Технологическое прогнозирование.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ [technological forecasting] — вид прогнозирования науки и техники, ориентированный на создание динамической картины “перемещения” технологии, под которым понимается процесс ее развития (от уровня изобретения, открытия до уровня инженерной разработки) и ее “распространения”, т. е. практического применения, коммерческой реализации.
Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких технологий отказаться.
При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.
Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой технологии. Используя технологические прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее использования и необходимость в срочной смене технологии.
Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм, которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современных российских предприятий связано в первую очередь с переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А такая переориентация практически невозможна без технологической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в спе-
циальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.
В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.
Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститутов - технологических новинок. Следовательно, фирмы, во-первых, должны уметь предусматривать возможные изменения в технологии и, во-вторых, уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были гоговы к восприятию товаров-новинок. Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.
Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.
Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.
Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно метод подготовки сценариев, метод Дельфи, методы экстраполяции трендов и некоторые другие.
Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые специфические методы, среди них - морфологический анализ, анализ перекрестного влияния.
Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях:
=> генной инженерии; => системы телекоммуникаций; => автомобилестроения;
=> техники и технологии для фармацевтической промышленности; => автоматизации домашнего хозяйства и многих других.
Сущность и содержание стратегического план-ния.
Стратег.план-ние-один из видов долгосрочного план-ния. Потребность в долгосроч плна-нии обусловлена длит циклом воспроиз-ва продукции и необходимостьюиметь четкие представления о перспективах развития эк-ки.
Долгосроч.план способствует определению реальных направлений развития, выявлению ресурсных ограничений, кол-ных и качест.последствий деят-ти.
Применяется на всех уровнях иерархии.Страт.план-ние- это процесс разработки и реализации сратегии формирования и развития пред-тия , соц-эк.систем. В страт.план-нии сферадеят-ти пред-тия рассматривается объемно, т.е в нее включаются эл-ты как внеш.так и внут. среды. Оно ориентирует на перемены и нововедения их стим-ние, на страт.мыление о действиях, кот будут опережать изменения.
Страт план-ние- это подсистема упр-ния кот ориентирована на страт. цели,задачи, факторы, проблемы и рез-ты и альтернативы.
В отличие от перспективного план-ния 1. в страт план-нии экстраполяцию(историчекий опыт) заменяют страт. анализом, кот связывает между собой песпективы и цели.2.страт план-ние более сложные процесс, оно приводит к более значительным и предсказуемым рез-там.
Принципы страт.план-ния
1.Страт.напрвленность всех моментов страг.план-ния, предпол-щая исп-ние страт.инфо-ции.
2. Ориетация на сис-му хозяйствования-адаптации к внеш. и внут. среде
3. Обоснование временного горизонта решения стра.задач.
4. Ориентация на срат.точки роста и приоритетные напрвления развития пред-тия.
5. Обеспечение макс.децентрализации и по воз-ти сочетание с необходимой централизацией.
6. Оптим.исп-ние страт.возожностей.
7. Взаимосзязь между страт.и тактическим план-ем.
Функции страт план-ния
1. Опред-ние стратегии, миссии, целей и задач развития пред-тия.
2. Создание страт. хоз.подразделений.
3.Обоснование и уточнение основных целей макетинг.исследований.
4. Выполнение ситуационного анализа и выбор направления эк.роста
5. Разработка стратегии маркетинга и укрупнение плани-ния произ-ва продукции.
6.Выбор тактики, плани-ние способов и ср-в достжения поставленных задач.
7.Контроль и оценка осн.рез-тов. корректировка выбранной стратегии и способов ее реа-ции.
Этапы стратегического план-ния на пред-тии.
Функции страт.план-ния выполняются наследующих этапах:
1. Анализ внеш. и внут.среды пред-тия. Оценка сложившихся тенденций в эк-ке, внешних факоров и эк.потенциала. Для анализа внеш.и внутр среды необходима страт.база данных,чтобы оценить сильные и слабые стороны развития пред-тия, конкурентов, возможностей рисков.Осн эл-ты внут среды:произво, финансы, маркетинг, рабочая среда. Наиболее распространенный и признанный метод оценки среды это SWOT анализ.
2. Прогнизирование состояния внеш.среды и всвязи с этим возмож-тей расширенного воспроиз-ва. На данном этапе определяют основные ориентиры, кот можно разделить на 3 типа:1. Идеалы-которых невозможно достич в обозримом периоде, но надо стремится к ним приблизится.2.Цели- ориентиры, рпедприн-кой деят-ти в плановом периоде, достижение кот предполагается в полном объеме.3. Задачи-конкретные кол-ные измерители по ориентирам, определяющие форму и время выполнения заданий.Цеи в отличие от миссии(идеала) выражают конкретные направления:положение на рынкке, инновации, произ-ть, ресурсы, прибыльность, персонал, соц.аспекты.
3. Разработка альтернативной стратегии и выбор базовой и функциональной стратегий.В соврем.условия в качестве базовой стратегии можно исп-ть: 1. Оптимизация рын.отношений на основе усиления проникновения на рынок.2.Рацион.диверсификация или смена предприним-кой деят-ти.3. Расширение внешнеэкон.связей.Базовые стратегии могут реализовываться лишь в органической взаимосвязи с сис-мой функционирования стратегии.к этим сисетмамотносят (Стратегия маркетинга;Фин.стратеги;НИОКР;Производ.и соц стратегии.)
4.Разработка страт.целевых программ и проектов , сис-мы страт.планов.
