Производственные кооперативы (артели). 2 страница
Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.
В исключительную компетенцию совета директоров (вопросы, которые не могут быть переданы исполнительному органу) входит решение следующих вопросов:
• определение приоритетных направлений деятельности АО;
• созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
• утверждение повестки дня общего собрания;
• определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании;
• вынесение на общее собрание вопросов о реорганизации АО;
• увеличение уставного капитала (если это право предусмотрено уставом или общим собранием);
• размещение облигаций и иных ценных бумаг (если иное не оговорено уставом);
• определение рыночной стоимости имущества;
• образование исполнительного органа АО и досрочное прекращение его полномочий, размер вознаграждения исполнительного органа (если уставом это возложено на совет директоров);
• рекомендации по оплате ревизионной комиссии и услуг аудитора;
• рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
• использование резервного и иных фондовАО;
• другие вопросы.
Члены совета директоров избираются годовым общим собранием сроком на один год (член совета может переизбираться неограниченное число раз).
Полномочия члена совета директоров (всего состава совета) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания.
Руководство текущей деятельностью АО осуществляется директором (генеральным директором) или директором и правлением, а в отдельных случаях (по решению общего собрания и договору, утвержденному советом директоров) — управляющим.
Закон об акционерных обществах содержит и многие другие положения, необходимые для нормального его функционирования. Следует отметить, что новый Закон об АО имеет ряд существенных особенностей по сравнению с предыдущими нормативными актами об АО. Во-первых, этот закон считают менеджерским, так как в нем существенно сдвинуты полномочия от общего собрания акционеров к совету директоров АО. Во-вторых, впервые в отечественном законодательстве закреплены понятия «рыночная цена» и «рыночная стоимость», которые по своему содержанию близки к международному стандарту. Приведем это определение: «Рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобретать, согласен был бы приобрести». Из этого вытекает, что рыночной стоимостью имущества является его цена. В-третьих, важной особенностью Закона об АО является то, что этот закон существенно ущемляет права генерального директора АО. По новому закону генеральный директор не может быть председателем совета директоров.
По мнению многих специалистов, это является позитивным моментом, так как до этого генеральные директора имели, по сути, неограниченные права и зачастую злоупотребляли этим положением в своей деятельности.
Федеральный Закон об АО имеет много и других особенностей.
Акционерное общество по решению общего собрания акционеров может быть ликвидировано или преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или кооператив.
Преимущества АО:
• корпоративная форма доказала на практике свою рациональность там, где необходимы крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство;
• гарантированы от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен. Организация капитала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков, а также возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, т.е. возможность быстрого, почти мгновенного, перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;
• являются проводниками ускорения НТП, так как им под силу осуществить весь цикл «наука — производство»;
• имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг);
• акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.
К недостаткам корпоративного предпринимательства относят отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля необходимо иметь около 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетенции при его использовании.
Выводы
Россия имеет все необходимое, чтобы в самое ближайшее время стать одной из самых развитых стран мира при условии проведения государством научно обоснованной экономической политики и проявления у ее граждан чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Кризисное состояние экономики было обусловлено многими причинами как объективного, так и субъективного характера, но основная — слабость государства, которая проявилась в неспособности государства разрабатывать и проводить в жизнь научно обоснованную экономическую и социальную политику, задействовать все имеющиеся в его распоряжении экономические и административные рычаги для воздействия на экономику, криминальную обстановку общества и другие процессы.
Народнохозяйственный комплекс страны состоит из множества межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, но ведущей отраслью является промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение и металлообработка, химическая промышленность и электроэнергетика. Именно промышленность и ее прогрессивные отрасли являются катализатором ускорения НТП в народном хозяйстве и основой для расширенного воспроизводства.
Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями труда.
Под отраслевой структурой промышленности понимаются совокупность межотраслевых комплексов или отраслей, входящих в промышленность, и их доля в общем промышленном производстве.
Совершенствование отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.
Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.
