Платежный баланс (стандартные компоненты) I. Текущий счет

А. Товары и услуги

а. Товары

1. Товары внешней торговли

2. Изделия для переработки

3. Ремонт основных фондов

4. Приобретение товаров в портах транспортными компаниями

б. Услуги

1. Перевозки

2. Поездки

3. Коммуникационные услуги

4. Строительные услуги

5. Страховые услуги

6. Финансовые услуги (за исключением страхования)

7. Компьютерные и информационные услуги

8. Авторские и другие выплаты

9. Другие деловые услуги

10. Другие личные услуги

11. Правительственные услуги

Б. Доход

1. Компенсация служащим, включая пограничных, сезонных и
других рабочих

2. Доходы от капиталовложений
В. Трансферта

1. Общие правительственные органы

2. Другое

II. Капитальный счет

А. Капитал, за исключением резервных активов

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другой капитал
Б. Резервные активы

1. Монетное золото

2. Специальные права заимствования

3. Резервная позиция в МВФ

4. Иностранная валюта

5. Другие требования

К «товарам» относят в основном все движимые товары, ко­торые экспортируются или импортируются от резидентов к не­резидентам и наоборот, и по отношению к которым происходит изменение во владении.

В «товары для переработки» включают все изделия, кото­рые перерабатываются за границей и подвергаются значитель­ному физическому изменению.

В «ремонт основных фондов» входит выполнение значи­тельных работ по реконструкции или производству, которые выполнены на импортируемых или экспортируемых судах, ко­раблях и на другом транспортном оборудовании.

«Приобретение товаров в портах транспортными компа­ниями» включает все товары, приобретенные компаниями-ре­зидентами за границей.

В компоненту «услуги» входят перевозки, поездки, ком­муникационные услуги, страховые, строительные, финансовые, компьютерные, информационные, авторские и другие выплаты, иные деловые и личные услуги.

К «перевозкам» относятся услуги морского, воздушного и других видов транспорта, выполненные резидентами для нере­зидентов и наоборот.

В «поездки» входят товары и услуги, которые приобрели не­резиденты-путешественники во время пребывания в стране не более года для личного потребления.

«Коммуникационные услуги» включают почтовые и курьерс­кие услуги по доставке почты, посылок, газет, журналов, услу­ги по аренде почтовых ящиков и телекоммуникационные услу­ги, передающие звук, образ и другую информацию по телексу, телефону, телеграммой, кабелем, спутнику, и др.

«Строительные услуги» состоят из работ, выполненных строительными организациями-резидентами по сооружению и монтажу объектов за границей на временной основе.

В «страховые услуги» входит предоставление услуг компаниями-резидентами для нерезидентов по страхованию грузов и другим видам страхования, в том числе страхование жизни от несчастного случая, пожара, катастрофы, от граждан­ской ответственности и др.

К «финансовым услугам» относят посреднические и вспомогательные услуги (кроме страховых услуг), которые были произведены между резидентами и нерезидентами.

«Компьютерные и информационные услуги» образуются из услуг между резидентами и нерезидентами в форме консульта­ций по эксплуатации оборудования, внедрению компьютерных программ, техническому обслуживанию и ремонту компьютер­ных программ, техническому обслуживанию и ремонту ком­пьютеров и периферийного оборудования, обработке данных, созданию банка данных, по формированию и накоплению ди­намических рядов.

«Авторские и другие выплаты» формируются из платежей и поступлений между резидентами и нерезидентами за пользова­ние нематериальными активами - авторскими правами, патен­тами, технологиями, проектами, торговыми знаками и др.

«Другие деловые услуги» включают услуги между резиден­тами и нерезидентами, кроме названных выше.

К «другим личным услугам» относятся медицинские, образова­тельные услуги, права на прокат предметов и другие личные ус­луги, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот.

В составе «правительственных услуг» учитываются опера­ции, осуществляемые посольствами, консульствами, военными частями и оборотными агентствами с резидентами страны, в которой они расположены, а также с другими странами, опера­ции других официальных учреждений, расположенных в дру­гих странах, и другие услуги, которые не вошли в перечислен­ные выше.

Компонента «доход» образуется из двух статей: компенса­ции служащим, выплаты рабочим-нерезидентам (пограничным, сезонным и другим рабочим), и доходы от капиталовложений и поступления по внешним финансовым активам и пассивам.

«Трансферта» используется для покрытия изменений во владении реальными ресурсами или финансовыми активами экономики данной страны по отношению к экономике осталь­ных стран, которые не отражаются в других подобных измене­ниях.