Они разрабатываются по след.ключевым моментам:
-формирование и развитие инновац.предприн-ва
-использование достижений НТП
-оптимизация инвестиц.деят-ти.
-стратегия управления и маркетинга.
5. Обоснование страт.мероприятий и методов выполнения страт.программ и планов.
6. Реализация страт.программ, планов, проектов.
7.Контроль за ходом и рез-ми страт планир-ния. Корректировка страт.плана.
1 (24). Структура и содерж. стратег.планов предпр-я.
Осн док-т страт.план-ия на пред-ии – это страт план, кот. Опред-ет глав цели, страт линии использ-я и распред ресурсов. Стр-ра страт плана состоит из 14 разделов: 1.Предисловие; 2. Цели и задачи пред-я; 3.Текущ деят-ть и долгосроч задачи (5-10 лет); 4.Стратегия Марк-га; 5Страт-я использ-я конкурен преимуществ пред-я; 6.Страт-я произ-ва; 7.Соц страт-я; 8. Страт-я ресурс обеспеч-я пр-ва; 9. Стратегич фин план пред-я; 10. Страт-я НИОКР. Её напрвления: а)технологичес прогноз-ие и план-ие, б)стр-ра НИОКР [При разработке страт-ии НИОКР проводят след разделение инновац работ: 1.опред-е наиб эфф соотношения м\у собст разработ-ми и участием в закупке патентов 2.обоснование оптим баланса м\у НИ и ОКР 3.систематизация НИОКР по степени воздействия на рынок] , в)управление НИОКР[Данная специфика требует адекв сис-мы управ-я, гибкой, способной наил образом исполь-ть квалификац персонал]
11.В разделе внеш эконом отнош-й рассм-ся след.: экспорт цели, импорт цели, выбор рода м\народ деят-ти, обоснование и согласование страт-ии внешэконом отнош-й пред-я; 12.Страт-я управл-я вкл-ет подразделы: мех-змы улавливания изменений, переформулир-е страт-ий, стратегич контроль, внедрение страт-ии в действие, управл-е страт и такт рашениями. 13.Организ-я реализ-ии и контроля выполнения страт плана. 14 .Приложения вклю-ет: хар-ка конкурентов, инструкции,методики,стандарты, описание технологий и др вспомог материалы. Приведен состав и содерж разделов страт плана явл-ся примерным. Менеджер должен самост с учетом особенностей построить уникал страт план.
Бизнес-план и его роль в предпринимательстве.
В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес - план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри организации, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так же и в экономике в целом.
Как и для всякого дела, для бизнеса план очень важен, особенно в начале предпринимательства. Именно бизнес план поможет выработать свою стратегию действий, которая очень важна для начинающего предпринимателя. Это основа успеха любого профессионального предпринимателя. Именно на основе бизнес плана и держится все создаваемое предприятие. Конечно, можно использовать уже готовые планы, созданные крупными предпринимателями, добившимися в интересующей вас области, но каждый предприниматель, который настроен на успех, должен понять, что только тот план, который создан без чьей либо помощи, с нуля, и станет самым эффективным. Самые лучшие предприниматели добились успеха потому, что придумали уникальную идею или бизнес план. В соответствии с ним они и строили свою деятельность. Самое главное, что дает бизнес план – это то, что он позволяет выделиться из толпы таких же предпринимателей и обратить внимание людей только на свою продукцию, товар или что-либо другое. И если предприниматель хочет добиться выдающихся успехов, то ему необходимо сделать все самостоятельно и без чьей либо помощи. Это единственный способ добиться успеха. Конечно, можно использовать уже готовые планы, но эффект от их использования никогда не сравниться с собственным планом. В свое творение предприниматель, как правило, вкладывает всю душу и реализация именно собственноручно сделанного плана не вызовет никаких проблем и будет доставлять только удовольствие. Реализовать свой проект гораздо проще, чем ранее придуманный.
Конечно, можно использовать бизнес план и не только на себя. Если идея есть, а денег нет, можно представить свой проект стороннему человеку и заинтересовать его выгодой от реализации своей идеи. Таким образом, даже начальный капитал для предпринимателя – это не главное. Толково реализованная идея способна привлечь партнеров и деньги на реализацию своего проекта.
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
1) рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;
2) развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
3) документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
4) результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.
22 (26). Роль, цели, задачи, функции и принципы бизнес-план-ия.
Бизнес – это эк.деят-ть субъекта, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализ-ии опред прод-ии (работ, услуг). БПлан – это основа для оценки перспек-ти создав-х пред-й или намеченных для реализ-ии проектов выпуска прод-ии или реконст-ии пред-я. БП это аналитич док-т для планир-я предприн деят-ти.Он должен отвечать на ? стоит ли вклад-ть $$ в данн дело и принесет ли оно прибыль? Осн цель БП – план-е хоз деят-ти пред-я в соответ-ии с потребностями рынка и возмож-ью получ-я необх ресурсов. Возможны и др цели: получ-е кредитов и инвестиций, опред-е степени реальности достиж-я намечен целей, доказ-во целесообр-ти реорганиз-ии работ. Задачи:1.организ-управленческая и фин-экон.оценка наст состояния пред-я; 2.выявление потенц возмож-ей предпри деят-ти (силь и слаб сторон деят-ти);3.формир-е инвестиц-проектных целей деят-ти на план период. БП выполняет след функц: 1.возмож-ть исполз-я БП для разработки страт-ии бизнеса;2.Планир-е;3.Привлеч-е ден сред-в; 4.Привлеч-е партеров; 5.Координация усилий, распред обяз-тей мотивация раб-ов путем привлеч-я их к процессу создания БП. Для реализ-и БП надо соблюдать след принципы:1 гибк-ть к внеш среде, 2непрерывность, 3коммуникативность (координация и интеграция усилий), 4интерактивность (применение творческого хар-ра), 5многовариантность, 6участие в процессе план-ия всех субъ-ов, объ-ов, структ подразд-й пред-я, 7адекват-ть отраж-я реал проблем и оценки возмож-ей в процессе план-я.
23.(27-28) Место БП в сис-ме план-я, стр-ра, послед-ть разраб-ки БП
БПлан – это основа для оценки перспек-ти создав-х пред-й или намеченных для реализ-ии проектов выпуска прод-ии или реконст-ии пред-я. По объему, полноте излож-я фактов, докумен-но подтвержд-х и науч-обоснован-х аргументов БП м\б 3-х видов: Полнй(содержит все расчеты, справки свидет-ва),Достаточный (содер-т все разделы БП без подроб расчетов), В виде резюме(только крат выводы по кажд разделу без расчетов). Стр-ра БП: 1Концепция бизнеса (резюме), 2Опис-е пред-я и отрасли,3Хар-ка прод-ии и услуг,4Исслед-е и а-з рынков сбыта,5Конкуренция и конкур преимущ-ва,6План марк-га,7Производст план,8Организац план,9Фин план, 10Фин страт-ия, 11Оценка рисков. Последователь-ть разработки:а)Сбор и а-з инфо о прод-те (п3); б)Сбор и а-з инф о рынке сбыта (п4),в)А-з конкур-ии на рынке сбыта (п5),г)А-з состояния и возмож-ей пред-я (п2),д)Разраб-ка страт-ии Марк-га, товарн, ценов, сбыт.пол-ки (п6),е)Опред-е потреб-ти и путей обеспеч-я зданиями, сооруж-и, площ-ью, кадрами и др ресурсами (п7), ж)Расчет необх капитала, опред затрат, а-з и план-е осн фин показ-ей (п9), з)Опред-е источников финан-ия, масштабности проекта.Расчет эфф-ти (п10), и)Разработка организац стр-ры, графика реализ-и проекта (п8), к)Реш-е вопросов о рисках и гаран-ях (п11), л)Состав-е крат содерж-я проекта (п1), м)Состав-е аннотации на проект (п.0 Аннотация), н)Оформл-е титул листа (п0 Титуль лист). Требования к БП:*оформлен-е должно соответ-ть имиджу успеш фирмы, *материал д\б четким, наглядным и кратким, *не надо вкл второстепен справоч инфо, *изложен-е д\б простым без терминологии,* объектив оценка трудностей на пути реализ-ии плана, *БП д\б реалистичным,*фин расчеты д\б точными, *Учесть риски пред-я, * не д\б несущественных или неопределен утверждений.
29.Организация процесса бизнес-планирования.
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов).
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1.экономическая информация;
2.учетная информация;
3.сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4.политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1.подготовительную стадию;
2.стадию разработки бизнес-плана;
3.стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4.стадию реализации бизнес-плана.
Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:
1.отзыв потребителей;
2.продукция, выпускаемая конкурентами;
3.мнение работников отдела маркетинга;
4.публикации федерального правительства о патентах;
5.проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Особенности и технология бизнес-планир-я на СХП
При разработке БП СХП необх учитывать особен-ти с\х: сезонность, незаверше-ть пр-ва, повышен степень риска в с\х пр-ве, зависимость пр-ва от конъюнк-ры рынка, неравномер поступл-е доходов и необ-ть в кред-х под текущие затраты, медленная оборачив-ть капитала. Начинается с Титуль. листа (название пред-я, месторасполож, назван БП,дата, кому, конфиденц-ть, требов-е о возвр.), Аннотация (крат описан-е цели и осн полож-й), Оглавление (перечень того,что включено с номером стра-ц), Введение (задачи составления БП и круг адресатов, необ-ть проекта). 1-й раздел БП – Резюме (Концепция БП).Это сжатый обзор инфо о намечаемом бизнесе и целях, кот ставит пред собой пред-е (пред-ль) 2й раздел БП – Общая хар-ка СХП (направ-е деят-ти, стр-ра товар прод-ии, хар-р деят-ти, цели,задачи предпр деят-ти. А-з производст-фин деят-ти).3й раздел – Хар-ка с\х товаров и услуг (хар-ка прод-ции, название, ГОСТ или ТУ, уникал-ть прод-та, лиценз или автор права на предлагаемую прод-ию). 4й раздел – Марк-г и сбыт прод-ии (требов-я к потребит св-вам прод-ии, конкурен на рынке, рынок сбыта, каналы сбыта, стратегия продвижения на рынке,цена и объем сбыта (опред-ся по 1)миним приемлемой доле прибыли в цене;2)эксперт оценке; 3)а-з безукбыточ-ти и целевой прибыли). 5й раздел – Производств. План (нач-ся с программы развития раст-ва и живот-ва.1.Расчет объемов оборота,2.Расчет издержек пр-ва,3 Расет прибыли и рентаб-ти оборота. 6й раздел – Стратег-я Марк-га и сбыта (сбыт готовой прод-ии пред-е организует по мере увелич-я объемов произ-ва и расширения каналов реализ-ии прод-ии. 7й раздел – Фин план и графин погашения кредита. 8й раздел – Расчет эффективности проекта (ч\з рентаб-ть или ч\з риски. Расчит-ть срок окупаемости кредит. Средств)
25.(31) Формир-е заказа на пр-во и реализ-ю с/х прод-и.
Осн задача при планир-ии- обоснование плана пр-ва и реализ-ии прод-и по составу, объёму, кач-ву и срокам реализ-ии. Д. этого используют данные по издержкам пр-ва, по прибыли, рент-ти, мат-технич. обеспечению. До 90-х годов ХХ века - жест гос регул-е путём разработки и утверждения планов эк. и соц. развития. (ГОСПЛАН, ГОССНАБ) Также сущ-ли област план органы. Права пред-й в области формир-ия портфеля заказов сводились в осн. к состав-ю предложений по развитию пр-ва на планир период. Эти предлож-я впослед. подвергались корр-кам в министерских и центр. плановых органах. На базе гос. портфеля заказов разрабатывались планы произв-фин. деятельности пред-я. В то же время в условиях жёст централиз-ой сис-мы управ-я, функции планир-я и конт-ля на предпр-и отводилась преувелич. роль, что вело к усилению администрирования, а не творческого хар-ра управленч-го труда. В этих условиях выполнение многих функций было чисто формальным. Кроме того в сис-ме централиз-го план-я не было необх-ти изучать рынок и спрос на прод-ию. Это привело к ориентации пр-ва не на потребителя, а на план. В конкурентн. борьбе выходить на рынок со своей прод-й без заранее продуманного плана невозможно. АПК. Важн. роль м. сыграть в рег-и гос. заказ на пр-во и реализ. прод-и. Гос–во заинтерес-но остав-ся прямым заказчиком больш-ва видов прод-ии АПК. Это обусловлено след причинами:
1. Гос- во должно обеспечивать продов-ем орг-и и учрежд-я, кот нах-ся на гос. обеспеч. (школы, дет. сады, бол-цы, армия). Гос- во гар-ет с/х произв-м сбыт прод-ии и опред. уровень цен.
2. Гос-во сосред. в своих руках опред. долю продов-я д. регулир-я межрегион. поставок, обесп. доступ к прод. питания
3.Гос- во восстанавливает равновесие м-ду D и S.
4.Гос-ву необх. резервные фонды и экспортные ресурсы.
Рук-во страны постепенно начало возвращаться к планир-ю развития народ хоз-ва. Для с/х пред-й определена сис-ма планов, постановление пр-ва РФ №392 «Об экономич. условиях функционирования АПК». В соотв. с ним вместо директив и плановых установок, предлагается определить ориентировочные данные по след. направлениям:
- Объём закупок с/х прод-ии в фед., регион., прод. фонды
- Условия реализации излишек с/х продукции ч-з сис-му фед. продовольст. корпораций
- Эк. поддержка и стимул СХП(гарант.закупки, установка закуп. цен, обесп. эфф. пр-во, льгот. налогообл.)
- Информ. о рынке: платёжесп. спрос, конъюнктура, положение на регион рынках.
26.(32) Роль отраслевых спец-ов и экон. группы в орг-и внутрипроизводственного планирования.
Планиров-е на СХП– это первая стадия производ. процесса, кот-я устан-ет соотн-е. различн. факторов орган-ии пр-ва, определяющая темпы его роста, и обеспеч-я расширенное воспроизводство с/х прод-и. Эфф-ть планово –эк. работы в значит. степени зависит от её орг-и, поставлен. цели, состава исполнителей, их обязанностей, методов и содерж-я выполняемой работы. В плановой работе участвуют все службы управ-я. Для разраб-ки плана создаётся комиссия, кот состоит только из рук-лей спецподразд-й и раб-ков планово–экон службы. Комиссию возглавляет рук-ль. Создают группы по планир-ю развития раст-ва, жив-ва, мех-зации и электрификации, строит-ва. В плановой работе важная роль принадлежит разграничению функций между исполнителями и назначением рабочих, осущ-х произв. процесс. Обязанности рук-ля состоят в опред-ии страт-ии развития. Группу по планир-ию развития раст-ва возгл. глав. агроном, рук-ль пред-я, раб-к план-ой службы, семеновод, бригадиры растен. бригады и актив – группы раб-ков раст – ва Специалисты этой группы анализируют состояние растениеводч. отрасли за отчёт. период, рассм-ют сложившиеся стр-ры посев. площадей, севооборотов, урож-ть, выявляют возможности по совершенст-ию орг-и произ-ва, делают реком-ции и опред-т планир-е показатели. Группу по планир-ию жив-ва возгл. глав. зооинженер, зооветер служба,бригады животн. ферм, рук-ль пред-я, актив раб-ов жив-ва.
Групу по планир. развития мех-и и электрификации пр-ва возгл. гл. инженер. Раб. и спец-ты инженер. служб, рук-ль пред-я, актив работников.
Гр. по стр-ву возгл. гл. прораб.
Экономич. гр. Гл. экономист. Все глав. специалисты, рук-ль пред-я, раб-ки эк. и представители бухгал. службы.
- Осущ-т общий анализ хоз. деят-ти за отчётный период
- Определяет имеющиеся производств. ресурсы, возможности их пополнения
- Уточняет и дополняет нормы и нормативы, разраб-ет технологич карты
- Обосновывает потребности в продукции раст-ва и жив-ва на план период
- Координирует деят-ть всех групп, определяет экономич. целесообр. намеченных планов
- Рассчит. все стоимостные показ-ли плана, обосновывает цены реализации.
- Планирует торгово – снаб. деятельность, резул-ты реализации прод-ии
- Определяет осн. планово –эк. показатели : ВВП/ ед. зем. площ., товар. прод./ ед. зем. площ., произв-ть труда, рентабельность.
27.(33) Организация работы в предплановый период. В постановке эк. работы пред-я гл. задача – это поиск путей рацион. исп-я ресурсов, резервов экономии, и на этой основе осуществ-е практических мер, по дальней увелич-ю пр-ва и реализации прод-и, повыш-ю её кач-ва и сниж-ю себ-ти. Для решение этих ?? исп-ся планир-е. В практике внутрихоз. Планир-я можно условно выделить 4 осн. этапа: 1.Организ-я работы в предплановый период, 2.Разработка плана на пред-ии, 3.Составление план заданий д. внутрихоз. Подразделений,4.Освоение плана и контроль за его выполнением На 1-м этапе перед планир-ем проводят след работы: а)Сбор,обобщение и а\з исходной инф. о произв. и экон. деят-ти предпр. вцелом. При этом ставят следующие задачи: *Изучение орг-и предпр. деят-ти на пред-ии, проверка выполнен-я план показ-ей, оценка рез-тов, опред-е резервов; *Выявлен-е недостатков, потерь, упущений; *Использ-е внеш возмож-ей и внутр резервов. Источник инфо –план и отчет материалы, акты ревизий,потоколы совещаний и пр. б)Опред-е состояния пред-я на начало план периода по наличию земли,раб силы, техники осн и оборот сред-в; в)на основе марк исслед решают задачи ассорт-та, кол-ва, способа пр-ва, рынков и условий сбыта. В этот период уточн-ют и дополн-ют след.норматив. показ-ли: по труду, по использ-ю оборот сред-в, осн производст фондов, по кач-ву прод-ии, технологич параметры. 28. (34)Орг-ция работы в плановый период В практике внутрихоз. Планир-я можно условно выделить 4 осн. этапа: 1.Организ-я работы в предплановый период, 2.Разработка плана на пред-ии, 3.Составление план заданий д. внутрихоз. Подразделений,4.Освоение плана и контроль за его выполнением. На 2 и 3 этапах осущ-ют разраб-ку планов для пред-я вцелом и его струк подразд-й.При этом возможны три схемы орган-ии плановой работы: -сверху вниз (осн страт задачи разраб-ся на уровне предп-я: цели, ведущие направления, экон задачи, мех-змы их реализ-ии); -снизу вверх (планы идут от подразд-й к общему плану развития пред-я ч\з согласование и корректир-ку); -круговая (встречное планир-е)(объедин-ет два предыд способа.При план-ии сверху вниз намечает глав цели и состав-ет общ план. На более низком уровне происходит их конкретиз-ция. По план-ю снизу вверх план проходит обарт ход. Планы подразд-й включ в себя решения и устраняют разногласия м\у элементами объекта планир-я. Разраб-ку планов осущ-ют группы спец-ов соответ-х отраслей. Осн недостатки внутрихоз планир-я: В разработке первич планов пред-я непосредств. Исполнителям отводится пассив роль; Громоздкость планов. |
На 4 завершающем этапе осущ-ся освоение плана, т.е. доведение его, с контролем за его выполнением. Плановая работа, не подкрепленная анализом и контролем по существу явл-ся незаконченной и неэффективной.
29. (35) Задачи годового планирования До перехода на рыноч отношения осн задачи планир-я решались централиз-но. Профинплан пред-я составл-ся и утверждался вышестоящ органами власти (объем поставок, цены, тарифы). Сегодня СХП самост-но план-ет свою деят-ть. Год планир-е –это сред-во реализ-ии стратег планов, разработка парметров развития календарного года с учетом заданий страт плана. Особое место в год плане должно удел-ся показ-лям эфф-ти и кач-ва работы: росту произ-ти труда, сниж-ю себ\сти, экономии мат ресурсов, повыш-ю кач-ва и конкурен\ти товаров и услуг, соблюд-е договорных и бюджет обязат\в. Первоочеред задача при разработке плана – изучение рынка производимой прод-ии. Для повышения эфф-ти пред-я при разработке планов предусматривают: -последовательную интенсификацию отраслей СХПроиз-ва на базе комплексной мех-ции, электриф-ии, химизации и мелиорации земель -дальнейшее углубление спец-ции и повыш-е концен-ции пр-ва для повышения выхода прод-ии с 1 га при наименьш затратах ресурсов - рациональ и бережное использ-е земель угодий как основ ср-ва произ-ва -внедрение достижений науки и техники, передовой практики -повышение культуры земледелия и жив-ва -расширение применения и улучшения использ-я органич. И минер удобр, средств зашиты растений -напраление инвестиций в первую очередь на развитие глав и эфф отраслей СХП, на кот-х спец-ся пред-е. -оптималь респред доходов на потребление и накопление |
-рац использ-е имеющихся на пред-и труд ресурсов, улучшение культурно-бытовых и жилищ условий работников.
