Описание технологии оказания услуги и анализ существующей организационной структуры испытательной лаборатории

Курсовая работа

по дисциплине «Основы обеспечения качества»

на тему: «Обеспечение качества проведения испытаний и экспертная оценка продукции в испытательной лаборатории ФГУ «Белгородский ЦСМ» на основе требований и рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000»

Выполнил: ст.гр. УК-31

Кордюкова Д.И.

Принял: к.т.н., доцент

Черноситова Е.С.

Белгород 2010г.

Содержание

Введение

1. Описание технологии оказания услуги и анализ существующей организационной структуры лаборатории

1.1 Общая характеристика услуги

1.2 Анализ организационной структуры лаборатории

1.3 Процессы жизненного цикла услуги

2 Разработка системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000

2.1 Описание этапов разработки и внедрения СМК

2.2 Разработка Политики и целей в области качества

2.3 Составление плана разработки и внедрения СМК

2.4 Анализ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и установление перечня процессов и документированных процедур СМК

2.5 Разработка предложений по использованию в СМК дополнительных процессов по ГОСТ Р ИСО 9004-2001

2.6 Проектирование сети процессов СМК

2.7 Разработка руководства по качеству

3 Реорганизация организационной структуры лаборатории

4 Разработка матрицы распределения обязанностей и ответственности в СМК

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1



Введение

Цельюданной курсовой работы является разработка мероприятий по обеспечению качества в испытательной лаборатории ФГУ «Белгородский ЦСМ»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:рассмотреть технологию оказания проведения испытаний и экспертной оценки продукции (товаров, работ, услуг); проанализировать организационную структуру испытательной лаборатории; разработать СМК на основе международных стандартов ИСО 9000; разработать политику в области качества; составить план разработки и внедрения СМК в лаборатории; спроектировать сети процессов СМК; разработать руководство по качеству; составить матрицу распределения обязанностей и ответственности в СМК.

Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг. Только качество может привлечь потребителя.

Одним из наиболее эффективных методов обеспечения качества в настоящее время является – разработка и внедрение на предприятии системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями

Из всех стандартов серии ИСО 9000-2000 только 2 имеют непосредственное отношение к созданию СМК: ИСО 9001 и ИСО 9004.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004-2008 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9004-2008 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2008, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2008 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Данные по базовому предприятию

ФГУ «Белгородский ЦСМ»
Имя руководителя Чефранов Юрий Павлович
Адрес г.Белгород, ул.Садовая, дом 110
Электронный адрес [email protected]
Телефон (4722) 26-09-45
Испытательная лаборатория пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления
Начальник лаборатории   Фролова Елена Владимировна
Тел./факс (4722) 34-70-95

Общая характеристика услуги

Испытательная лаборатория пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления проводит исследования (испытания) и экспертную оценку продукции (товаров, работ, услуг).

Лаборатория проводит испытания по заявке органов по сертификации продукции и услуг, при осуществлении госнадзора, арбитражные и другие виды испытаний.

ИЛ имеет Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ПФ98.

В лаборатории действует внутренняя система качества в строгом соответствии с Руководством по качеству, которое в свою очередь разработано на основе Руководства по качеству ФГУ "Белгородский ЦСМ", с учетом требований ГОСТ Р ИСО МЭК – 17025-2010.

ИЛ не занимается разработкой методов испытаний.

ИЛ при выполнении испытаний использует необходимые документы, управление которыми осуществляется в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010: Ир 010.02567219 – 2010, М 003.02567219 – 2010, НТД по методам испытаний, Порядком проведения межлабораторных сличений и др.

Документы в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010 доступны на рабочих местах, где они необходимы и используются. При проведении испытаний отклонение от установленных в НД норм испытаний не допускается.

Выбор метода испытаний осуществляется в соответствии с НТД (правила, методы и техническая документация на СИ) на испытания. Использование последнего действующего издания НТД обеспечивается своевременным отслеживанием и внесением изменений в НТД, которое




производится отделом технического регулирования в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010 и СТП 007.02567219 – 2010.

Все работы производимые в лаборатории соответствуют СДА-15-2008 – «Требования к испытательным лабораториям».