В составе «общих правительственных органов» выделяется прощение долга, другие субсидии и другие трансферты общих правительственных органов.

Категория «другое» охватывает следующие трансферты: прощение долга, другие субсидии, денежные переводы рабо­чих, трансферты мигрантов и другие трансферты.

Компонента «Капитал за исключением резервных активов» включает прямые и портфельные инвестиции и другой капитал.

Компонента «резервные активы» включает монетное зо­лото, специальные права заимствования, резервные позиции в МВФ, иностранную валюту и другие требования.

К «другим требованиям» относятся резервы правительства, резервы с заграницей нефинансовых агентств правительства, резервы в распоряжении частных депозитных банков, находя­щихся под контролем властей.

7.2. Торговый баланс и его виды

ТОРГОВЫЙ БАЛАНС есть разница между суммой экспор­та и суммой импорта товаров данной страной. Он учитывает торговые сделки резидентов с нерезидентами, т. е. товарный экспорт и импорт за определенный период (часть платежного баланса). Если экспорт превышает импорт, речь идет о профи­ците торгового баланса (положительное сальдо). Если импорт превышает экспорт, принято говорить о дефиците торгового баланса (отрицательное сальдо).

Торговый баланс отражает, прежде всего, конкурентоспо­собность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая по­ложительная величина торгового баланса, его положительное сальдо, означает приток в страну иностранной валюты, что по-

вышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса означает низкую конкурентоспособность то­варов данной страны на внешних рынках. Это ведет к росту вне­шней задолженности и падению курса национальной валюты.

С другой стороны, сами по себе изменения курса нацио­нальной валюты влияют на результаты международной торгов­ли, а следовательно, и на торговый баланс. При низком курсе национальной валюты товары этой страны получают дополни­тельное преимущество перед конкурентами на внешних рын­ках, что ведет к росту экспорта. Наоборот, из-за роста курса на­циональной валюты цены национальных товаров на внешних рынках вырастут, что приведет к их вытеснению более деше­выми товарами других стран. Действия центральных банков по снижению курсов национальных валют вызваны, в первую очередь, стремлением обеспечить конкурентные преимущества национальным экспортерам.

Объемы экспорта и импорта не рассматриваются как рав­ноправные. Экспорт имеет более непосредственное влияние на экономический рост страны, из-за чего финансовые рынки придают данным по экспорту большее значение. С другой сто­роны, рост импорта может отражать сильный потребительский спрос внутри страны и неудовлетворенность его со стороны на­циональной экономики.

В отличие от других рядов экономической статистики дан­ные по торговому балансу не имеют выраженной корреляции (взаимной связи) со стадиями делового цикла, поскольку на внутреннюю экономическую динамику страны налагаются эко­номические циклы других стран, которые имеют свои особен­ности по фазе и амплитуде изменений. При анализе торговых данных надо учитывать также явно выраженную их сезонную зависимость. Данные по торговому балансу представляются с сезонной корректировкой как в номинальных, так и в фиксиро­ванных ценах.

Результаты торговли группируются по шести основным ка­тегориям товаров (продукты питания, сырье и промышленные запасы, потребительские товары, автомобили, средства произ­водства, другие товары) и по торговле с отдельными странами.

7.3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс

Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет теку­щих операций и капитальный счет.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Он занимает особое мес­то в платежном балансе, ибо связан с состоянием национальной экономики и ее позицией в мировом хозяйстве. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что стра­на расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.

КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИ­ТАЛА, - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере - на рынке капитала. Он показывает, как меняются чис­тые заграничные активы - наблюдается приток или отток капи­тала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала.

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с вос­производством. С одной стороны, он складывается под влияни­ем процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой -воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в международном разделе­нии труда, масштабах, структуре и. характере ее внешнеэконо­мических связей.

В платежном балансе отражаются:

а) структурные позиции национальной экономики, опреде­ляющие разные возможности экспорта и потребности в импор­те товаров, капиталов и услуг;

б) изменения в соотношении рыночного и государственного
секторов экономики;

в) конъюнктурные факторы (степень международной конку-
ренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:

1. Неравномерность экономического и политического разви­тия стран и изменение в связи с этим международных конку­
рентных позиций той или иной страны.

2. Циклические колебания экономики. Подъемы и спады
хозяйственной активности определяют не только состояние
внутренней экономики страны, но и ее внешнеэкономические
позиции.

3. Милитаризация экономики и военные расходы. Если эк­спортные отрасли загружены военными заказами, а средства,
которые можно применить для расширения вывоза товаров, на­правляются на военные цели, то это приводит к сокращению
экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает
увеличение импорта военно-стратегических товаров сверх нор-
мальных потребностей мирного времени.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимос-
ти стран, которое стало сильнее коммерческой взаимозависи­
мости, что усиливает валютные и кредитные риски.

5. Изменения в международной торговле под воздействием
НТР, роста интенсификации хозяйственной жизни, перехода на
новую энергетическую базу, которые вызывают структурные
сдвиги в международных экономических связях.

6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация валюты
обычно поощряет экспорт, а ревальвация - стимулирует импорт
при прочих равных условиях.

7. Инфляция. Ее отрицательное влияние происходит в том
случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность
национальных товаров, затрудняет их экспорт, поощряет им­
порт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

8. Чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные
бедствия, катастрофы и т.д.).

9. Торгово-политическая дискриминация страны, создаю­щая искусственные барьеры, препятствующие развитию взаи­мовыгодных отношений с другими странами.

7.4. Регулирование и финансирование платежного баланса

Платежный баланс является одним из объектов государс­твенного регулирования, под которым понимают совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на форми­рование основных статей платежного баланса, а также покры­тие сложившегося отрицательного сальдо. Необходимость та­кого регулирования обусловлена:

1. Неуравновешенностью платежных балансов разных стран,
проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних
стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность
баланса международных расчетов влияет на динамику валютно­го курса, миграцию капиталов, состояние экономики в целом.

2. Слабым действием механизмов ценового регулирования
при выравнивании платежного баланса.

3. Повышением роли платежного баланса в системе госу­дарственного регулирования экономики в условиях интерна-
ционализации хозяйственных связей. В круг основных задач
регулирования платежного баланса входит также обеспечение
темпов экономического роста, сдерживание инфляции и безра­ботицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат: государственная собственность, в том числе офици­альные золотовалютные резервы; доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; статус государства как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, за­емщика; нормативные акты по регламентации внешнеэкономи­ческих операций.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование эк­спорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно пред­принимают следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иност­ранных капиталов, ограничения вывоза капиталов:

1. Дефляционную политику. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы.

Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки Центрального банка, кредитные ог­раничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвацию. Понижение курса национальной валюты
направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импор­та товаров. Однако девальвация стимулирует экспорт товаров
лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспо-
собных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом
рынке.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной вы­
ручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной
валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в
уполномоченных банках направлены на устранение дефицита
платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и
стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для умень-шения дефицита платежного баланса используются бюджетные
субсидии экспортерам, протекционистское повышение импорт­-
ных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых инос­транным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в
страну, денежно-кредитная политика.

5. Специальные меры государственного воздействия на пла­тежный баланс в ходе формирования его основных статей: тор­гового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

В целях регулирования платежей и поступлений по «неви­димым» операциям платежного баланса принимаются следу­ющие меры: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских су­дов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «транспорт»; расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступ­лений от торговли патентами, лицензиями, научно-технически­ми знаниями и т.д.

При активном платежном балансе государственное регули­рование направленно на устранение нежелательного чрезмер­ного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше ме­тоды (финансовые, кредитные, валютные и другие), а также ре-

вальвация валют используются для расширения импорта и сдер­живания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов.

В поисках источников погашения дефицита платежного ба­ланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консор­циумов, облигационных займов.

К временным методам покрытия дефицита платежного ба­ланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

Окончательным методом балансирования платежного балан­са служит использование официальных валютных резервов.

Тема 8_________________________________

МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

8.1. Валютная система: понятие, формы.

8.2. Валюта и валютный курс.

8.3. Валютный рынок: понятие, виды, функции, особенности.

8.4. Этапы развития мировой валютной системы. Европейская
валютная система.

8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инс­трументы.

8. б. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь.

8.1. Валютная система: понятие, формы

Мирохозяйственные экономические отношения в услови­ях товарно-денежных отношений немыслимы без налаженной системы валютных отношений.

ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это экономические отно­шения, связанные с функционированием мировых денег и об­служивающие различные виды хозяйственных связей между странами: внешнюю торговлю, вывоз капитала, инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический об­мен, туризм и др.

Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платежном обороте и получали свое развитие по мере интенсификации междуна­родных обменов, движения товаров, капиталов и рабочей силы. Потребность упорядочить эти отношения привела к формиро­ванию национальных и мировой валютных систем.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА представляет собой форму организации валютных отношений страны, оп­ределяемую национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют следующие основ­ные элементы: национальная валютная единица; состав офи­циальных золотых и валютных резервов; валютный паритет и режим валютного курса; условия обратимости валют; наличие или отсутствие валютных ограничений; порядок использова­ния кредитных орудий международных расчетов; формы меж-




дународных расчетов страны; статус национальных учрежде­ний, которые регулируют валютные отношения страны; режим национального валютного рынка и рынка золота.

Национальная валютная система неразрывно связана с де­нежной системой и является ее составной частью. Ее особен­ности определяются степенью развития экономики и внешнеэ­кономических связей страны.

МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - это форма органи­зации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. Ее определяющими эле­ментами являются: золото и резервные национальные валюты; международные счетные единицы; состав и структура между­народных ликвидных активов (валютные средства и золотые резервы); режим валютных паритетов и курсов; условия взаим­ной обратимости валют; объем валютных ограничений; формы международных расчетов; статус международных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения на наднациональном уровне; режим международных валютных рынков и мировых рынков золота.

Правовой основой для возникновения, изменения или пре­кращения валютных отношений служат международные согла­шения и внутригосударственные акты.

Участниками валютных отношений являются государс­тва, международные организации, юридические и физические лица. Среди активных участников валютных отношений выде­ляются банки, ибо в условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляются, прежде всего, через эти учреждения. Круп­ные коммерческие банки, располагая широкой сетью филиалов в разных странах или имея валютные счета в банках других стран, проводят через них торговые и иные внешнеэкономичес­кие операции, а клиенты имеют возможность вносить средства на счет банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте.

В настоящее время около 90% всех валютных сделок на ми­ровом валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой - это обычная биржевая игра на курсах с целью получить прибыль. Поэтому здесь основны­ми участниками валютных отношений, кроме банков, высту-

пают валютные брокеры и дилеры. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Лондоне, То­кио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе.

Обладая относительной самостоятельностью, валютные от­ношения через платежный баланс, валютный курс, расчетные операции оказывают активное воздействие на мировую эконо­мику. Учитывая тот факт, что мировая экономика развивается стихийно, валютные отношения, как отражение мировых эко­номических отношений, тоже подвержены стихийности. Поэ­тому государственное вмешательство, межгосударственные со­глашения, деятельность международных валютно-кредитных организаций направлены на то, чтобы в определенной степени ослабить стихийность этих процессов. Государственное и меж­государственное регулирование валютных отношений находит свое выражение в валютной политике (см. вопрос 8.5).

8.2. Валюта и валютный курс

Важнейшими элементами любой валютной системы явля­ются валюта и валютный курс.

ВАЛЮТА (от итал. valuta - цена, стоимость) - это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости то­вара.

Понятие «валюта» применяется в трех значениях:

а) денежная единица страны (доллар, иена, рубль и др.) и тот
или иной ее тип: бумажная, металлическая;

б) иностранная валюта-денежные знаки иностранных госу­дарств, а также кредитные и платежные средства, выраженные
в иностранных денежных единицах и используемые в между­
народных расчетах;

в) международная (региональная) денежная расчетная еди-
ница и платежное средство (СДР, выпускаемые МВФ и ЕВРО,
выпускаемые Европейской системой центральных банков, воз­-
главляемой Европейским Центральным банком).

В зависимости от режима использования валюты подразде­ляются на:

а) полностью обратимые (свободно конвертируемые),

б) частично обратимые (частично конвертируемые),

в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).

Полностью обратимыми называются валюты стран, в за­конодательстве которых практически отсутствуют валютные ограничения. Эти валюты обмениваются на любые другие ва­люты без специальных на то разрешений. К ним относятся дол­лар США, доллар Канады, швейцарский франк, японская иена и некоторые другие.

Частично обратимыми являются валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения, особенно для резидентов1, в отношении определенного круга валютных операций.

К необратимым относятся валюты тех стран, в которых действуют различные ограничения и запреты как для резиден­тов, так и для нерезидентов, касающиеся ввоза и вывоза нацио­нальной и иностранной валюты, валютного обмена, продажи и покупки валюты и валютных ценностей и др.

Конвертируемость валют является одним из инструментов, с помощью которого нейтрализуется влияние национальных границ на движение товаров, услуг и капиталов в масштабах мирового рынка.

КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ, или обратимость (от лат. converters - изменять, превращать) - способность национальной валюты свободно, без ограничений обмениваться на иностранные ва­люты и обратно без прямого вмешательства государства в про­цесс обмена.

Для того, чтобы национальная денежная единица могла ис­пользоваться в качестве валюты в международном экономичес­ком обмене, она должна получить международную «цену», вы­ражающуюся в ее валютном курсе. ВАЛЮТНЫЙ КУРС - это стоимостное соотношение двух валют при их обмене, или «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в денеж­ных единицах другой страны или в международных платежных средствах. Он отражает в усредненном виде сложный комплекс взаимоотношений между двумя валютами: соотношение их покупательной способности; темпы инфляции в соответствую­щих странах; спрос и предложение конкретных валют на меж­дународных валютных рынках и др.

Установление курса (цены) валют на валютных биржах или банками называется КОТИРОВКОЙ валюты. Различают следу­ющие режимы установления валютных курсов:

1Резиденты - это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.

а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте), ко-
торый после 2-й мировой войны сменился режимом фиксиро­ванных паритетов и курсов;

б) система плавающих курсов валют.

В условиях плавающих курсов валютный курс, как и всякая другая цена, определяется рыночным соотношением спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определя­ется потребностями страны в импорте товаров и услуг, разного рода платежами по международным обязательствам, расходами туристов и др. Размер предложения определяется резервами На­ционального (Центрального) банка, объемами экспорта страны, займами, которые получает страна из-за границы, и др.

Поскольку изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики страны, то, естественно, он являет­ся важным объектом государственного регулирования как внут­ри страны, так и в межгосударственных отношениях.

Для регулирования валютного курса государство может применять методы как косвенного, так и прямого воздействия. К мерам косвенного регулирования валютного курса относится весь арсенал денежно-кредитной и финансовой политики. Сре­ди мер прямого воздействия можно выделить дисконтную поли­тику и валютные интервенции на внешних валютных рынках.

Проводя валютную интервенцию, Центральные банки стран продают или покупают валюту своей страны на внешних ва­лютных рынках. Для осуществления девальвации (понижения) курса валюты необходимо увеличивать предложение на валют­ных рынках валюты своей страны. Это можно сделать и за счет дополнительной эмиссии денег.

Если валютная интервенция направлена на ревальвацию (по­вышение) обменного курса национальной валюты, Националь­ный (Центральный) банк должен скупать на валютных рынках собственную валюту в обмен на иностранную. Для проведения подобных операций необходимы валютные резервы.

К числу прямых мер воздействия со стороны государства на валютные курсы можно отнести и валютные ограничения. ВА­ЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ - это совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностя­ми. При их использовании государство осуществляет контроль

над операциями с валютой, которые проводят национальные экспортеры. Они не имеют права продавать вырученную валю­ту на рынке, а обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Moгyт ограничиваться переводы за гра­ницу, вывоз валюты и др.

8.3. Валютный рынок: понятие, виды, функции, особенности

В узком понимании валютный рынок представляет собой официальные центры, где совершаются сделки купли-продажи иностранной валюты по определенному курсу. В более широком смысле под ВАЛЮТНЫМ РЫНКОМ понимают сферу эконо­мических отношений, возникающих при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты. На валютных рынках, кроме выше указанных, осуществляются операции, связанные с движением капитала (купля-продажа ценных бумаг в иност­ранной валюте, валютное инвестирование).

Валютные рынки сложились в XIX веке. Быстрый рост ва­лютных рынков в XX веке в немалой степени связан с крушени­ем Бреттон-Вудской валютной системы.

В зависимости от объема торговли валютой и числа торгуе­мых валют выделяют рынки: национальные (локальные), реги­ональные и мировые.

Формирование МИРОВОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА свя­зано с ростом объемов операций на национальных рынках и углублением взаимосвязей между ними по мере усиления тен­денции к интернационализации хозяйственной жизни. Круп­ными региональными валютными рынками в Европе являются Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Париж, Брюссель, в Азии - Син­гапур и Гонконг. Три центра (Лондон, Нью-Йорк и Токио) дале­ко опережают другие валютные рынки по масштабам совершае­мых операций

Мировой валютный рынок, действующий круглосуточно, имеет централизованный характер. Основная часть операций с валютой совершается между крупными банками с исполь­зованием новейшей электронной аппаратуры. В некоторых странах определенную роль играют валютные биржи. Однако по мере развития национального валютного рынка их роль сни­жается.

На валютных рынках осуществляются валютные опера­ции, представляющие собой сделки по поводу купли-прода­жи валюты, в результате чего происходит смена собственника национальной и иностранной валюты (или двух иностранных валют). К валютным операциям относят также предоставле­ние ссуд и осуществление расчетов в иностранной валюте. Основными видами валютных операций являются сделки с не­медленной поставкой валюты, а также срочные. В последние годы быстрыми темпами возрастал объем новых форм срочных сделок — операций своп, опционов, фьючерсов.

В валютной сделке всегда участвуют, по меньшей мере, две стороны, одна из которых, как правило, банк. Поэтому банк предлагает клиенту или покупателю такой курс продажи или покупки, который позволяет банку не только покрывать расхо­ды, связанные куплей-продажей валюты, но и получать опреде­ленный доход. Курс, по которому банк приобретает у клиента иностранную валюту, называется курсом покупателя, а курс, по которому банк продает валюту — курсом продавца. При прямой котировке курс покупателя ниже курса продавца. При данной ситуации 1 единица иностранной валюты выражается в опре­деленном количестве единиц национальной валюты (например, 1 долл. США = 2600 белорусских рублей). При косвенной ко­тировке (когда 1 единица национальной валюты выражается в определенном количестве единиц иностранной валюты) курс покупателя выше курса продавца. Обе котировки в принципе равнозначны.

При совершении валютных сделок банкам необходимо сле­дить за валютной позицией, под которой понимается соот­ношение требований и обязательств по каждой иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, в про­тивном случае - открытой (длинной, когда требования по ва­люте превышают обязательства; короткой, когда требования по валюте меньше обязательств). Открытая позиция всегда означа­ет подверженность валютному риску, т.е. возможности резких, неожиданных и неблагоприятных изменений валютного курса, что может принести значительные убытки или прибыль, если валютный курс изменяется в благоприятную сторону.

Сделки на валютном рынке подразделяют на: сделки с не­медленной поставкой, которые предполагают поставку валюты на второй рабочий день со дня заключения сделки, и срочные

сделки, которые представляют собой соглашения о будущей поставке валюты по курсу, зафиксированному на момент за­ключения сделки. При этом валютный контракт может быть ка­тегоричным (твердым), т.е. обязательным для исполнения обе­ими сторонами сделки. В других случаях он дает клиенту банка право выбора осуществлять или не осуществлять заключенную ранее сделку. Валютные сделки могут заключаться с конкрет­ным клиентом или торговаться централизованно на биржах. Поэтому срочные сделки подразделятся на форвардные (катего­ричные для обеих сторон), опционы (покупатель опциона име­ет право решать, осуществлять сделку или нет) и фьючерсные (торгуются только централизованно на биржах).

В последние годы появились и получили широкое распро­странение сделки своп. Валютные свопы представляют собой соглашение о взаимовыгодном обмене валютными обязательс­твами в случае, если одна из сторон имеет сравнительное пре­имущество на рынке одной из валют.

Валютный своп может также осуществляться в виде комби­нации двух конверсионных сделок на условиях немедленной поставки и поставки валюты в будущем.

В последние десятилетия структура валютных операций претерпела существенные изменения. Удельный вес сделок с немедленной поставкой валюты снизился, в то же время доля срочной торговли резко возросла. Это отражает, в частности, то, что валютная спекуляция и стремление снизить валютный риск все более становятся основным движущим фактором раз­вития валютного рынка.

8.4. Этапы развития мировой валютной системы. Европейская валютная система

В своем развитии мировая валютная система прошла 3 этапа:

1) систему «золотого стандарта»,

2) бреттон-Вудскую систему фиксированных валютных
курсов,

3) Ямайскую систему плавающих валютных курсов.
Юридически система «золотого стандарта» была оформлена

межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. (получила название «Парижская валютная систе-

МА»). Этим соглашением золото было признано единственной формой мировых денег.

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ представляет собой форму органи­зации денежно-валютных отношений, основанную на исполь­зовании золота как денежного товара. Впервые золотой стан­дарт как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце XVIII века (законодательно был закреплен в 1816 г.). Он подразделялся на: золотомонетный, золотослитковый и зо­лото-девизный (золото-валютный).

Золотомонетный стандарт был типичен для эпохи сво­бодной конкуренции и просуществовал до 1-й мировой войны. Для него характерны: исчисление цен товаров в золоте; обра­щение золотых монет и их неограниченная чеканка государс­твенными монетными дворами для любых владельцев; свобод­ный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу; отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами государственных бумажных денег с принудительным курсом.

При золотослитковом стандарте банкноты обменивались на золотые слитки весом в 12,5 кг, для чего требовалось предъ­явить в банк их крупную сумму (например, в Великобритании -1700 фунтов стерлингов, во Франции -215 тыс. франков). Золо­то оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот.

В остальных странах непосредственный размен банкнот на золото не был восстановлен, а предусматривался обмен кре­дитных денег на девизы (платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов) в ва­лютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото. Эта урезанная форма золотого стандарта получила название золо­то-девизного стандарта. Она была закреплена Генуэзской международной конференцией в 1922 г. и получила название «Генуэзская валютная система». При золотодевизном стан­дарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран: обесценивание последних влекло за собой под­рыв устойчивости подчиненных валют.

В результате мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах. Генуэз­ская валютная система утратила относительную стабильность. На базе национальных валютных систем ведущих стран начи-

нают складываться региональные валютные системы, или т.н. валютные блоки.

Валютный блок-это группировка стран, зависимых в эконо­мическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляю­щей его державы. Для валютного блока характерны следующие черты: курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей группировку; международные расчеты входя­щих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона; валютные резервы стран блока хранятся в стране-гегемоне; обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона.

Были образованы: стерлинговый, долларовый и золотой ва­лютные блоки.

Стерлинговый блок был образован в 1931 г. В него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Нью­фаундленда), Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Греция и Иран.

Долларовый блок, возглавляемый США, был создан в 1933 г. В него вошли: Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал.

Золотой блок был создан в июне 1933 г. на Лондонской меж­дународной экономической конференции странами, стремив­шимися сохранить золотой стандарт. Это - Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария. Позже в него вошли Италия, Чехос­ловакия и Польша.

Во время второй мировой войны все валютные блоки распа­лись. Однако в конце XX - начале XXI века эта практика была возобновлена (пример - Европейская валютная система). Более того, мировой финансовый кризис осени 2008 г. усилил эти тен­денции. Намерены создать свою региональную валютную сис­тему ряд латиноамериканских стран, некоторые страны СНГ.

В конце 2-й мировой войны на состоявшейся в 1944 г. в г. Бреттон-Вуде (США) конференции были приняты междуна­родные соглашения, которые легли в основу системы валют­ных отношений, получившей название «БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА». В ее основе лежал золотовалютный стандарт, где в качестве резервов выступали золото и доллары США. Страны, подписавшие соглашение, зафиксировали кур­сы своих валют в долларах или в золоте. Доллар был увязан с

золотом (1 унция золота = 35 долл. США) и признавался основ­ной расчетной и резервной валютой. Страны — члены Междуна­родного валютного фонда (МВФ), который был создан на этой конференции, обязывались поддерживать курсы своих валют на уровне фиксированных паритетов, регулируя отклонения че­рез валютную интервенцию, то есть куплю-продажу доллара. США взяли на себя обязательства по размену бумажного долла­ра на золото по фиксированному содержанию для центральных банков других стран.

С укреплением экономик западноевропейских стран и Япо­нии укрепились позиции валют этих стран по отношению к дол­лару. Золотой запас США начал уменьшаться. Неустойчивость доллара привела к тому, что в 1971 г. США официально прекра­тили обмен доллара на золото. В результате двух девальваций доллара (1971 и 1973 гг.) Бреттон-Вудская система фактически рухнула. На смену ей пришла ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИС­ТЕМА, юридически оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.

Основы устройства этой системы сводятся к следующему: юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специаль­ные права заимствования); в отношении валютных курсов пре­дусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установ­ление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР; усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ.

В рамках мировой валютной системы на региональном уров­не функционирует ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), основанная на использовании европейской валютной единицы ЭКЮ (затем - Евро). Решение о создании ЕВС было принято Европейским Советом 5 декабря 1979 г., а начала дейс­твовать с 13 марта 1979 г. Договор о поэтапном продвижении к валютному союзу был подписан 12 странами (Германией, Фран­цией, Голландией, Бельгией, Данией, Ирландией, Великобрита­нией, Италией, Грецией, Испанией, Португалией и Люксембур­гом) в Маастрихте в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.

Процесс продвижения к валютному союзу ЕС состоял из трех фаз: подготовительной, организационной и финальной.

Подготовительная фаза длилась до 1 января 1996 г., в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на дви­жение капиталов и платежей и начали стабилизацию своих госу­дарственных финансов по критериям, установленным ЕС.