Порядок разработки годового плана
При разраб-ке год планов и заданий на СХП использ-ют показ-ли плана организационно-хозяй. Устройства, данные науч учрежд-й, передовой опыт, учит-ся прир-климат и экон. условия пред-я. Годовое (текущее) планир-е имеет ряд особенностей:
1. Более высокая значимость норматив базы внутрихоз планир-я, широкое использ-е долговрем-х прогрессив-х нормативов
2. Испльз-е сис-мы плановых показ-лей, оценки деят-ти, кот-е позволяют прогноз-ть уровень эфф-сти и кач-ва работы структур подразд-й хоз-ва
3. Ориентация методов планир-я на развитие хоз самост-ти и инициативы всех участников разработки и досижения высоких конеч эк и соц результатов
4.Развитие коммерч расчета во внутрихоз деят-ти
В разраб-ке и внедр-ии плана ПФД м выделить 4 осн этапа опред-я объемов работ:
на 1-м этапе проводят а-з хоздеят-ти пред-я, вскрывают неиспольз резервы, оценивают достигн уровень пр-ва, намечают пути совершенств-я орг-ии пр-ва, обоснов-ют нормы и нормативы. На 2-м этапе план-ют ПХД пред-я и год хозрасчет задания структ подразд-й.На 3-м этапе проводится эксперт оценка, утевержд-е плана и доведение заданий до исполнитлей.На совещании план обсужд-ся, вносятся коррективы. На 4-м этапе осущ-ся контроль выполнения плана.Разрабат-ся сис-ма контроля реализ-ии плана, контр-ся результаты, при необх-ти коррек-ся план.
Нормы, используемые при планир-ии делят на группы:*затрат раб времени, обслуж-я, выработки, *использ-я осн сред-в,*использ-я оборот сред-в,*запасов, *качества *затрат сред-в на ед прод-ии или работ, *технологич нормы(сроки сева, периоды развития растений, животных).
Перед составлением плана ПФД проводят необх подготовит и аналит работу: *уточ-ют числ-ть раб-ов,*опред-ют число и состав бригад,звеньев на план период с учетом развития спец-ии,*утвержд-ют нормы выработки на механизир, конно-ручные и др.виды работ (при внесении поправок в нормативы учит-ют конкрет условия пред-я, достигнутый уровень произ-ти труда, *предусматривают положение о матер стимул-ии раб-ов, *проводятинвентариз-ю осн и оборот ср-в пр-ва, *проводят глубокий а-з деят-ти пред-я за яд лет и особенно за послед год с целью выявления резервов пр-ва и обоснования плановых показ-лей
Методика разработки годового плана
Разр-ку плана пр-но-фин. деят-ти начинают с определения V пр-ва с/х продукции. Предварительный расчет V пр-ва позволяет опр-ть напр-я развития предп-я и масштабы пр-ва.
Приопределении V пр-ва с/х прод. учитывают прежде всего потреб-ть рынка (иссл-ют конъюнктуру рынка, уровень цен, конкурентоспособность прод.) т.е. возможность макс. продажи прод-и по разл. каналам. Обоснованные V прод-и складываются из обяз-в предп-я на ее продажу по заключенным дог-рам в счет форм-я фед., рег., мест. продов-ных, фуражных, страх-х и резерв. фондов.
После опр-я V пр-ва прод-и раст-ва и жив-ва можно приступать к разработке пр-ной программы пред-я и его отраслей (прогр-мы развития раст-ва и жив-ва).
План-е деят-ти вспомог. и обслуж. пр-в предполагает обоснование след. пок-лей, норм и нормативов: • V годовых грузоперевозок; • среднегодовая числ-ть автом-лей; • техн-кая грузоподъемность каждой марки автом-ля; • исп-ние грузопод-ти автом-лей; • среднесуточный год. пробег автом-лей; • число дней работы машин в теч-е года; • коэф-т исп-я автопарка; • затраты на автопарк, в т.ч. по статьям; • себ-сть 1 ткм, 1 ч работы; • V работ, выполненных машинно-тракторным парком; • сменная, суточная и годовая выработка на 1 усл.эт. трактор; • затраты на машинно-тракторный парк; и т.д.
План-е числ-ти раб-ков проводится по осн. отраслям и вспомог. пр-вам исходя из V работ и норм выработки (обсл-я). К персоналу, занятому в с/х пр-ве, относятся раб-ки, учитываемые по коду 1, работающие: • в раст-ве (полеводстве, луговодстве, овощеводстве, садоводстве и др.); • в жив-ве (скот-ве, свин-ве, овцев-ве, птиц-ве и др.); • на ремонте зданий, сооруж. непосредственно с/х назнач-я; • на транспорте, обслуживающем с/х пр-во.
В общий фонд з/п включают следующие выплаты: • з/п, начисленную за отраб. время (выполн. работу); • ст-ть прод-и, выдаваемой в порядке натур. ОТ; • выплаты стимулирующего характера; • выплаты компенсирующего характера;
При план-и себ-ти прод. учитывают возможное влияние осн-х технико-эк-ких факторов: • рост техн-го уровня, комплексной мех-ции и автом-ции пр-ва; • внедрение прогрессивных технологий; • проведение мер-тий по повышению плодородия земель; • внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов с/х культур и пород животных; • оптимизацию исп-я мат., труд. и фин. рес-ов; • применение прогрессивных форм орг-ции труда и его оплаты.
Плановую себ-ть прод-и опр-ют на основе технологических карт. При план-и рассчитывают: себ-ть всей прод-и, ед-цы прод-и.
Плановую себ-ть ед-цы прод. исчисляют делением плановых затрат на пр-во всей прод. на ее плановый объем в натур. выражении.
Расчет себ-ти прод. производят в такой послед-ти: • распр-ют по назн-ю расходы на содержание осн-х ср-в на объекты план-я и учета затрат; • исчисляют себ-ть прод. (работ и услуг) вспом. и подсобных промыш-х пр-в, оказывающих услуги осн. пр-ву; • распр-ют затраты на орошение и осушение земель; • распределяют бригадные, отраслевые и общехоз. расходы; • опр-ют общую сумму пр-ных затрат по объектам план-я и учета; • исчисляют себ-ть прод. раст-ва (потом жив-ва); • опр-ют полную себ-ть ТП раст-ва, жив-ва и промыш-х пр-в путем добавления к пр-ной себ-ти затрат на реализацию.
План-е использования зем.угодий
Земля - главное и незаменимое ср-во пр-ва в с/х, основа жизни и деят-ти чел-ка. Рац. орг-ция исп-ния земли - важнейшее усл-е функц-я любого СХП, создающее предпоссылки для эффективного исп-я всех его пр-ных ресурсов.
План-е исп-ния зем. угодий начинают с анализа их сост-я. Цель анализа - выявить недостатки и обосновать мер-тия по улучшению качества земли, повышению интенсивности и эффект-ти ее исп-ния.
Баланс зем. угодий и план их исп-ния разрабатывают в такой послед-ти: • уточняют факт-ий состав видов зем. угодий; • намечают мер-тия по улучшению зем. угодий; • обосновывают трансформацию зем. угодий и план-ют их исп-ние по отд. видам (для посева, под пары, пастбища и т. д.); • опр-ют S отд. угодий в план-й период на основе фактического их наличия на нач. периода и намечаемого перевода (трансф-ции) из одной категории в др.
Наиболее ценные земли СХП – с/х угодья, к которым относятся: пашня, залежи, сенокосы, пастбища (кроме оленьих) и многолетние насаждения (сады, ягодники, виноградники и т.д.)
33 (39). Обоснование уровня урожайности с/х культур.
Гл. напр-е развития раст-ва – повыш. урож-ти с/х культур. В прямой завис-ти от урож-ти нах-ся пок-ли эффек-ти как раст-ва, так и жив-ва, т.к. производимые в раст-ве корма имеют большой уд. вес (до 50-60 %) в себ-ти прод-и жив-ва.
При план-и урож-ти на СХП необх. учитывать:поставленные задачи, достигнутый ур-нь урож-ти за посл. 3-5 лет, темпы ее прироста, данные научных учреждений и передового опыта, систему агротехн-их и орг-но-эк-ких мер-тий, способствующих ее повышению. Все эти мер-тия или факторы роста должны получить кол-ную оценку для конкретных условий пр-ва в соот-вии с имеющимися нормативами и опытом передовых СХП. Так, по данным ВНИИ агрохимии, среди факторов, влияющих на уровень урож-ти при определенных условиях пр-ва, удельный вес удобрений в среднем составляет 40-50 %, агротехнических мероприятий - 20-30%, селекции - 20 %.
При план-и урож-ти важное значение имеет обоснование планового уровня урож-ти. Методы этого обоснования: 1. В качестве основы план-я урожа-ти с/х культур берут достигнутый уровень в среднем за последние 3-5 лет, кот-ый отражает усредненные условия пр-ва (кол-во осадков, качество почв, уровень агротехники, сроки проведения работ, средние дозы вносимых удобрений, ур-нь семеноводства, защиты растений и т. д.). Осн. факторы повыш-я урож-ти оценивают кол-но, пофакторную прибавку урожая суммируют со ср-год. уровнем урож-ти, в рез-те получают плановый уровень урож-ти по опред-ной культуре. При этом выход побочной прод-и с 1 га по отд. культурам уст-ют по опыту прошлых лет в опр-ном соотношении к урож-ти осн. прод. 2. Среди хорошо рег-мых факторов, влияющих на уровень урож-ти, - содержание в почве пит. вещ-в в усвояемой форме, поэтому распр-ние получило обосн-е урож-ти по выносу пит. вещ-в. Урож-ть определяют делением суммы каждого вида пит. вещ-в, кот-е м.б. исп-ны кул-рой из почвы, на вынос пит. вещ-в с 1 т урожая. 3. Из всего многообразия усл-й внешней среды (влагообес-ть и рац. распр-е влаги по периодам роста и разв-я растений, тепловой, световой, воздушный режимы и т.д.), пользуясь законом минимума, можно выбрать лимитирующий фактор, кот-й нельзя компенсировать, и по нему определить макс. ур-нь урож-ти (в Чел. обл. - влагообесп-ть). Делением возможного общего запаса продуктивной влаги за период вегетации на коэф-т водопотребления можно рассчитать выход продукции в тоннах сухого вещества на 1 га. Т.о. план-ют реальную верх. границу урожая. 4. План-е урож-ти с прим-ем ЭММ. Функц-ная завис-ть урож-ти от ряда факторов м.б. выражена след. регрессионной ф-цией: Y=f(х1, х2, хn), где Y-урож-ть, ц/га; х1, х2, хn – факторы (балл земли, агротехника, удобрения, селекция, агроклим. усл.). Для опр-ния уровня урож-ти необх-мо установить и выразить кол-ную взаимосвязь м/ду урож-тью и осн-ми факторами, на нее влияющими. Применяют и др. мет-ы (экстраполяции, экспертных оценок и т. д.). 5. Недостаток рассм-ных выше мет-ов - игнор-е влияния на урож-ть межгодовых колебаний погодных условий (осадки, температурный режим, радиация и др.). Этот недостаток удается снять, исп-я материалы прогнозов по технологии «ЗОНТ», разраб-мые на ур-не круп. регионов (областей) за 1-2 года. Чтобы включить эти мат-лы в обос-е уровня урож-ти, необх. убедиться, что колебания урожаев (спады и подъемы) в данном предп-и за длит. пер-д синхронны колеб-ям урожаев в целом по области не менее чем в 80 %. Если это подтверждается, то в уравнение функцной зав-ти урож-ти от ряда факторов в качестве одного из факторов вводится пок-ль влияния на урожай ожидаемых погодных условии, кот-ый рассчит-ся как средний многолетний цепной индекс урож-ти. Исп-ие мет. «ЗОНТ» позволяет пред-ям снизить риски ошибочных решений.
34.(40) Опр-е посевных S и вал. сборов продукции.
В рын. эк-ке V пр-ва опр-ся не только наличием мат., фин. и иных рес-в, но и потреб-ми рынка, спросом. Минимальный V пр-ва конкр. видов прод. раст-ва опр-cя необх-тью выполнения договорных обяз-в пред-я с учетом конъюнктуры рынка и удовл-я внутрихоз-ных потреб-тей (семена и корма со страх. фондами, выдача и продажа раб-кам пред-я, обществ. питание и т. д.).
После обос-я V пр-ва и урож-ти опр-ют размеры и стр-ру посевных S. Рац. стр-ра посевных S должна обеспечивать: •с агроном. т. зрения - размещение культур по лучшим предшественникам, внед-е сев/ов, передовой агротехники и повыш-е плодородия почвы для получения высоких, стабильных урожаев прод. выс. качества; •с орг-ной -·соот-вие спец-ции предп-я, выполнение догов-х обяз-в, правильные пропорции отраслей раст-ва и жив-ва, создание условий для эффективного исп-ния пр-ных ресурсов; •с эк-кой - получение макс. прибыли с ед-цы зем. S.
Для эк-кой оценки товарных культур исп-ют след. пок-ли: выход прод-и с 1 га посева в ст-ном выражении, пр-ть труда и трудоемкость возделывания 1 га, валoвoй доход и прибыль с 1 га, уровень рент-ти; для кормовых культур - выход кормовых ед-ц и переваримого протеина с 1 га, затраты труда на пр-во и себ-сть 1 корм. ед. и 100 кг переваримого протеина (или кормопротеиновой ед-цы).
В план-и применяют след. мет-ды обос-я размеров посевных S. 1. Если сев/о-ты не освоены и не введены, то предваритeльнo посевные S опр-ют делением необходимого V пр-ва прод. данной культуры на плановую урож-ть. 2.Если сев/о введены и освоены, размер и стр-ру посевных S опр-ют на основе факт-го размещения культур в полях сев/о-тов в соот-вии с принятым их чередованием. При этом возможна корректировка и замена одних кул-р др-ми с учетом эк-кой эфф-ти и изменяющихся потребностей рынка. 3. ЭММ, основанные на разработке эк-ко-мат-ких моделей и их решении по соот-щим прог-м на компьютерах. Эти методы имеют большие преимущества: • позволяют провести вариантные расчеты и обосновать наиболее приемлемый вар-т развития СХП с учетом конкретных условий; • обеспечивают увязку, сбалансированность развития раст-ва и жив-ва; • повышают оперативность план-я, уменьшают его трудоемкость, снижают риск пр-ной деят-ти СХП.
Баланс продукции раст-ва
Завершающий этап разработки натур. пок-лей пр-ной прогр. раст-ва - составление баланса прод-и отрасли: наличие на нач. план-го года, поступление и расход осн. видов прод-и по всем каналам, остаток на конец года.
Прод-я раст-ва на нач. года должна обеспечивать: • скот кормами и столовые продуктами питания до урожая план-го года; • семенами со страх. фондом для посева яровых культур без учета семян, не возделываемых на предп-и или приобретаемых для сортосмены и сортообновления.
В приходной части показывают все ист-ки поступ-я прод-и. Осн. ист-к поступ-я - урожай план-го года. При этом вал. сбор зерна, подсолнечника показывают в массе после доработки, а зерна и без зерноотходов.
В приходной части учитывают и др. поступ-я раст-кой прод-и: • в соот-и с заключенными договорами; • закупаемой в ЛПХ; • покуп. или получаемой от обменных операций; • пр. посту-я, вкл. семенные и фуражные ссуды.
В расх. частиотражают исп-е прод-и по разл. каналам в календарном году: продажу прод-и по договорам (поставка в фед. и рег. фонды, на межхоз-ные предп-я, по др. дог-рам); свободную продажу на местном рынке, др. виды продажи на сторону, а также внутрихоз-ное потребление: на корм скоту с нач. года до урожая и от урожая до конца года, на семена, в обмен, в переработку внутри предп-я, выдачу в порядке ОТ, расход на обществ. питание и пр. расход. Все виды расходов предварительно обосн-ют соотв-ми расчетами.
Остаток прод-и раст-ва на к.г. опр-ют как наличие прод-и на н.г. плюс приход минус расход. Остаток должен обеспечить потреб-ть предп-я в прод-и раст-ва до урожая след. года - в семенах для весеннего сева, на корм скоту, на общ. пит., реал-ю, пр. расходы.
Баланс продукции раст-ва увязывает пр-ную программу раст-ва и жив-ва (через кормовую базу), а также перерабат. пр-в (через сырье), поэтому во многом опр-ет выполнение общих задач, стоящих перед СХП.