Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» направлен на формирование следующих компетенций:

– способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

– способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5) – в части способности понимать социальную значимость своей будущей профессии;

– способности проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

– способности логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмысливать информацию, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения (ОК-9) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способности анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5) – в части регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

– способности обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10) – в части, касающейся обеспечения законности и правопорядка;

– способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

– способности выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13) – в части выявления, раскрытия и расследования преступлений;

– способности реализовать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства (ПК-15);

– способности осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;

– способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством.

В процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы» обучаемый по специальности030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности(специализация – уголовно-правовая (специализация № 1)), должен обладать следующими профессиональными специализированными компетенциями (ПСК):

– способностью определения правовых и организационных основ уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с узкой специализацией (ПСК – 1.1);

– способностью понимать правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела (ПСК – 1.2);

– способностью применять уголовно-процессуальное законодательство, регламентирующее производство следственных действий (ПСК – 1.3);

– способностью понимать уголовно-процессуальное регулирование деятельности по движению уголовного дела (ПСК – 1.4.);

– способностью понимать правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности по применению мер уголовно-процессуального принуждения (ПСК – 1.5);

– способностью понимать уголовно-процессуальное регламентирование системы и основных направлений деятельности в обеспечении охраны прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса (ПСК – 1.6);

– способностью понимать уголовно-процессуального регулирование деятельности по доказыванию преступлений (ПСК – 1.7);

– способностью понимать полномочия прокуратуры в уголовно-процессуальной деятельности по обеспечению прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса (ПСК – 1.8);

– способностью понимать сущность, значение и правовое регулирование организации и основ деятельности органов судебной власти в осуществлении судебного контроля (ПСК – 1.9).

В результате изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» обучающийся должен:

знать:

– уголовно-процессуальный закон и иные нормативные правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство (ОК-1, ПК-6, ПК-8);

– требования правовых норм о назначении, принципах, участниках уголовного судопроизводства, доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения и иных положениях уголовного процесса (ОК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-15, ПК-17);

– порядок производства по уголовным делам (ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-13).

уметь:

– анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов (ОК-1, ПК-2, ПК-3);

– определять компетенцию и полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ОК-1, ОК-5, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-10);

– работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения (ОК-5, ОК-6, ОК-9, ПК-7, ПК-10, ПК-17, ПК-18).

владеть:

– навыками производства следственных и иных процессуальных действий (ОК-1, ОК-5; ОК-6, ПК-7, ПК-18);

– навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов (ОК-5, ПК-7, ПК-18).

Основными способами, позволяющими овладеть материалом дисциплины и решить задачи, стоящие перед обучаемыми, традиционно являются лекции, семинары, практические занятия, а также самостоятельная подготовка курсантов.

Лекциипризваны помогать курсантам оптимизировать по времени процесс усвоения знаний по изучаемой дисциплине. В лекциях освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Лекции выступают как методологическая основа самостоятельной подготовки курсантов, из этого следует безусловная целесообразность контроля ведения конспектов.

Семинары направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, выработку умений публичных выступлений. Они могут проводиться в виде заслушивания ответов курсантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам. Эффективность данного вида занятий зависит от доброкачественной самоподготовки курсантов.

Целью практического занятия является выработка у курсантов умений и навыков применения законов и ведомственных актов в правоприменительной деятельности. В ходе данного вида занятия курсанты анализируют нормативные акты, решают ряд практических заданий и задач, составляют процессуальные документы.

Условиями успешного усвоения учебного материала являются тщательная проработка курсантами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультации.

При изучении дисциплины курсанты вправе обратиться за консультацией к преподавателю. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой: устный – по билетам.

Билеты состоят из двух 2 теоретических вопросов.

Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.

Критерии оценки знаний курсанта:

«Зачтено» – курсант твердо знает программный материал по дисциплине, грамотно и по существу его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения дисциплины; владеет необходимыми умениями и навыками.

«Незачтено» – курсант не знает значительной части программного материала по учебной дисциплине, допускает существенные ошибки; не обладает соответствующими умениями и навыками; испытывает трудности при ответе; не может обосновать принятое решение.

Во время зачета курсанты могут пользоваться рабочей программой по дисциплине: «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)». Обучаемым запрещается пользоваться чем-либо еще.

Примерный перечень вопросов к зачету находится в рабочей программе по учебной дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» и настоящих планах семинарских и практических занятий. Примерный перечень типовых задач и способов их решения размещены в локальной электронной сети Академии.

При самостоятельной подготовке курсанты могут использовать подготовленное коллективом кафедры уголовного процесса учебное пособие: «Методические рекомендации для курсантов по самостоятельной подготовке к лекциям, семинарским и практическим занятиям, сдаче зачетов и экзамена по учебной дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. Это пособие находится как в библиотеке, так и в локальной электронной сети Нижегородской академии МВД России.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСИЦПЛИНЫ

Тематический план

Наши рекомендации