Тема 1.3. Опыт менеджмента за рубежом
Немецкая модель управления
Основу современной социальной рыночной экономики заложил Людвиг Эрхард. По мнению творцов немецкого менеджмента, государство несет ответственность за соблюдение единых норм и правил ведения хозяйственной деятельности, за устойчивость благоприятной конъюктуры и эффективное вхождение в мировую экономику. Государственная экономическая стратегия социально ориентирована и выполняет функцию «социального выравнивания» больших различий в уровне дохода.
Большинство крупных европейских компаний ориентировано на децентрализацию управления. Дочерние предприятия обладают финансовой и юридической самостоятельностью и несут ответственность за производство и сбыт закрепленной за ними товарной номенклатуры. Преимущества: гибкость управления, быстрая реакция на изменения рынка. В небольших компаниях учебе и повышению квалификации уделяют больше времени, чем в крупных. В состав советов директоров крупнейших промышленных компаний входят рабочие.
Широко используется метод «управление по результатам», который подразумевает коллегиальное определение важнейших направлений деятельности предприятия, варианты действия для достижения целей, а конкретные методы решения поставленных задач выбирают сами исполнители. При этом обеспечивается четкий контроль и оценка промежуточных результатов, соблюдение графиков.
Американский менеджмент.
Специалисты отмечают, что в 70-80-х годах американский менеджмент переживал кризис. В этот период были заново пересмотрены взгляды на некоторые аспекты теории и искусства управления. Основные усилия были сосредоточены на комплексной автоматизации производственных процессов, совершенствовании форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы, развитии кадрового потенциала при повышении квалификации и активности каждого работника. Совершенствуются структуры управления, в частности, сокращается количество иерархических уровней управления.
В конце 70-х годов У.Оучи разработал гибрид американо-японского менеджмента – теория Z, со следующими принципами: долгосрочная работа на предприятии, управленческие решения принимаются на принципе консенсуса, индивидуальная ответственность, медленное должностное продвижение, мягкий неформальный контроль по строгим объективным методам, постоянное повышение квалификации, ротация по горизонтали, повышенное внимание к личности работника.
Японский менеджмент.
Принцип человеческого потенциала – работник оказывается полностью включенным во все обстоятельства, цели, трудности, имеет
возможность реально развить и проявить свои способности. Кружки качества, работа на повышение морального духа.
Система пожизненного найма, фирма участвует в судьбе работника, хотя в последнее время данный принцип начал немного терять свои позиции.
Система оплаты труда и продвижения преимущественно в зависимости от возраста и стажа. Таким образом, возможности служебного роста гарантированы. Проявление способностей стимулируется дополнительными премиями.
Система принятия решений «рингисэй» - стратегические решения многократно согласовываются на всех уровнях управления, в их выработке принимают участие и рядовые сотрудники. Длительность подготовки к принятию решения компенсируется быстротой его реализации.
Поощряются неформальные связи руководства и сотрудников,постоянное общение. Руководители не имеют специальных льгот (отдельная столовая, стоянка и т.п.).
Огромное внимание уделяется обучению и подготовке кадров. Молодые кадры часто принимаются на работу «с избытком» в целях их дальнейшего обучения. Широко применяется система «горизонтального перемещения».