Тема 7. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия
Программная аннотация
Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом.
Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Кривая спроса фирмы. Факторы, определяющие степень эластичности кривой спроса на товар фирмы.
Равновесие в долгосрочном периоде. Избыточные производственные мощности: понятие, причины существования. Реклама.
Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.
Основные экономико-теоретические модели олигополии. Твердость цен и ломанная кривая спроса. Дуополия Огюстена Курно, кривые реагирования.
Планы семинарских занятий
1. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции.
2. Фирмы монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.
3. Избыточные производственные мощности. Реклама.
4. Олигополия. Стратегическое поведение фирм.
5. Модель ломаной кривой спроса.
6. Модель Огюстена Курно.
Задания
№1. Фирма действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) — формулой МС = 3Q- 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
№2. Функция средних затрат фирмы – монополистического конкурента на своем рынке . Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: . После проведения рекламной компании, затраты на которую составили , остаточный спрос увеличился и составил . Определить прибыль фирмы до и после проведения рекламной компании и сделайте выводы о ее эффективности.
№3. В отрасли действуют две фирмы с одинаковыми технологиями и функциями издержек вида . Обратная функция спроса на продукцию отрасли линейна . Найдите равновесие Курно (цену, объемы выпуска фирм и отрасли, прибыли фирм и отрасли).
Формы текущего контроля:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Посещение лекций | Участие в лекционном занятии | Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов. | |
Устный опрос | - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. | Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания |