Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Последствия инфляции для населения зависят оттого, являет­ся инфляция ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожида­емой инфляции ее последствия менее значительны. Реальную поку­пательную способность денег отражает реальная ставка процен­та (r). В условиях ожидаемой инфляции существует возможность минимизировать величину падения реальных доходов: рабочие за­ранее договариваются с работодателями о повышении минимальной ставки зарплаты, фирмы предусматривают повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемой инфляции. Номи­нальная процентная ставка изменяется так, что реальная ставка про­цента остается неизменной, т.е. на сколько процентов вырастет инф­ляция, на столько же процентов увеличится номинальная ставка банковского процента.

Однако существует общее последствие ожидаемой и непредви­денной инфляции – снижение покупательной способности денег, т.е. уменьшение количества товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу.

Снижение покупательной способности денег усиливается вы­пуском дополнительных денег государством в условиях дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег.

Доход государства от дополнительного выпуска денег получил название сеньораж.

Рост денежной массы оборачивается для населения уплатой ин­фляционного налоганалога на покупательную способность денег, представляющую собой разницу между величинами покупательской способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Поскольку инфляционный налог возрас­тает с увеличением количества наличных денег, то население стремится иметь этих денег меньше. Поэтому в период гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».

Связь номинальной ставки процента и реальной ставки процен­та представлена в уравнении Фишера:

i = r + n

где n – темп инфляции; r – реальная ставка процента; i – номинальная ставка.

Уравнение Фишера и количественная теория денег позволяют проследить связь между приростом денежной массы и номинальной ставкой процента. Прирост денежной массы ведет к увеличению номи­нальной ставки процента. Эту связь называют эффектом Фишера.

В краткосрочном периоде банки не успевают быстро изменить назначаемую ими ставку процента (i). Некоторое время реальная ставка будет занижена на величину инфляции: r = i - n. Если темпы инфляции выше 10%, то используется более точная формула для определения реальной ставки процента:

Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика - student2.ru

Использование этой формулы позволяет не просто рассчитать величину дохода (реальной стайки процента), но и оценить ее по­купательную способность, поскольку в знаменателе (1 + n) пред­ставлен новый уровень цен с учетом инфляции.

Эффект Фишера проявляется только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции.

В условиях непрогнозируемой (непредвиденной) инфляции избежать падения реальных доходов нельзя. Последствием непред­виденной инфляции является перераспределение дохода и богат­ства между различными группами населения. Доходы перемеща­ются от кредиторов к должникам, от рабочих к фирмам, от людей с фиксированными доходами к лицам с нефиксированными дохода­ми; от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений; от пожилых к молодым. В периоды не­предвиденной инфляции выгодно брать кредиты, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами, и должник получает не­предвиденный выигрыш.

Понижение реальных доходов в условиях непредвиденной инф­ляции прежде всего касается лиц с фиксированными доходами (пен­сионеров, студентов, работников бюджетной сферы). Эта категория лиц лишена возможности повысить свои поминальные доходы. Если не проводится полная индексация, то их реальные доходы падают.

По мере роста темпов инфляции реальная ценность накопле­ний падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денеж­ные накопления, снижается.

Издержки инфляции испытывает и государство. В условиях инф­ляции население обычно опаздывает с выплатой налогов. В резуль­тате реальная ценность налоговых поступлений снижается. В экономической литературе это явление известно как «эффект Оливера - Танзи». Правительство стремится избежать данного эф­фекта и прибегает к повышению частоты уплачиваемых налогов.

Антиинфляционная политика имеет множество вариантов. Од­нако ни один из вариантов не рассчитан на абсолютное устранение инфляции, поскольку инфляционные процессы наблюдаются по­стоянно, в каждой национальной системе, где присутствует денеж­ное обращение.

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. На ряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.

По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Антиинфляционная политика, по мнению неоклассиков и мо­нетаристов, прежде всего, должна располагать комплексом мер воз­действия на факторы, обуславливающие возникновение инфляции. Главная проблема заключается в обеспечении функционирования свободного от государственного вмешательства денежного рынка, укреплении национальной денежной системы, замораживании сбе­режений и зарплаты, сокращении социальных программ. Либера­лизация рынка направлена на активизацию частных инвестиций. При этом ставка за кредит не должна понижаться, она может даже возрастать, что при сокращении государственных субсидий будет способствовать очищению рынка от неэффективных предприятий.

Антиинфляционная политика может быть ориентирована на постепенное приспособление экономики к высокой инфляции. Это адаптивная политика, известная как «градуалистская». Инструмен­тами данной политики является индексация доходов, прежде всего заработной платы. Индексация может быть частичной или полной, в зависимости от величины доходов. Обычно полностью компен­сируются потери из-за роста цен у лиц с меньшими доходами.

В целях адаптации к условиям роста цен при прогнозируемой инф­ляции компенсация доходов может иметь упреждающий характер. Ставки и оклады в заключаемых контрактах устанавливаются с уче­том предполагаемого роста цен, т.е. уровня ожидаемой инфляции.

Наряду с адаптационными мерами градуалистская политика предполагает комплекс мер по проведению активной структурной и инвестиционной политики.

Если в национальном хозяйстве наблюдается инфляция спро­са, то правительство особое внимание уделяет регулированию де­нежного обращения:

• в этих целях ограничивается денежная эмиссия, устанавлива­ется строгое соотношение между ростом денежной массы и ростом реального ВВП;

• повышается норма обязательных резервов, ставка рефинан­сирования.

В целях предотвращения «бегства» от дешевых денег проводит­ся ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Если наблюдается инфляция издержек, то правительство уде­ляет внимание разработке мер по формированию конкурентной среды; в частности, большое внимание уделяется антимонополь­ному законодательству, снижению таможенных пошлин на ввози­мое оборудование, стимулированию фирм, внедряющих в произ­водство новые технологии.

Принятая в России модель проведения рыночных реформ в пер­вую очередь предполагала перестройку ценовой политики. В янва­ре 1992 г. правительством во главе с Е.T. Гайдаром была объявлена либерализация цен, в результате которой только за 1992 г. цены вы­росли в 25 раз, сбережения населения обесценились до нуля. Инф­ляционный вал стал основой российской гиперинфляции, которая имела место до 1995 г.

Главным инструментом антиинфляционной политики стало ог­раничение совокупного спроса посредством проведения жесткой денежно-кредитной финансовой политики. Рост денежной массы отставал от потребностей рынка в силу непрекращающегося роста цен. Возник «кризис платежей», который выразился в росте задол­женности по зарплате и социальным трансфертам. Большинство макроэкономических показателей за годы реформ снизились на­столько, что по своим последствиям превосходили Великую деп­рессию 1929-1933 гг. В 1996 г. реальный ВВП составил менее по­ловины от уровня 1990 г., на 80% снизились инвестиции.

Спад производства отрицательно сказывался на поступлении налоговых платежей в государственный бюджет. Для покрытия де­фицита государственного бюджета стали использоваться инстру­менты краткосрочной антиинфляционной политики. Главным инструментом стала продажа высокодоходных государственных об­лигаций (ГКО – государственные краткосрочные обязательства). По сути, ГКО стали фактором, искусственно занижающим инфля­цию, и, в конечном счете, обернулись высокими социальными из­держками для населения. Система рыночного саморегулирования не без участия государства привела к снижению инфляции в боль­шинстве стран мира (от 8-10% в 70-е гг. XX в. до 2-3% в начале XXI в.): США – 2,8%, Англия – 1,8%, Япония – 0,7%. Противоположная динамика наблюдается в уровне безработицы, который не­уклонно повышается: от 1-3% (70-е гг. XX в.) до 6-8% (1990-е гг.). Безработица в США в 2001 г. составила 6,0 %, Англии – 5%, Япо­нии – 5,3% (в 1970 г. – 4,8%, 3%, 1,1% соответственно).

Контрольные вопросы

1. В чем сущность инфляции?

2. Какие факторы влияют на инфляцию спроса?

3. Какие индексы используются для измерения уровня инфляции?

4. Каков механизм развития «инфляционной спирали»?

5. Какие критерии используются для разграничения умеренной, галопирующей и гиперинфляции?

6. Как отразится на уровне цен повышение заработной платы бюджет­никам, увеличение выплат по безработице?

7. Какие существуют меры зашиты от инфляции?

8. Что такое инфляционный налог?

9. Какие факторы являются инфляционными в соответствии с коли­чественной теорией денег?

10. Какие слои населения выигрывают и какие слои населения проиг­рывают от инфляции?

11. В чем заключаются особенности инфляционных процессов в Рос­сийской Федерации?

Наши рекомендации