Определяемые показатели

- органолептические

- физико-химические

- показатели безопасности: микотоксины, токсичные элементы, радионуклиды, пестициды, бензапирен, нитраты, метанол, нитрозамины.

Используемое оборудование

- Атомно-абсорбционный спектрометр «Квант-АФА»

- Спектрометр «Прогресс БГ»

- Альфа-радиометр

- Хромотограф «Кристаллюкс -4000»

- Жидкостный хромотограф «Милихром-5»

- Фотоколориметр КФК-3, КФК-2

- Спектрофотометр

- а также многими другими приборами, позволяющими проводить испытания в соответствии с требованиями ГОСТов на методы испытаний, стандартами ИСО и другими нормативными документами.

ИЛ обеспечена оборудованием для всех видов испытаний в соответствии с областью аккредитации. Процедура управления оборудованием установлена в М 003.02567219 – 2010. При необходимости ИЛ использует оборудование сторонних организаций. Ответственность за выбор и применение подходящего средства измерения несет начальник ИЛ.



ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Политика в области качества задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.

Политика в области качества является открытым, «публичным» документом. Поэтому его содержание часто напоминает лозунги. Но все лозунги политики в области качества должны быть подкреплены конкретными целями и планами по достижению этих целей. Исходя из этого, возникает еще одно назначение политики в области качества – создание имиджа организации.

Текст политики для ФГУ «Белгородский ЦСМ» приведен ниже:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ФГУ Белгородский ЦСМ

_______________ Ю. П. Чефранов

«___» ______________ 2010 г.

Белгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации предоставляет услуги в области метрологии итехнического регулирования. Руководство и трудовой коллектив нашего Центра считают, что мы должны быть единой командой, ориентированной на высокое качество работы. Под высоким качеством мы понимаем в первую очередь удовлетворение требований наших потребителей, обеспечение достойного уровня жизни наших работников, взаимовыгодные отношения с поставщиками, положительное влияние на экологию и общество.

Общим направлением деятельности всех работников нашего Центра в области качества является безусловное удовлетворение требований заказчиков. Мы намерены предложить нашим заказчикам и потребителям услуги с широким спектром соотношения цены – качества и набором потребительских свойств в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями и обязуемся обеспечивать полное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей, технических регламентов, государственных стандартов и правил.

Для осуществления намеченных планов есть все возможности. Испытательная лаборатория способна провести необходимые испытания продукции клиентов. Для этого имеются внесенные в Госреестр России рабочие эталоны и измерительное оборудование, весь персонал, кроме высшего технического образования, имеет специальную подготовку и аттестован на проведение работ в соответствии с областью аккредитации.

Финансовое положение позволяет внедрить необходимые технологии с соответствующим, при необходимости, техническим перевооружением.

Применяемые способы мотивации персонала (профессиональный рост, система оплаты и премирования труда, социальные льготы) позволяют привлечь работников к активному участию в решении поставленных задач.

Руководство ФГУ «Белгородский ЦСМ» берет на себя следующие обязательства по выполнению поставленных задач и призывает каждого работника Центра участвовать в реализации Политики в области качества:

Ø соблюдать установившуюся профессиональную практику и сохранять высокое качество испытаний продукции клиентов;

Ø организовать деятельность ИЛ таким образом, чтобы на любом следующем этапе осуществления процесса не требовалось устранять недостатки, возникшие на предыдущем этапе;

Ø ознакомить всех сотрудников Центра с документацией Системы качества и следовать в своей деятельности установленным Политике и процедурам;

Ø создавать для каждого работника условия для непрерывного самообразования, эффективного участия в процессах улучшения по всем направлениям деятельности Центра и полного раскрытия творческого потенциала личности;

Ø создавать условия для сохранности собственности потребителей;

Ø проводитьсистематический анализ и оценку эффективности Системы менеджмента качества, совершенствовать и повышать результативность Системы менеджмента качества и на этой основе определять стратегию в области качества;

Ø обеспечить безусловное выполнение требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006 и ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001.

