Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства. Особенности антиинфляционной политики в РФ
Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибылей и оживлению рыночной конъюнктуры и потому могут положительно сказываться на экономическом развитии, но при высоком уровне роста цен и длительном характере инфляция превращается в величайшее экономическое зло.
Инфляция дезорганизует хозяйство: неравномерный рост цен усиливает диспропорции в экономике, искажает структуру потребительского спроса, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к накоплению, обесценивает их, ведет к снижению реальных доходов населения и расслоению общества, падению уровня жизни. В условиях инфляции резко сокращаются инвестиции, особенно долгосрочные, что отрицательно сказывается на экономическом росте.
В мировой практике социально-экономические последствия инфляциивыражаются в:
1) перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;
2) обесценивании денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;
3) постоянно уплачиваемом «инфляционном налоге», особенно получателями фиксированных денежных доходов;
4) неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;
5) искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;
6) закреплении стагнации (застойные явления в экономической системе), снижении экономической активности, росте безработицы;
7) обесценивании амортизационных фондов;
8) снижении скорости развития инвестиционных процессов, так как она делает невыгодной процедуру предоставления кредитов и вообще вложений;
9) активном развитии теневой экономики;
10) снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
11) обострении социальных противоречий в обществе.
Вместе с тем, инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные экономические отношения
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам, ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции, подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотр курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причины неустойчивости валютных курсов, но, наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней экономической проблемой для отдельных национальных хозяйств, но и основной разрушительной силой в международных масштабах всей мировой экономики.
Антиинфляционная политика.Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующий устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции. Один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. в приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе.
Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части.
Первая– меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро «сбить накал» инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики – это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики.
Вторая – меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление.
До 1992 г. в России существовал административный контроль над ценами, и формально цены не росли, были стабильны. Однако фактически существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном дефиците. С 1992г. инфляция приобрела открытый характер.
Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: роста безработицы и спада производства.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
q политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;
q политика регулирования цен и доходов, имеющая цель увязать рост заработков с ростом цен.
Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной и денежно-кредитной политики. Она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
· сокращение правительственных расходов, повышение налогов;
· снижение объемов кредитования коммерческих банков;
· увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов, фиксация обменного курса национальной валюты
· повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 16:
1. Какие типы (виды) инфляции проявлялись в экономике России в различные периоды времени – в 90-е гг. ХХ века и 2000-е гг.
2. Какой из типов инфляции (галопирующая или гиперинфляция) возможно «сдержать» через либеральные экономические реформы, а какой нет. Ответ обосновать.
3. В чем сущность категории «стагфляция».
4. В чем состоит сущность категории «инфляционный налог».
5. Антиинфляционная политика государства: сущность, цель, направления и инструменты.