Организационная фаза длилась до 31 декабря 1998 г. и была нацелена на завершение окончательной стабилизации государс­твенных финансов и на формирование правовой и институцио­нальной базы валютного союза.

Финальная фаза, состояла из 2-х этапов:

1-й - евро становится полноправной денежной единицей, но существует в безналичной форме;

2-й - полный переход на евро. Начался с 1 января 1999 г. и закончился 1 июля 2002 г. с введением в оборот наличного евро и созданием наднационального Европейского центрально­го банка (ЕЦБ) и действующей под его руководством Европей­ской системы центральных банков (ЕСЦБ).

На 1 февраля 2009 г. из 27 государств ЕС в еврозону входило 16 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия. Словения, Словакия, Финляндия, Франция.

8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инструменты

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность экономичес­ких мер, осуществляемых государственными органами и меж­государственными учреждениями в сфере международных ва­лютных и других экономических отношений в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Она является состав­ной частью общей государственной экономической политики.

Следует различать валютную политику текущую и долго­временную (структурную).

ТЕКУЩАЯ ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равнове­сия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функ-

ционирования механизма национальной и мировой валютных систем.

Текущая валютная политика реализуется министерством финансов, Центральным банком, органами валютного контро­ля. Формами этой политики являются:

а) дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной став­
кой Национального (Центрального) банка, которое наряду с
другими мерами кредитно-денежного и финансового характера
призвано регулировать величину денежной массы в обраще-
нии, уровень цен, объем совокупного спроса в стране, а также
прилив из-за границы и отлив за границу краткосрочных капи­талов;

б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущест­венно в виде валютной интервенции, представляющей собой
куплю-продажу государственными органами иностранной ва­люты в целях воздействия на курс национальной валюты;

в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация);

г) изменение режима обратимости валют: ужесточение
или, напротив, ослабление валютных ограничений;

д) получение или предоставление валютных кредитов и суб­сидий для компенсации возникающих разрывов в международ­ных платежах;

е) диверсификация (распределение между различными объ-
ектами) валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки,
связанные с обесценением валют, и обеспечить наиболее вы­
годную структуру резервных активов.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ВАЛЮТНАЯ ПО­ЛИТИКА - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реали­зуется посредством участия стран в межгосударственных пе­реговорах и соглашениях, преимущественно в рамках Между­народного валютного фонда (МВФ), а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударс­твенного валютного регулирования, трансформируют ключе­вые элементы международной валютной системы в новое со­стояние, соответствующее изменившимся мирохозяйственным отношениям.

Направление и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тен­денциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в рас­становке сил на мировой арене.

8.6. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ пред­ставляет собой форму организации валютных отношений стра­ны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную ва­лютную систему (см. вопрос 8.1). Важнейшими из этих элемен­тов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс. Регулирование валютного курса и валютный контроль положе­ны в основу валютной политики государства.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иност­ранной, так и в национальной валюте при проведении внешне­экономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного кур­са и предотвращения оттока капитала

Валютное регулирование в Республике Беларусь осущест­вляется на основе Закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятом 22 июля 2003 г. Законодательно уста­новлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. Определе­ны: статус государственных органов, осуществляющих валют­ное регулирование; основные принципы валютной политики; порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь.

Основными элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые докумен­ты, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реали­зации данной системы; процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования); органы валютного регулирования, которые в соответствии со своими функциями устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне (уровень кон­троля).

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк Республики

Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены фун­кции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным ва­лютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Как орган валютного ре­гулирования в рамках своих полномочий Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по от­ношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях и иностранной валюте в Республике Бела­русь и за ее пределами; устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; выдает разрешения на осуществление валютных операций; осуществляет другие полномочия, уста­новленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютно­го регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компе­тенции: принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства; осуществляет другие пол­номочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством.

Одним из приоритетных направлений валютного регулиро­вания в Республике Беларусь на 2000-2010 гг. является: стаби­лизация валютного рынка и обеспечение устойчивости бело­русского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на эти годы. Это: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов эко­номической деятельности в иностранной валюте; уменьшение

отрицательного сальдо торгового баланса; наращивание золо­товалютных резервов государства; создание предпосылок кон­вертируемости белорусского рубля по текущим операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный тамо­женный комитет, если иное не определено Президентом Рес­публики Беларусь. Эти органы вправе: проводить в установ­ленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований- законности происхождения валют­ных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью предоставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валют­ного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства; осущест­влять иные функции, предусмотренные законодательством.

Наши рекомендации