Реализация заявленной политики в области качества находится под личным контролем директора Центра. Ход выполнения поставленных задач рассматривается на заседаниях Совета по качеству и доводится до сведения всех работников на общих собраниях, а также путем вывешивания соответствующей информации непосредственно в поверочных подразделениях.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 требует, чтобы ежегодно разрабатывались цели в области качества. Они должны быть измеримыми и согласованными с политикой в области качества.

В рамках общей цели «Безусловное удовлетворение требований заказчиков» можно выделить цель более низкого уровня «Повышение эффективности оказания услуги», для реализация которой в Испытательной лаборатории может быть запланировано следующее: «Приобрести новое усовершенствованное оборудование, либо заменить старое в первом полугодии 2011 г. (заместитель директора по эксплуатации Центра)», «Провести плановое повышение квалификации работников ИЛ в период до 2012г. и принять на работу молодых специалистов с БГТУ им.Шухова со специальности 220501 «Управление качеством» (отдел кадров)», «Провести оценку качества оказания услуги проведения испытаний 2-й квартал 2011г. (начальник ФГУ «Белгородский ЦСМ)».

2.3 Составление плана разработки и внедрения СМК

Для осуществления разработанной СМК на предприятии должен быть составлен план. Для ИЛ такой план представлен ниже в Таблице 1.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ФГУ Белгородский ЦСМ

_______________ Ю. П. Чефранов

«___» ______________ 2010 г.

Таблица 1 - План разработки и внедрения системы менеджмента качества

Наименование этапа Виды работ на данном этапе Исполнители Срок исполнения Примечание
Подготовка к созданию СМК Определить политику и цели в области качества     Начальник ИЛ     Январь, 2011г. Начальник ИЛ определяет политику и цели в области качества согласованно с Центром
Разработать (уточнить) организационную структуру СМК организации   Февраль, 2011г.  
  Провести обучение персонала лаборатории   Январь-Март, 2011г. Провести обучение инженеров-лаборантов в г.Москва и Санкт-Петербург
  Составить программу (план) проведения работ по созданию СМК   Январь-февраль 2011г. Требуется определить виды работ, сроки выполнения, стоимость, ответственных исполнителей
Комплексный анализ управления качеством услуги и разработка концептуальной модели СМК     Провести анализ организационной структуры ИЛ     Начальник ИЛ   10-20 февраля 2011г.  
Провести анализ существующей СМК   Январь-март, 2011г. Выявить сильные и слабые стороны в области качества
Разработка документов СМК       Разработать документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, записи по качеству   Начальник ИЛ Январь-март 2011г.   Документы СМК разрабатываются согласованно с Центром
    Внедрение СМК     Ознакомить весь персонал с документацией СМК Начальник ИЛ Март, 2011г.  
  Обучить персонал лаборатории работать в условиях функционирования СМК   Март, 2011г.  
Разработать план мероприятий по внедрению СМК     Февраль-март, 2011г. Разработать план с указанием видов работ, сроков выполнения, ответственного .

Таблица 2 - Определение оптимального состава функций СМК

№ п/п Содержание рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001 № пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001, где изложены рекомендации № пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, где имеются эти же или аналогичны требования Необходимость ведения новых элементов в СМК и их наименование
Использование принципов менеджмента качества   4.3     МЭ «Использование принципов менеджмента качества»
Финансовые ресурсы 6.8   СТО «Анализ затрат на качество»
Потребности и ожидания заинтересованных сторон 5.2 5.2 Ориентация на потребителя СТО «Работа с заинтересованными лицами»
Предупреждение потерь 8.5.3 8.5.3Предупреждающие действия СТО «Предупреждение потерь»

Использование этих принципов позволяет выйти за рамки ГОСТ Р ИСО 9001-2008, улучшив тем самым эффективность СМК испытательной лаборатории и увеличив потенциал по улучшению всей деятельности. А в частности в сфере принципов менеджмента качества, финансовых ресурсов, предупреждение потерь, потребности и ожидания заинтересованных сторон.

Рисунок 2 – Сеть процессов СМК

Требования к менеджменту

Организация.

1..1 ИЛ функционирует в составе ФГУ «Белгородский ЦСМ», который является самостоятельной правовой единицей с юридической ответственностью и имеет достаточные ресурсы, в том числе финансовые, для обеспечения деятельности ИЛ.

