Описание существующей организационной структуры компании
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КОМПАНИИ
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством»
Самара, 2011
Составитель: И.Б. Кордонская
ББК
Основы управления качеством компании: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством» / Поволжский гос. университет телекомм. и информат.; Сост. И.Б. Кордонская, Самара, 2011.
Предназначено для студентов специальности «Управление инновациями» в качестве руководства при выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством». Содержит основные методические приемы описания процессного подхода в управлении качеством компании на начальном этапе подготовки к сертификации СМК.
Библиография 17 наименований.
Рецензент – доц. СГАУ, к.т.н. Лосев М.Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………… 4
1 Структура и содержание самостоятельной работы……………. 6
2 Описание существующей организационной структуры
компании ………………………………………………………... 8
3 Определение политики и целей в области
качества компании …………………………………………. 11
4 Определение основных и вспомогательных процессов СМК компании и их показателей качества…………………………. 13
5 Реинжиниринг структуры управления качеством …………. 15
Список использованных источников…………………………… 16
Введение
С момента возникновения общества происходит непрерывное развитие экономики и других сфер человеческой деятельности, сопровождающееся соответствующей системой производства. В настоящее время функционирование успешных предприятий связано с применением систем менеджмента качества (СМК).
В курсе «Управление качеством» (УК) рассматриваются на концептуальном уровне различные модели управления. Эффективность их применения зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливаться к изменениям внешней среды и требованиям потребителей.
В условиях рыночной экономики уровень конкурентоспособности компании во многом определяется состоянием ее системы качества. В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения.
Внедрение системы качества может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения процессного подхода в основном и вспомогательном производстве;
- совершенствованию процессов управления качеством продукции за счет введения конкретных показателей качества по процессам;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг за счет вовлечения в процесс управления качеством всего персонала предприятия, исключения дублирования процессов, выявления «узких мест» в системе управления;
- повышение конкурентоспособности предприятия за счет внедрения политики качества, направленной в первую очередь на удовлетворение потребителей, оказанию новых услуг, отысканию новых рыночных ниш, привязке к фирме покупателей и поставщиков.
Начальным шагом в процессе проектирования СМК для подготовки к дальнейшей сертификации является обследование предметной области: границы производственной области и возможности ее расширения, перечень объектов подлежащих сертификации, потребности потребителей и т.д. Все эти вопросы в первую очередь связаны с изучением структуры управления экономическим объектом и ее информационными потоками в области качества для приведения их в соответствие с требованиями ИСО 9000, что и составляет основную задачу настоящей работы.
Структура и содержание самостоятельной работы
Вы – руководитель предприятия (коммерческая фирма), у Вас есть проблемы с качеством, выпускаемой продукции или предлагаемых услуг. Для решения этой проблемы Вы хотите внедрить систему менеджмента качества. Перед её решением Вам надо оценить общее положение системы управления качества, представить проект улучшения системы менеджмента качества.
Существуют различные подходы к анализу структуры предприятия в зависимости от целей и задач исследования. Так, например, при разработке реинжиниринга бизнес-процессов структура предприятия изучается с позиции потребителей. Нас будет интересовать структура какого-либо действующего предприятия с позиции системы менеджмента качества, направленного на удовлетворение потребителей. Такой подход дает возможность реализации процессов управления качеством продукции.
Структура и содержание работы приведены на рис.1 и в табл. 1.
Результаты выполнения работы оформить в виде пояснительной записки с учетом требований стандартов на выполнение текстовых документов.
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
Рисунок 1
Таблица 1 –Структура и содержание самостоятельной работы
Наименование разделов и объем пояснительной записки | № подразделов | Наименование подразделов |
1 Описание существующей организационной структуры компании (2 стр.) | 1.1 | Выбор компании |
1.2 | Определение цели функционирования компании | |
1.3 | Составление организационной структуры компании. Описание функциональных подразделений компании | |
2 Определение политики и целей в области качества компании (1-2 стр.) | 2.1 | Определение политики и миссии в области качества |
2.2 | Определение целей в области качества | |
3 Определение основных и вспомогательных процессов СМК компании и их показателей качества (3-5 стр.) | 3.1 | Определение основных процессов управления, их целей и задач, ресурсов, показателей качества. |
3.2 | Определение вспомогательных процессов управления, их целей и задач, ресурсов, показателей качества. | |
3.3 | Схема взаимодействия процессов (алгоритм) | |
4 Реорганизация структуры управления качеством (1 стр.) | Предлагаемая схема управления СМК (процессами) |
Описание существующей организационной структуры компании
Начинать следует с выбора конкретного предприятия, компании или организации с любой формой собственности.
Дать краткую характеристику деятельности фирмы (сфера деятельности, миссия, цели, основные конкуренты, строение организации, виды выпускаемой продукции) и проблемы качества.
Анализ организационной структуры компании проводить в соответствии с этапами таблицы 1 и указаниями разделов методического пособия.
Организационная структура компании (рисунок 2) и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Рисунок 2
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре компании неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования организации.
В большом количестве случаев в результате точного и последовательного описания процессов производства и управления качеством продукции становятся очевидны дефекты и «узкие места» системы, что позволяет достичь следующих целей:
- повысить конкурентоспособность предприятия за счет сокращения издержек, которые вызываются избыточным дублированием.
- повысить эффективность управления предприятием путем устранения «узких» мест управления.
Задание.
1) Выбор компании. Данный раздел должен включать выбор компании, описание отрасли, особенности отрасли, а также описание самого предприятия (указать наименование предприятия, компании или его самостоятельного подразделения (в случае сложного крупного объединения)).
2) Определить основную цель компании (с точки зрения полезности обществу).
3)Описать организационную структуру компании по типу схемы приведенной на рисунке 2. Дать краткое описание каждого отдела.