В процесс изучения дисциплины
При изучении курса макроэкономики необходимо учитывать, что как модули, так и отдельные темы отличаются разной степенью сложности.
В модуль I «Методологические основы, структурные характеристики и поведенческие предпосылки макроэкономического анализа» включены первые 7 тем дисциплины «Макроэкономика». Они ориентированы на формирование у студентов представлений о ключевых проблемах макроэкономической теории и базовых методологических предпосылках, которые лежат в основе макроэкономических исследований. В рамках данного модуля также проводится анализ системы взаимосвязей и механизма взаимодействия всех макроэкономических субъектов, рассматриваются факторы, определяющие те решения частного сектора экономики, от которых зависят конечные результаты функционирования всей национальной экономики.
Рассмотрение первой темы позволит студентам понять специфику предмета макроэкономики как науки, ее взаимосвязь и отличие от курсов ОЭТ и микроэкономики, уяснить особенности методологии и инструментария При подготовке к вопросам, изучаемым в первой теме,следует обратить внимание на специфику использования в макроэкономических исследованиях общенаучных методов и на понимание особого, присущего именно макроэкономическому подходу метода агрегирования, а также на то, как используется эта методология при рассмотрении структурных характеристик национальной экономики и конкретных дефиниционных, технологических, институциональных и поведенческих зависимостей, анализируемых в темах данного раздела курса. В теме 2 «Система макроэкономических взаимосвязей в национальной экономике» закладывается понятийный аппарат и основы анализа макроэкономических явлений и процессов. При изучении этой темы важно определить, какую роль в рассматриваемой системе взаимосвязей играет каждый из макроэкономических субъектов.
Анализируя функционирование реального и денежного секторов экономики (темы 3,4), нужно акцентировать внимание на особенностях теоретического описания механизма функционирования этих секторов на макроуровне, понять основные функции, выполняемые каждым из них, установить какие факторы определяют специфику взаимодействия секторов в краткосрочном и долгосрочном периодах. Следует учесть, что эти темы требуют большой самостоятельной работы, связанной с использованием фактического материала и цифровых иллюстраций.
Изучая потребительские решения домохозяйств и инвестиционные решения фирм (темы 5,6), необходимо выявить условия и факторы, определяющие данные решения, а также провести сравнительный анализ основных теоретических концепций формирования потребительских расходов и инвестиций в основной капитал.
Заключительная седьмая тема модуля 1 посвящена характеристике взаимодействие государства частного сектора экономики. Здесь следует обратить внимание на то, что государство как самостоятельный экономический субъект осуществляет расходы и поэтому нуждается в доходах, основным источником которых являются налоги. Изменяя свои расходы и взимаемые налоги, государство не только определяет состояние бюджета, но и оказывает влияние на потребительские и инвестиционные решения. Характер этого влияния может зависеть как от способов финансирования бюджетного дефицита, так и от факторов, определяющих поведенческие решения фирм и домохозяйств.
Для успешного освоения 5,6 и 7 тем требуется значительной объем самостоятельной работы, связанной с выяснением сущности и методологических предпосылок основных теоретических концепций, а также их сравнительным анализом.
В целом на первый модуль требуется порядка 12-15 часов самостоятельной работы. Этот модуль сдается в качестве зачета по курсу макроэкономики в первом семестре.
Модуль II «Функционирование системы национальных рынков в статике и динамике» включает 8 тем (темы 8 - 15). Это центральный раздел курса, в котором дается целостное представление о механизме функционирования рыночной экономики на макроуровне. Изучение вопросов данного модуля предполагает необходимость осмысления специфики каждого из национальных рынков в краткосрочном и долгосрочном периодах, выявления характера взаимосвязей между отдельными рынками в рамках единой системы, а также определения особенностей динамических процессов в экономике. При анализе проблем статики важно понять, что различные теоретические модели функционирования, как отдельных рынков, так и их системы в целом, базируются на разных предпосылках. Поэтому реальная экономика может быть наиболее точно отражена той моделью, чьи предпосылки в максимальной степени соответствуют существующим в стране экономическим условиям. При изучении проблем динамики следует уделить особое внимание анализу механизмов развития таких процессов, как инфляция, циклическое развитие и экономический рост, а также выявлению тенденций и закономерностей изменения основных макроэкономических показателей, которые порождаются этими процессами.
Темы, входящие в модуль II, требуют весьма серьезной самостоятельной работы. Так изучение национальных рынков - темы 8, 9, 10, 11 - рекомендуется сочетать с использованием фактического материала, имеющегося в статистических источниках. Больше времени следует уделить изучению моделей общего макроэкономического равновесия - тема 12. Особое внимание следует обратить на изучение макроэкономической динамики – темы 13, 14, 15, и потратить на это 10-12 часов.
В целом на модуль II требуется 15-20 часов самостоятельной работы. По этому модулю студенты в апреле пишут контрольную работу.
Модуль III «Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике» включает последние 5 тем курса (темы 16-20). При рассмотрении вопросов данного модуля студентам следует уяснить характер взаимосвязей между отдельными целями стабилизационной политики, разобраться в видах инструментов политики и способах оценки результативности их применения в ходе государственного регулирования национальных рынков в закрытой и открытой экономике. Анализ макроэкономической политики в закрытой экономике дает возможность составить представление об оптимальной политике и проблемах, связанных с ее осуществлением, определить состав целей и инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, выявить результаты, к которым может привести реализация различных политических мер. Для понимания эффективности действия фискальных и монетарных инструментов в открытой экономике следует внимательно изучить основные особенности ее функционирования, выявить важнейшие характеристики мировых хозяйственных процессов, установить зависимость результатов политики от различных режимов валютного курса, гибкости цен и мобильности капитала. Изучая дискуссионные проблемы макроэкономической политики в открытой экономике, необходимо определить собственную позицию по вопросу о возможности и целесообразности использования тех или иных политических инструментов в различных экономических условиях.
Темы, входящие в модуль III, вызывают сложности у студентов, поскольку требуют знания всех предыдущих разделов курса и предполагают навыки владения макроэкономическим инструментарием. Этот раздел требует дополнительной самостоятельной работы, особенно темы 18, 19, 20, где изучаются проблемы функционирования открытой экономики, в размере 12-15 часов. Модуль III сдается студентами в качестве устного экзамена во втором семестре.