1..2 ИЛ осуществляет функции по проведению испытаний продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 17025 – 2006, учетом требований заказчика, а также действующей на методы испытаний нормативной документации.

1..3 Система управления ИЛ охватывает работы, связанные с проведением испытаний на территории Центра.

1..4 Руководство ИЛ создает необходимые условия для выполнения испытаний:

Система менеджмента.

1..1 Система качества ИЛ представляет собой совокупность организационной структуры, распределения ответственности и полномочий, процедур, планов, графиков и инструкций в объеме, необходимом для осуществления общего руководства качеством испытаний продукции.

1..2 Построение и структура Руководства по качеству соответствуют применяемым к специфике деятельности ИЛ положениям Международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006.

1..3 Ответственным за соответствие содержания Руководства и Политики в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006, а также их своевременный пересмотр является начальник ИЛ.

1..4 Настоящее Руководство по качеству и документация системы качества ИЛ доведены до сведения соответствующего персонала под роспись. Контроль выполнения им требований этих документов производится в соответствии с СТП 003.02567219 – 2005.

1..5 Политику в области качества формирует руководитель ИЛ. Политика в области качества разработана с учетом принятой миссии и стратегических целей Центра. Реализация этой Политики обеспечивается системой качества, устанавливающей организационные и административные процедуры, распределение ответственности и полномочий, требований к кадровому составу, ресурсам, условиям и методам испытаний СИ.

Управление документацией.

1..1 ИЛ установила и поддерживает в рабочем состоянии процедуры управления, являющимися частью системы качества, документами:

ü внешние нормативные документы, включающие ГОСТы, методики испытаний, и т.п.;

ü Руководство по качеству;

ü Положение об ИЛ, рабочие, должностные и другие инструкции;

ü документированные процедуры;

ü записи о качестве.

1..2 Обеспечение ИЛ внешними нормативными документами, а также изменениями к ним осуществляется отделом технического регулирования Центра в соответствии с СТП 007.02567219 – 2006.

1..3 Обязанности по актуализации, учету и хранению внутренней документации системы качества ИЛ в соответствии с СТО 001.02567219 – 2007 и СТП 002.02567219 – 2005 возложены на лицо, ответственное за функционирование системы качества.

1..4 Обязанности по ведению, регистрации и хранению документации, касающейся проведения работ по испытаниям возложены на начальника ИЛ.

Заключение субподрядов на проведение испытаний.

1..3 Если возникла перегруженность сотрудников ИЛ и/или оборудования, необходимость в дополнительной экспертизе или временная неспособность в предоставлении отдельных услуг по испытаниям, либо отсутствует экономическая целесообразность в приобретении соответствующего оборудования для проведении каких-то работ ИЛ заключает субподряд с компетентным субподрядчиком.

1..4 В случае необходимости передачи части работ на выполнение субподрядчиком, начальник ИЛ осуществляет выбор субподрядчика. Компетентным признается субподрядчик, который имеет действующий документ (аттестат, свидетельство и т.п.) об аккредитации и действующую систему качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006. Выбор субподрядчика и согласование его кандидатуры с заказчиком может осуществляться также и в процессе анализа и заключения договора (раздел 4.4).

1..5 ИЛ уведомляет клиента о субподряде в письменном виде и, в необходимых случаях, получает одобрение клиента тоже в письменном виде. ИЛ несет ответственность перед клиентом за работу, выполняемую субподрядчиком, за исключением тех случаев, когда субподрядчика выбирает клиент или регламентирующий орган.

1..6 ИЛ ведет регистрацию всех субподрядчиков, к услугам которых она прибегает для проведения испытаний, и регистрацию данных о соответствии выполненной работы требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.

1..7 Договор на проведение субподрядных работ заключается в соответствии с СТП 006.02567219 – 2006. В договоре с субподрядчиком, в случае необходимости, предусматривается возможность проверки со стороны ИЛ выполнения субподрядчиком условий договора и его системы качества.

Обслуживание заказчиков.

1..1 Руководство ИЛ в процессе выполнения работ по испытаниям обеспечивает установление и поддержание с заказчиком постоянной взаимосвязи в соответствии с СТП 006.02567219 – 2006 и Ир 010.02567219 – 2007. Такое сотрудничество включает предоставление клиенту или его представителю разумного доступа к информации и соответствующим видам работ ИЛ.

1..2 Взаимодействие с клиентом включает в себя (при необходимости):

ü предоставление клиенту, по его требованию, информации о видах испытаний;

ü предоставление Прейскуранта тарифов и норм времени на испытания, расчетов стоимости работ, калькуляции одного рабочего дня специалиста;

ü предоставление информации, необходимой для заключения договоров: выписок из устава Центра, аттестата аккредитации с выписками из области аккредитации, свидетельства о государственной регистрации и т.д.;

ü определение по представленной клиентом информации вида расценок для оплаты работ (для социально значимой сферы и т.д.);

ü присутствие клиента при проведении испытаний;

ü сбор и рассмотрение всевозможной информации от заказчиков путем телефонных, личных переговоров, письменных обращений.

Претензии.

1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику по разрешению претензий со стороны заказчиков или других сторон: обеспечение условий для рассмотрения, выявления причин всех претензий со стороны заказчиков или других сторон и принятие соответствующих мер.

1..2 Для реализации данной политики осуществляется процедура (СТП 004.02567219 – 2006) по разрешению претензий, включающая в себя следующие действия:

Управление работами по испытаниям, несоответствующими установленным требованиям.

1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику в случае выявления несоответствий испытаний или их результатов установленным процедурам ИЛ, требованиям нормативной документации или требованиям, согласованным с клиентом: обеспечение необходимых организационно-технических условий для своевременного выявления, анализа и принятия действий по устранению несоответствия, его причины, которые позволяют избежать повторения несоответствия в будущем.

Для реализации данной политики разработана и внедрена процедура управления несоответствующей работой (услугой), которая установлена в СТП 004.02567219 – 2006.

1..2 Ответственность за организацию анализа и устранение несоответствий в подразделениях ИЛ несет заместитель директора Центра.

Ответственность за проведение анализа несоответствий, разработку и осуществление корректирующих действий несет начальник ИЛ.

1..3 Выявление несоответствующей услуги производится:

ü при проведении внутренних проверок системы качества;

ü при анализе поступивших претензий (рекламаций) и замечаний потребителей (раздел 4.8);

ü при контроле качества проверяемых работ (услуг) руководством ИЛ;

ü при проверке деятельности подразделений ИЛ внешними организациями.

Улучшение

Руководство Центра и ИЛ постоянно стремится к улучшению результативности и эффективности процессов ИЛ. Диапазон улучшений может быть от постепенных постоянно продолжающихся улучшений до стратегических проектов прорыва в сфере улучшения. Эти улучшения приводят к изменениям в процессах и даже в системе менеджмента качества и в ИЛ.

Корректирующие действия.

1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику по применению корректирующих действий в случае выявления несоответствующей работы или отступлений от политики и процедур, предусмотренных системой качества или техническими операциями: обеспечение необходимых условий и ресурсов для разработки и реализации корректирующих действий, адекватных последствиям и степени риска ИЛ.

Для реализации данной политики разработана и внедрена процедура принятия корректирующих действий (СТП 005.02567219 – 2006).

1..2 Зарегистрированные несоответствия в соответствии с разделом 4.9 подлежат анализу с целью поиска причин несоответствий и определения необходимости корректирующих действий.

1..3 По результатам анализа начальник ИЛ, в установленный СТП 005.02567219 – 2006 срок с момента регистрации несоответствия, составляет План корректирующих и предупреждающих мероприятий по устранению несоответствий, предусматривающий устранение выявленных несоответствий и реализацию улучшающих мероприятий, таких как:

1..4 Лицом, ответственным за разработку плана корректирующих мероприятий по устранению несоответствий и организацию работ в подразделении по его реализации, является начальник ИЛ.

1..5 Контроль за выполнением предпринимаемых корректирующих действий с целью определения их эффективности и результативности осуществляется заместителем директора Центра, а также аудиторами по внутренним проверкам в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006 и СТП 003.02567219 – 2005.