Согласно ГК РФ (часть первая) основными организационно-правовыми формами хозяйствования юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, АО (открытого и закрытого типа); унитарные предприятия (государственные и муниципальные); производственные кооперативы (артели). Каждая из них имеет свои плюсы, минусы и право на жизнь.
Контрольные вопросы
7. Каковы основные причины кризисных явлений в экономике России?
2. Почему промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства?
3. Каковы наиболее прогрессивные отрасли промышленности и почему они являются таковыми?
4. Что такое отрасль и отраслевая структура промышленности?
5. Какие показатели и критерии характеризуют прогрессивность отраслевой структуры промышленности?
6. Каков механизм влияния совершенствования отраслевой структуры на эффективность функционирования экономики страны?
7. Какова тенденция изменения отраслевой структуры промышленности за последние годы?
8. Как классифицируются юридические лица по определенным признакам?
9. Каковы согласно ГК РФ организационно-правовые формы хозяйствования?
10. Какая организационно-правовая форма хозяйствования получила наиболее широкое распространение в мире?
ГЛАВА 4 КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Рассмотрим эти прогрессивные формы производства более подробно.
4.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ
Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Концентрация на предприятииможет развиваться на основе различных форм:
• увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
• увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятииможет быть достигнута путем:
• увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
• одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
• развития комбинирования взаимосвязанных производств.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.
Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука —производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
• больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:
• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту;
EH — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кi — капитальные вложения по i-му варианту;
ЗTPi, — транспортные расходы по i-му варианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.
В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис. 4.1.
А — внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;
В — внепроизводственные затраты;
П — полные затраты на производство и реализацию продукции.
Рис. 4.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства
На рис. 4.1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А+В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.
В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.
Проиллюстрируем эту концепцию на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Одна из возможных кривых зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства
На этом рисунке экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они возрастают.
Минимальный эффективный размер предприятия достигается на участке OV1, и он продолжается до точки V2, так как на участке V1—V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки.
Участок кривой ВС характеризует рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т.е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукции больше V2невыгодно.
Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.
4.3. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.
Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые — 25—99 человек, промежуточные — 100— 499 человек, крупные — 500—999 человек и крупнейшие — свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся предприятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.
Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3—18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1—5 млн долл.
Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.
В Японии к малым относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг — не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.
В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:
в промышленности и строительстве — до 200 человек;
в науке и научном обслуживании — до 100 человек;
в других отраслях производственной сферы — до 50 человек;
в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле — до 15 человек.
Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране.
Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штатах. Она оказывает финансовую помощь кредитами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.
Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой результативностью. Так, в течение года разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США — около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амортизации, гарантирование займов, льготное налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фирмами, касается вопросов бухгалтерского учета, финансирования, уплаты налогов, менеджмента.
В РФ также начала создаваться система поддержки и развития малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Законом определено, что теперь не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.
По новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.
По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Малым предприятиям (с предельной численностью работающих до 15 человек) и гражданам-предпринимателям разрешено применять упрощенный порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход, то 10% дохода — в федеральный бюджет и до 20% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государственной власти субъекта федерации.
Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта федерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка, полученная за отчетный период. Не применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в:
организациях, занятых производством подакцизной продукции;
организациях, созданных на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
кредитных организациях;
страховых организациях;
инвестиционных фондах;
предприятиях игорного и развлекательного бизнеса и др.
К числу ограничений относится также запрет перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика превышает сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны подать заявление в налоговые органы по месту своей регистрации. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент. Годовая стоимость патента зависит от вида деятельности малого предприятия. Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквартально и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога. Индивидуальные предприниматели уплачивают только стоимость патента.
Следующей особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями. Остановимся на них более подробно.
Для всех малых предприятийустановлены следующие дополнительные льготы:
• в первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную часть основных фондов и меньше платить сумму налога на прибыль;
• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
• освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;
• в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские лекарства и препараты, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации. В третий и четвертый год работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в 3-й год — по ставке 25%, в 4-й — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.