требования к информационным системам. Функциональная структура типовой информационной системы. Состав и структура обеспечивающих подсистем (информация и информационное обеспечение, программное обеспечение, вычислительная система и т.д.). Обзор рынка ИС.

Основные аспекты применения информационных технологий в науке и образовании. Информационные модели, системы и технологии в экономической науке. Информационные технологии и информационные системы.

3. Список литературы

Литература к теме 2.1.

1. История экономических учений: Учебное пособие / В.С. Автономов, О. И. Ананьин, Н. А. Макашева и др. М.: Инфра-М, 2009.

2. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х томах, М., 1995.

3. Богомазов Г.Г. Благих И.А. История экономики и экономической мысли России. М.: Экономика. 2010.

4. Гринэуэй Д., Блини М., Стюарт И. (ред.) Панорама экономической мысли конца XX столетия. СПб. 2002.

5. Иноземцев В.Л. (ред.) Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М. 1999.

6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. / Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М., 1993

7. Маркс К. Капитал: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1955-1974.

8. Маршалл А. Принципы экономической науки М.. 1993.

9. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. М. 1980.

10. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело. 2002.

11.Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ. 2005.

12. Нуреев Р.М. (ред.) «Великая трансформация» Карла Поланьи. Прошлое, настоящее, будущее. М.: Издат.дом ГУ ВШЭ. 2006.

13.Познер Р. Экономический анализ права. В 2-х томах. СПб. 2004.

14.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М. 1992.

15.Рязанов В.Т. (ред.) Институциональный анализ и экономика России.М.: Экономика. 2012.

16.Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.1996.

17.Худокормов А.Г. (ред.) История экономических учений. Современный этап. М.: ИНФРА-М. 2009.

Литература к темам 2.2 – 2.4.

1. Боулз С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция. М.: изд-во «Дело» АНХ, 2011.

2. Гальперин В.М. (ред.) Вехи экономической мысли. В 5-и томах. СПб: Экономическая школа. 1999-2003.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х томах. СПб: Экономическая школа. 2008.

4. Коуэл Ф. Микроэкономика. Принципы и анализ. М.: изд-во «Дело» АНХ, 2011.

5. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. М.: «Экономика». 2009.

6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986.

7. Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления. Учебное пособие. М. Издат.дом ГУ ВШЭ. 2009.

8. Уильямсон О.И., Сидней С.Дж. (ред.) Природа фирмы. М.: «Дело». 2001.

9. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.: ИНФРА-М. 2008.

10.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М. «Экономика». 1996.

11.Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х т. СПб: Экономическая школа. 2001.

12.Pepall L., Richards D., Norman G. Industrial organization: contemporary theory and empirical application. 4-th ed. Blackwell Publishing. 2008.

13. Perloff, J. M., Microeconomics: Theory and Applications with Calculus. Addison-Wesley, 2007.

14. Varian H.R. Intermediate Microeconomics. A modern approach.8-th ed. W. W. Norton & Company. 2010.

Литература к темам 2.5-2.8

1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. М.-СПб: Питер. 2008.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Бродский Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень/ Б.Е. Бродский- М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012.-336 с.

4. Виноградов Д.В., Дорошенко М. Е. Финансово-денежная экономика. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ. 2009.

5. Занадворов В. С. Колосницина М.Г. Экономическая теория государственных финансов. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006.

6. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. М.: ИНФРА-М. 2004.

7. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков, 7-е издание: Пер. англ.М.: «И.Д. Вильямс». 2006.

8. Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.

9. Никифоров А. А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: «Дело и Сервис». 2008.

10.Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1999.

11. Сутырин С.Ф. (ред.) ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. М.: Эксмо. 2008.

12.Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: Пер. с англ.– М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

13.Туманова Е. А. , Шагас Н. Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.

14.Холопов А.В. Валютный курс и макроэкономическая политика. М.: НТО им.С.И. Вавилова. 2006.

15.Krugman P.R., Obstfeld M., Melitz M. International Economics. TheoryandPolicy.9thEdition.Boston: Pearson Addison Wesley. 2011.

16. Mankiw N.Gr. Macroeconomics.7thEdition.WorthPublishers. 2010.

17.WorldInvestmentReport. Non-equity modes of international production and development publishers.2011.UNCTAD. New York and Geneva. 2011.

18. World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence //http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr11_e.htm

Литературактемам 2.9 – 2.10

1. БрусаковаИ. А., ЧертовскийВ. Д.Информационные системы и технологии в экономике. М.: Финансы и статистика. 2008.

2. ВинстонУ.Л. MicrosoftOfficeExcel 2007. Анализ данных и бизнес-моделирование.

3. Вербик М. Путеводитель по современной эконометрике. М., Научная книга, 2008

4. ГраничинО. Н.,. КияевВ. И.Информационные технологии в управлении.Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011.

4. Доугерти К. Введение в эконометрику. М., ИНФРА-М, 2007.

6. Елисеева И.И. (ред.) Эконометрика. М: Изд-во «Проспект», 2011.

7. Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. 7-е изд. М: Дело, 2005.

8. Мхитарян В.С. (ред.) Эконометрика. М: «Проспект», 2010.

9. Мур Дж, Уэдерфорд Л.. Экономическое моделирование в Microsoft Excel., 6-е изд. М.: Изд.дом «Вильямс». 2004.

10.О персональных данных. Федеральный закон Российской Федерации от 27.06. 2006 г. ФЗ-152.

11.Об информации, информационных технологиях и защите информации. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07. 2006. ФЗ-149

12.Подкорытова О.А. Единичные корни и коинтеграция. СПб. 2009.

13.Подкорытова О.А. Прикладной эконометрический анализ. Рабочая тетрадь. СПб. 2008.

14.Суслов В.И., Ибрагимов Н.М., Талышева Л.П., Цыплаков А.А. Эконометрия. Новосибирск.2005.

15.Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2005.

16. Brooks С.Introductory Econometrics for Finance. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

17. Verbeek M. A Guide to Modern Econometrics.JohnWileyandSons.2012.

Организационно-методический раздел

4.1. Методика формирования контрольных заданий итогового междисциплинарного экзамена

Экзаменационные задания составляются членами ГЭК. Вариант письменного задания включает 10 вопросов из программы экзамена.

4.2. Организация проведения итогового междисциплинарного экзамена

Форма проведения экзамена – письменная.

Продолжительность экзамена 3 астрономических часа. Экзамен не предусматривает перерывов.

Студенты, допущенные к экзамену, получают один вариант письменного задания и одновременно начинают его выполнять. Замена варианта не допускается.

На титульной странице экзаменационного листа студент указывает состояние здоровья словами «на момент проведения экзамена здоров» и ставит подпись.

За время проведения экзамена магистрант должен написать развернутые ответы на все вопросы на проштампованных экзаменационных листах.

На экзамене запрещается использование любых технических средств (за исключением калькулятора) и дополнительных источников информации (книг, учебных пособий, справочников и т.д.).

4.3. Критерии и система оценки результатов итогового междисциплинарного экзамена

Ответ на каждый вопрос требует полного и точного ответа по существу вопроса и фиксируется в экзаменационном листе письменного ответа, который выдается студенту

Ответ на каждый вопрос оценивается 0, 1, 2 или 3 баллами.

0 баллов – отсутствие ответа на вопрос или грубая ошибка;

1 балл – неполный и неточный ответ на вопрос;

2 балла – неполный, но точный ответ на вопрос;

3 балла – полный и точный ответ на вопрос.

Элементы научного творчества в ответах на вопросы оцениваются в совокупности дополнительными 3 баллами.

Итоговая оценка за экзамен выставляется по следующей шкале:

Традиционная шкала Новая шкала
Оценка Оценка ECTS
Отлично А Отлично 29-33
Хорошо B Очень хорошо 24-28
C Хорошо 19-23
Удовлетворительно D Удовлетворительно 14-18
Е Посредственно 10-13
Неудовлетворительно F Неудовлетворительно менее 10
Fx Неудовлетворительно без права пересдачи менее 5

Проверка работ осуществляется на закрытом заседании ГЭК при наличии не менее одной второй ее состава. Решение ГЭК принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена вносятся в протокол заседания ГЭК. Неявка студента отмечается в протоколе заседания ГЭК словами «не явился».

Результаты экзамена объявляются не позднее, чем на третий день после его проведения. Апелляция не предусмотрена.

Экзаменационные листы с ответами хранятся в архиве.

4.4. Методические указания по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену и выполнению экзаменационного задания

При предварительной подготовке к экзамену следует:

обратить внимание на использование современной научной российской и зарубежной литературы;

активно использовать релевантную информацию периодических изданий (российских и зарубежных) и Интернет-ресурсов;

При подготовке к ответам на вопросы экзаменационного задания:

осмыслить содержание вопроса, уточнить круг проблем, требующих раскрытия;

продумать структуру ответа на вопрос, способствующую его наиболее полному и логичному освещению;

обратить внимание на фактологическое обоснование ответа на поставленные вопросы;

определить и четко сформулировать (при наличии) дискуссионные проблемы в рамках изучаемого вопроса, определить основных участников дискуссий, особенности их теоретико-методологических подходов к интерпретации данного вопроса, характер аргументации.

Приложение 1

Наши рекомендации