1..6 В случае принятия решения Представителем руководства по качеству о том, что установленные несоответствия ставят под сомнение соответствие ИЛ его политике, процедурам, стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006, издаётся распоряжение о проведении внеочередной внутренней проверки в соответствии с СТП 003.02567219 – 2005.

Предупреждающие действия.

1..1 Руководство ИЛ осуществляет анализ результатов контроля его деятельности, выявленных несоответствий и проблем с целью определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества. Подробный анализ проводится в ходе заседаний Совета по качеству, а также в ходе анализа деятельности ИЛ со стороны руководства.

1..2 Предупреждающие действия определяются в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006. Инициатором осуществления предупреждающих действий может быть также начальник ИЛ. Определение предупреждающих действий по улучшению осуществляется коллегиально в ходе заседаний Совета по качеству с участием руководителей всех подразделений, а также в ходе совещаний у заместителя руководителя ИЛ.

1..3 Принятые решения находят отражение в Плане по качеству. В соответствии с Планом по качеству руководство Центра выделяет необходимые ресурсы для осуществления предупреждающих действий или улучшений.

1..4 Результаты выполнения предупреждающих действий фиксируются в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006.

1..5 Контроль за выполнением предпринимаемых предупреждающих действий с целью определения их эффективности и результативности осуществляется заместителем директора Центра, а также аудиторами по внутренним проверкам в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006 и СТП 003.02567219 – 2005.

1..6 Предупреждающие действия включают в себя организационно – технические мероприятия, постоянное повышение квалификации сотрудников, закупка оборудования и т.д.

Важным фактором предупреждения негативных воздействий является подробный инструктаж исполнителей, который должен провести перед началом испытаний новой продукции начальник ИЛ.

Управление записями.

1..1 В ИЛ разработана и действует процедура идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия регистрационных данных по качеству и техническим вопросам, которая определена в СТП 002.02567219 – 2005 и Ир 010.02567219 – 2007.

1..2 Управлению в соответствии с установленной процедурой подлежат следующие данные:

Ø отчёты о внутренних проверках;

Ø результаты анализа со стороны руководства;

Ø данные о несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях;

Ø технические данные (протоколы испытаний, журналы регистрации результатов испытаний, данные о подготовке персонала и т.д.)

Общие положения.

2..1 Руководство ИЛ создает условия для обеспечения правильности и надежности испытаний путем контроля за реализацией следующих факторов:

ü подготовка и квалификация персонала;

ü обеспечение надлежащего состояния помещений и окружающей среды;

ü четкое выполнением методик испытаний;

ü применение измерительных устройств, поверенных в установленном порядке;

ü идентификация и прослеживаемость средств испытаний и испытываемой продукции;

ü наличие и выполнение процедуры обращения с испытываемой продукцией, с учетом степени влияния факторов на общую неопределенность измерений.

2..2 Руководство ИЛ учитывает эти факторы при разработке методов и процедур испытаний, подготовке и оценке квалификации персонала, выборе и калибровке используемого оборудования.

Персонал.

2..1 Для гарантирования компетентности персонала, влияющего на качество испытаний, руководство ИЛ определило цели образования, подготовки и мастерства персонала ИЛ, а так же политику подготовки кадров.

2..2 Компетентность персонала, проводящего испытания, оценку результатов работ и подписывающего документы, которые устанавливают статус испытаний обеспечивается путем отбора, подготовки, обучения и повышения квалификации персонала в соответствии с процедурами, изложенными в методике М 001.02567219 – 2006. Ответственность за обеспечение компетентности персонала несет начальник ИЛ.

2..3 При необходимости, ИЛ при проведении испытаний использует внештатный персонал, имеющий необходимую квалификацию, аттестованный на проведение испытаний.

Ответственность за контроль и соответствие квалификации персонала, привлекаемого к работам, ознакомление его с порядком выполнения работ и требованиями системы качества несет начальник ИЛ.

Ответственность за оформление договора на работу с привлекаемым персоналом несет специалист по кадрам.

