Характеристика рыночных структур
Рыночная структура | Число фирм | Характер продукции | Условия вступления в рынок | Доступ к инфор мации | Контроль над ценой | Примеры отрасли, рынка |
Совершен ная конкурен ция | Очень боль шое | Однород ная | Очень легкие | Равный доступ | Отсутст вует | Рынок ценных бумаг, сельское хозяйство |
Монополис тическая конкурен ция | Много | Разнород ная | Сравни тельно легкие | Некото рые ограни чения | Некото рый, но ограни ченный | Сеть рес торанов, сфера бан ковских услуг |
Олигополия | Несколь ко | Однород ная или дифференцирован ная | Отдель ные пре пятст вия | Некото рые ограни чения | Ограни ченный взаимной зависимо стью | Производ ство алю миния, ста ли, автомо билей, сигарет |
Монополия | Одна | Уникаль ная | Жесткие барьеры | Ограни чения | Значитель ный | Предпри ятия обще ственного значения |
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:
1) множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;
2) каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой период;
3) отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;
4) информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;
5) не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него.
Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров.
Между двумя крайними состояниями — совершенной конкуренцией и чистой монополией выделяют промежуточные рыночные структуры — монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая характеризуется довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка и ограниченном контроле над ценами.
Олигополия — ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Следует отметить, что названные виды экономических структур представляют собой типовые схемы или модели, соответствующие реальным ситуациям рынка. Однако в чистом виде они, как правило, не существуют. Все виды рыночных структур в известной мере являются абстракциями, но абстракциями, носящими научный характер. Реально существующие модели рынка обычно представляют собой некую смесь совершенной конкуренции и монополии с преобладанием того или другого начала.
Но иногда рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий.
Целью выделения отдельных типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цены, объема производства, прибыли. При этом делают два основных допущения: фирма выпускает только один продукт; единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.