Социально-экономическая сущность и функции налогов
Налоги – одна из древнейших экономических категорий. Они появились вместе с возникновением государства. Государство для выполнения своих функций нуждается в финансовых ресурсах , источником которых выступает главным образом национальный доход. Собственность государства в условиях частной собственности относительно невелика, поэтому его участие в перераспределении национального дохода ограничено. Оно (государство) осуществляет главным образом вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Т.о. налоги являются главным методом мобилизации государством национального дохода и по своей природе являются огосударствленной частью национального дохода. В этом их экономическая сущность. Поскольку существование налогов обусловлено объективными предпосылками и они выражают отношение между государством и налогоплательщиками, то налоги всегда можно определить как экономическую категорию, котораая выражает отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и формирования основного централизованного фонда государства.
В соответствии с налоговым кодексом РФ ч.1 , ст. 8 – «под налогом понимаются обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств , в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».
В соответствии с налоговым кодексом СБОР – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц , уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов в госорганы органами местного самоуправления , иными уполномоченными органами и должностными лицами, юр значимых действий ,включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
НАЛОГИ – выполняют несколько функций , при этом среди экономистов нет единой точки зрения о количестве и содержании этих функций. Наиболее распространенной является точка зрения, которая отстаивает две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций (деятельности). Она является главной. При этом значение фискальной функции во всех государствах возрастает, т.к. увеличиваются расходы государства, а, соответственно, и увеличивается потребность в налоговых поступлениях. Сегодня налоги занимают 70-80% доходов всех государств. Однако рост налогообложения имеет определенные экономические и социальные границы, за которыми оно становится социально опасным для государства.
Экономические - после уплаты налогов у налогоплательщика должны остаться средств а, как минимум обеспечивающие простое воспроизводство.
Социальные - недовольство и открытые выступления налогоплательщиков против проводимой государством налоговой политики.
Регулирующая функция – государство с помощью налогов вмешивается в процесс общественного воспроизводства и регулирует отдельные экономические процессы. Оно (регулирование) может происходить в различных направлениях:
- с помощью налоговой политики государство может ускорить процесс накопления капитала, предоставляя налоговые льготы на ту часть прибыли, которая идет на инвестиции
- налоговая политика способствует решению проблемы реализации товара. Так, государство, устанавливая высокие таможенные пошлины , сдерживает приток иностранных товаров , и тем самым способствует росту спроса на национальную продукцию. В то же время , с товаров , предназначенных к вывозу , налоги не взимаются , или предоставляется отсрочка платежа налогов
- налоги регулируют движение капитала между странами. Так , более высокие налоги на доходы иностранных компаний сдерживает приток иностранного капитала. Поощрение экспорта своего капитала осуществляется государством предоставлением льгот при обложении доходов от иностранных капиталовложений.
- с помощью налоговой политики государство может изменять отраслевую структуру хозяйства , территориальное размещение производительных сил с целью уменьшить глубокие диспропорции, порожденные рыночной экономикой
- с помощью налогов можно сглаживать цикличность развития производства. Так, в период экономического спада государство может снижать налоги для поощрения активности частных капиталов , а при подъеме увеличивать налоги в целях сдерживания экономического развития.
- и другие.
Основы построения налогов
Каждый налог содержит следующие элементы:
- субъект (налогоплательщик)
- объект
- налоговая база
- источник
- единица обложения
- налоговая ставка
- налоговый оклад
- налоговые льготы
- налоговый период
Субъект (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог по закону
Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (имущество , прибыль , доход , стоимость реализованных товаров)
Налоговая база – представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения
Источник – доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог (зарплата, прибыль и др.)
Единица обложения – единица измерения объекта (в денежном и натуральном выражении)
Налоговая ставка (квота) – величина налога на единицу обложения. Различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Процентные ставки выражаются в сотых долях объекта обложения и подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные:
Пропорциональные – ставки, действующие в едином % к объекту обложения (НДС и т.д.)
Прогрессивные – ставки , которые увеличиваются с ростом объекта обложения. Существует 2 вида прогрессии : простая и сложная. При простой растет ставка налога применительно ко всему объекту обложения ; при сложной объект обложения делится на части , каждая из которых облагается своей ставкой , т.е. повышающая ставка применима не ко всему объекту , а к части , превышающей предыдущую ступень.
Налоговый оклад – сумма налога , уплачиваемая субъектом с одного объекта
Налоговые льготы – скидки , вычеты при обложении налогом. К льготам относят и необлагаемый минимум.
Налоговый период – под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени , применительный к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога , подлежащая уплате.