2..4 Обязанности, права и функции персонала как руководящего, так и осуществляющего испытания определены в настоящем Руководстве по качеству, Положениях о подразделениях, должностных и рабочих инструкциях.

2..5 Ответственность за ведение, хранение и учет записей о полномочиях (должностные инструкции), а также о компетентности, профессиональном и образовательном уровнях, обучении, результатах периодической аттестации несет специалист по кадрам.

2..6 Контроль сроков переподготовки и аттестации персонала ИЛ осуществляет начальник ИЛ.

Помещения и условия окружающей среды.

2..1 ИЛ для правильного выполнения испытаний обеспечивает ресурсы для поддержания следующих условий проведения испытаний:

Ø стабильное обеспечение электроэнергией;

Ø теплоснабжение, вентиляция и, при необходимости, водоснабжение и кондиционирование;

Ø необходимое освещение рабочих мест;

Ø отсутствие превышающих нормы внешних воздействий (помехи, запыленность, загазованность, влажность и т.п.), влияющих на проведение испытаний.

2..2 Ответственность возлагается за:

Ø организацию работ по обеспечению надлежащих условий испытаний – на заместителя директора Центра;

Ø выполнение работ по энерго- тепло-, водоснабжению и строительству – на главного инженера;

Ø определение технических требований к помещениям в соответствии с НТД на поверку, ПТБ, ПТЭЭП, ПУЭ, СанПиН, а также рабочими инструкциями, принятие решения о проведении испытаний в зависимости от условий испытаний – на начальника ИЛ;

Ø проведение испытаний – на инженеров-химиков.

2..3 ИЛ проводит периодический контроль условий окружающей среды, предусмотренных СанПиН, путем замеров показателей, проводимых аккредитованной лабораторией. При проведении испытаний инженеры-химики регистрируют условия окружающей среды в журнале регистрации результатов испытаний по форме Приложения к Ир 010.02567219 – 2007, а также в протоколе испытаний, если это предусмотрено необходимыми условиями испытаний. При несоответствии условий окружающей среды, установленным методами испытаний и НТД на средства испытаний, инженер-химик прекращает работы и информирует начальника ИЛ, который принимает решение об обеспечении надлежащих условий окружающей среды.

2..4 Ограничение доступа посторонних лиц в помещения лабораторий, в которых проводятся испытания, обеспечивается предупреждающими или запрещающими надписями на дверях помещений в зависимости от условий проводимых испытаний. Ответственность за ограничение допуска посторонних лиц в помещения лабораторий несет начальник ИЛ.

2..5 Организацию работ по обеспечению порядка и чистоты осуществляет начальник ИЛ. Выполнение конкретных работ по наведению порядка и чистоты обеспечивает заведующий хозяйством.

Оборудование.

2..1 ИЛ обеспечен оборудованием для всех видов испытаний в соответствии с областью аккредитации. Процедура управления оборудованием ИЛ установлена в М 003.02567219 – 2006. При необходимости ИЛ использует оборудование сторонних организаций, при этом проверяются выполнение следующих условий:

Ø соответствие оборудования требованиям НД по испытаниям;

Ø пригодность оборудования для проведения испытаний.

Ответственность за выполнение этих условий несет начальник ИЛ.

2..2 Применяемое измерительное и испытательное оборудование соответствует требованиям методик испытаний по метрологическим и эксплуатационным характеристикам. До ввода в эксплуатацию оборудование проходит поверку и анализ в соответствии с М 003.02567219 – 2006.

Ответственность за выбор и применение подходящего средства измерения несет начальник ИЛ.

2..3 До проведения испытаний персонал, работающий на оборудовании, проходит обучение и аттестацию в порядке, установленном в М 001.02567219 – 2006. При проведении испытаний персонал лабораторий имеет доступ к НТД по применению оборудования, в том числе к инструкциям по эксплуатации и обслуживанию применяемого для испытаний оборудования. Управление эксплуатационной документацией осуществляется в соответствии с СТО 001.02567219 – 2007.

Ответственность за обеспечение персонала необходимой документацией по использованию и обслуживанию оборудования несет начальник ИЛ.

2..4 Идентификация измерительного и испытательного оборудования осуществляется в соответст

Наши рекомендации