Лекция № 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
РОССИИ
Курс лекций в 2 частях
Часть 1
Орёл
ОрЮИ МВД России
УДК 349:338.2
ББК 7 ГК 613/7
Г 86
Рецензенты:
Ихсанов Р.В. – к.ю.н., доцент кафедры гражданского права (Санкт-Петербургский университет МВД России);
Егорова С.Г. – к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Гришин, А.В.
Г 86 Коммерческое право России:Курс лекций. В 2 ч. Ч.1. / А.В. Гришин - Орел.: Орловский юридический институт МВД России, 2007. - 116 с.
Курс лекций написан на основе действующего гражданского законодательства и положений Конституции России. Помимо норм, непосредственно относящихся к гражданскому праву, используются новые законы, подзаконные акты Российской Федерации, имеющие другую отраслевую принадлежность. Курс лекций составлен в соответствии с программой учебного курса "Коммерческое право" на факультетах по подготовке следователей и по подготовке специалистов на договорной основе ОрЮИ МВД РФ. В нем изложены основные теоретические положения коммерческого права России, концепция законодательного регулирования торгово-предпринимательской деятельности, формирования товарного рынка в стране, непосредственного осуществления торгово-хозяйственных связей, учтены последние положения законодательства и арбитражной и судебной практики по рассматриваемым вопросам.
Для студентов, преподавателей высших учебных заведений не только юридического, но и другого гуманитарного профиля, а также для научных, практических работников, интересующихся гражданским правом и практикой его применения.
УДК 349:338.2
ББК 7 ГК 613/7
© Гришин А.В., 2007 г.
© Орловский юридический институт МВД России, 2007 г.
Полное содержание
Предисловие
Часть 1
Лекция № 1. Понятие, предмет и система коммерческого права
Лекция № 2. Торговое законодательство, его состав и структура
Лекция № 3. Структура и инфраструктура товарного рынка
Лекция № 4. Правовое регулирование конкурентных отношений.
Лекция № 5. Субъекты торговой деятельности
Лекция № 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации
Лекция № 7. Классификация до говоров торгового права
Лекция № 8. Структура договорных связей
Лекция № 9. Заключение торговых договоров
Лекция № 10. Определение в договоре условий о количестве, ассортименте и качестве товара
Лекция № 11. Установление цен на товары и способы расчетов.
Лекция № 12. Посреднические договоры в торговом обороте
Часть 2
Лекция № 13. Договоры, обслуживающие торговлю
Лекция № 14. Правовое регулирование доставки и перевозки грузов
Лекция № 15. Хранение (ответственное хранение) товаров
Лекция № 16. Страхование товара и коммерческих рисков
Лекция № 17. Ответственность за нарушение торговых договоров
Лекция № 18. Приемка товаров по количеству и качеству
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................. 6
Лекция № 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА......... 8
§1. Система и юридическая сущность коммерческого права....................................... 8
§2. Признаки, влияющие на правовой статус предпринимателя и их значение для правоприменительной практики.................................................................................................. 12
Лекция № 2 ТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ЕГО СОСТАВ И СТРУКТУРА.... 27
§1. Торговое законодательство на современном этапе............................................... 27
§2. Структура торгового законодательства................................................................... 30
Лекция № 3 СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА................... 33
§1. Структура товарного рынка....................................................................................... 33
§2. Инфраструктура товарного рынка............................................................................ 35
Лекция № 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ..... 38
§1. Общие положения о регулировании конкурентных отношений............................ 38
§2. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции и монополистическая деятельность.......................................................................................................................................................... 50
Лекция № 5 СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................ 58
§1. Характеристика основных субъектов торговой деятельности............................. 58
§2. Субъекты, содействующие организации торгового оборота................................ 61
Лекция № 6 ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ОБОРОТА И СПОСОБЫ ИХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 64
§1. Специфика объектов торгового оборота................................................................. 64
§2. Способы индивидуализации объектов торгового оборота.................................... 68
Лекция № 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ ТОРГОВОГО ПРАВА...................... 73
§1. Договоры торгового права......................................................................................... 73
§2. Классификация торговых договоров........................................................................ 75
Лекция № 8 СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ..................................................... 79
§1. Структура договорных связей и их участники........................................................ 79
§2. Структура договорных связей при закупке продукции для государственных нужд. 83
Лекция № 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ.............................................. 86
§1. Порядок заключения торговых договоров............................................................... 86
§2. Изменение, расторжение, односторонний отказ от исполнения торговых договоров. 90
Лекция № 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОГОВОРЕ УСЛОВИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ, АССОРТИМЕНТЕ И КАЧЕСТВЕ ТОВАРА..................................................................................................................... 93
§1. Определение в договоре условий о количестве и ассортименте товаров.......... 93
§2. Стандартизация и сертификация.............................................................................. 96
Лекция № 11 УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕН НА ТОВАРЫ И СПОСОБЫ РАСЧЕТОВ...... 103
§1. Установление цен на товары................................................................................... 103
§2. Способы расчетов в торговом обороте.................................................................. 104
Лекция № 12 ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ.......... 108
§1. Общие положения о посреднических договорах. Поручение. Комиссия. Агентирование. Коммерческое представительство........................................................................................... 108
§2. Посреднические договоры, используемые в торговом договоре, не закрепленные в ГК РФ. 112
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях динамичного развития рыночных отношений законодательство должно гибко следовать за новыми методами экономического развития, формируя тем самым основу эффективности любой деятельности. При этом одним из приоритетных направлений по словам Президента РФ В.В. Путина остается поддержка российского бизнеса. На это было указано и в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 27 апреля 2007 года, и в выступлении на расширенной Коллегии МВД России 9 февраля 2007 года. В связи с этим, в современных условиях повышается значение правильного применения торгового законодательства Российской Федерации, и как следствие, изменяются требования к качеству подготовки юристов в образовательных учреждениях МВД России, изучающих механизм правового регулирования указанного круга общественных отношений.
Торговое законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Система российского права представляет собой целостное образование, включающее в той или иной степени связанные между собой отдельные отрасли права. С признанием в последний период разделения права на публичное и частное отрасли права дифференцируются, прежде всего, по их принадлежности к первому или второму. Будучи отнесенным к гражданскому праву, коммерческое право одновременно входит в сферу частного права.
В курсе лекций на основе анализа выводов и положений, содержащихся в монографиях и статьях современных правоведов, а также изучения предшествующего опыта и новаций современной социально - экономической ситуации дается собственное видение основных положений коммерческого права.
Основная цель названной дисциплины состоит в формировании у будущих юристов представления о частноправовом характере отношений, регулируемых коммерческим правом.
Достижению данной цели служит реализация следующих задач: рассмотрение основных теоретических концепций науки коммерческого права; ознакомление выпускников с содержанием коммерческого права как подотрасли гражданского права; привитие выпускникам умений правильного применения торгового законодательства в служебной деятельности.
Преподавание в высших учебных заведениях коммерческого права непосредственно связано с расширением правового регулирования торговых отношений, целесообразностью использования практики применения положений коммерческого законодательства. Для этого, помимо гражданского законодательства, особое внимание курсантов и студентов обращается на знание ведомственных нормативных документов. В частности, это решение коллегии МВД РФ от 9.02.2007 года, Директива №3 дсп МВД от 17 октября 2006 года «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 году», регламентирующие основные направления деятельности по борьбе с коррупцией, подрыву экономической базы терроризма.
Курс лекций “Коммерческое право” имеет теоретическую и практическую направленность. Рекомендуется не только для учащихся вузов МВД РФ и студентов юридических вузов, но и для работников правоохранительных органов.
Лекция № 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА