Характеристика сферы реализации подпрограммы,. Описание основных проблем в указанной сфере
Описание основных проблем в указанной сфере
И прогноз ее развития
Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала рес-
публики и эффективности использования этого потенциала является проведе-
ние целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на госу-
дарственном регулировании инвестиционной деятельности. Ключевую роль в
этом процессе играет создание максимально благоприятных условий как для
поддержки уже реализуемых проектов, так _______и для привлечения внутренних и
внешних инвестиций в Республику Коми с целью реализации перспективных
проектов, соответствующих приоритетам долгосрочного развития экономики и
социальной сферы региона.
В результате проведенной оценки инвестиционного климата в регионе и
анализа текущей ситуации выявлены следующие основные тенденции в сфере
инвестиционной деятельности Республики Коми.
За период с 2009 года по 2011 годы объем инвестиций в основной капи-
тал, осуществленных в регионе, вырос в 1,6 раза (в сопоставимых ценах) и по
итогам 2011 года составил 192,7 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете
на душу населения республика, по-прежнему, существенно (в 2011 году – более
чем в 2 раза) опережает уровень Северо-Западного федерального округа, зани-
мая 3 место среди регионов Российской Федерации по данному показателю.
В настоящее время в республике отмечается достаточно высокий удель-
ный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (по
оценке – 32,5%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной ак-
тивности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По
России объем инвестиций к валовому внутреннему продукту в среднем не пре-
вышает 20%. В то же время в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономи-
ческой политике», Правительству Российской Федерации поручено принять
меры, направленные в том числе на увеличение объема инвестиций не менее
чем до 25% от ВВП - к 2015 году и до 27% - к 2018 году. В связи с этим, соот-
ветственно, перед субъектами Российской Федерации ставятся аналогичные за-
дачи в данном направлении.
Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-
экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch
Ratings и Moody’s Investors Service оценивают кредитоспособность Республики
Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на инвести-
ционную привлекательность республики. Прогнозы международных агентств
подтверждают стабильность в экономическом развитии. При этом, согласно
оценкам указанных международных агентств по итогам 2011 года, кредитный
рейтинг Республики Коми по национальной шкале находится на уровне рей-
тинга инвестиционной категории.
В мае 2011 года Республика Коми, по оценке экспертов журнала Форбс
(Forbes), вошла в 30 лучших для ведения бизнеса регионов России, заняв 15-е
место в рейтинге бизнес-привлекательности российских регионов.
В целом в рассматриваемый период ситуация в сфере инвестиций в ос-
новной капитал характеризовалась позитивной тенденцией. На протяжении
2009-2011 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал.
Высокие темпы роста на территории республики за указанный период обеспе-
чивали преимущественно инвестиции в реализацию трех крупных проектов, та-
ких как строительство газопровода «Бованенково - Ухта», реконструкция ОАО
«Монди Сыктывкарский ЛПК» (проект «Степ»), комплекс по подготовке и пе-
реработке нефти и газа в Усинске. Наряду с указанными проектами на позитив-
ную динамику инвестиций оказала влияние реализация проектов по созданию
лесоперерабатывающих производств. По остальным сферам деятельности в це-
лом наблюдался незначительный прирост инвестиций в основной капитал.
Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограни-
ченным кругом организаций (в 2011 году - порядка 15 организаций-инвесторов
(1,2% от их общего числа)), на долю которых в среднем приходилось порядка
90% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал.
Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процес-
сами, однако, с другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов
в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по
республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инве-
стиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показа-
тели инвестиционной активности в целом по республике оказывали три выше-
перечисленных проекта, два из которых (проект «Степ» и нефтеперерабаты-
вающий комплекс «Енисей») завершены в 2011 году. Таким образом, при пла-
нируемом в 2012 году вводе в эксплуатацию первой нитки магистрального га-
зопровода «Бованенково - Ухта» и отсутствии адекватной замены вышеназван-
ным проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере
республики.
В основном инвестиционные средства направляются организациями на
развитие сырьевых и экспортоориентированных видов деятельности. Подобные
перекосы в отраслевой структуре инвестиций в республике не способствуют
решению задачи диверсификации экономики. Для реальных изменений в струк-
туре производства и валового регионального продукта требуется диверсифика-
ция и самой структуры инвестиций.
Имеющиеся в настоящее время в республике планы по реализации ряда
крупных инвестиционных проектов (прежде всего, в области глубокой перера-
ботки древесины и в горнорудной промышленности) могут создать предпосыл-
ки для сохранения достаточно высокого уровня инвестиционной активности в
регионе, но не решат проблемы диспропорции инвестиций в территориальном
разрезе. В 2009-2011 годах наибольшие объемы инвестиций в основной капитал
приходились на Сыктывкар, Усинск и Ухту, кроме того, в 2011 году в лидеры
выбились Воркута, Печора и Инта. Такая ситуация была обусловлена, главным
образом, реализацией проектов «Степ» (на территории МО ГО «Сыктывкар») и
«Бованенково - Ухта». Неравномерное распределение инвестиций препятствует
развитию большинства муниципальных образований. Для того чтобы эту си-
туацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые
субъектами малого и среднего предпринимательства (особенно в муниципаль-
ных районах республики), а также уделять более пристальное внимание реали-
зации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потен-
циала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ре-
сурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма).
На протяжении 2009 - 2011 годов в структуре инвестиций в основной ка-
питал по источникам финансирования преобладали привлеченные инвестиции
(69% - в 2009 - 2010 годах и 75% - в 2011 году). В то же время отмечается рост
удельного веса средств вышестоящих организаций, что обусловлено реализаци-
ей крупных инвестиционных проектов, осуществляемых холдинговыми струк-
турами.
Дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое финансовое по-
ложение значительной части организаций в республике, препятствующее при-
влечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют привлечь боль-
шинству субъектов инвестиционной деятельности необходимые средства не
только для модернизации, реконструкции и расширения собственных произ-
водств, но и для простого обновления основных фондов. Степень износа основ-
ных фондов в среднем по Республике Коми довольно высока (на начало 2011
года – 60,3%) и продолжает расти. Амортизационный фонд используется орга-
низациями недостаточно активно.
Незначительной в общем объеме инвестиций в основной капитал остает-
ся доля бюджетных ассигнований, направляемых на инвестиционные цели.
Удельный вес бюджетных ассигнований в 2011 году в общем объеме финанси-
рования инвестиций в основной капитал составил 2,4%. Главным источником
бюджетных инвестиций на территории республики остаются средства респуб-
ликанского бюджета Республики Коми: в общем объеме инвестиций в основной
капитал за счет бюджетных средств их доля составляет свыше 60% (свыше 3
млрд. рублей по итогам 2011 года), в то время как доля средств федерального
бюджета – около 19% (0,9 млрд. рублей, соответственно).
Помимо этого за счет средств республиканского бюджета Республики
Коми осуществляется государственная поддержка субъектов инвестиционной
деятельности различных организационно-правовых форм и видов деятельности
(субъектов малого предпринимательства, организаций агропромышленного
комплекса, коммунального хозяйства, добывающих и обрабатывающих произ-
водств). Так, суммарный _______объем государственной поддержки субъектов инве-
стиционной деятельности по всем формам (субсидии, налоговые льготы, инве-
стиционный налоговый кредит, государственные гарантии) в 2011 году соста-
вил чуть более 1,6 млрд. рублей. В сфере иностранных инвестиций в 2009 -
2011 годах отмечалось снижение темпов роста. Если в 2008 году был отмечен
наивысший - показатель за последние годы (почти 2,4 раза к уровню 2007 года),
связанный с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлю-
лозно-бумажное производство, то в 2009 году под влиянием финансового кри-
зиса впервые за последние пять лет произошло сокращение вложений от ино-
странных инвесторов. Вместе с тем по сравнению со среднероссийскими пока-
зателями объем иностранных инвестиций в республике удалось сохранить на
достаточно высоком уровне, достигнутом в предыдущие годы. В 2010 - 2011
годах снижение темпов роста иностранных инвестиций было связано также с
завершением реализации двух крупных проектов с привлечением иностранного
капитала («Степ» и «Строительство комплекса по подготовке и переработке
нефти и газа в Усинске»).
Распределение иностранных инвестиций по видам экономической дея-
тельности в 2009 - 2011 годах также неоднозначно. Сфера финансовых интере-
сов иностранных инвесторов довольно ограничена и наблюдается дальнейшее
её сужение. Основные вложения практически равномерно были распределены
между тремя видами деятельности (целлюлозно-бумажное производство, добы-
ча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, консультирование по вопросам
коммерческой деятельности и управления).
Страновая структура зарубежных инвестиций за последние годы не пре-
терпела значительных изменений: по-прежнему, главными инвесторами оста-
ются Великобритания, Австрия, Германия, Финляндия, Кипр, Швеция и Ита-
лия. В целях повышения устойчивости инвестиционной сферы республики в
части, формируемой за счет иностранных инвестиций, требуется расширение
круга стран-инвесторов.
В целом оценка инвестиционного потенциала Республики Коми и ситуа-
ции в этой сфере за последние годы отражает наличие возможностей для даль-
нейшего социально-экономического развития региона. А ряд проблем, выяв-
ленных в ходе такой оценки, требует решения в рамках реализации инвестици-
онной политики Республики Коми.