Аграрные и структурные циклы.
Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход включает, во-первых, подготовительный период, во-вторых — непосредственные преобразования. В течение подготовительного периода закладываются правовые, экономические и организационные условия будущего реформирования. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений.
Современные аграрные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой базы, к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и другие).
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление, одна из важнейших задач которого — защита отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма зависят от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. У этой проблемы две стороны: сельскохозяйственные товаропроизводители и потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта может стать зерновое хозяйство. Во внешнеэкономических связях АПК необходимо соблюдение пропорций, сочетание протекционизма, свободной торговли и сотрудничества.
Крупные сельскохозяйственные предприятия требуют проведения по отношению к ним избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств. Целесообразно выделять предприятиям средства в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые могут обеспечить их использование с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне основную массу товарной продукции.
Кризис, в котором оказался агропромышленный комплекс России, к настоящему моменту приобрел затяжной характер. Долгое время казалось, что все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер.
Негативные тенденции в аграрной экономике и в АПК в целом следствие не концепции и стратегического курса реформы, а общего системного кризиса в стране, реальной емкости рынка, неконкурентоспособности большинства отечественных производителей продовольствия в сравнении с зарубежными производителями и просчетов в тактике проведения курса реформ (поспешность, недооценка необходимости переходного периода, ослабления госрегулирования).
Ответственное осознание реального положения и очевидных перспектив развития АПК определяет вывод: стране необходима не новая аграрная политика, а научно обоснованное приведение проводимой политики в соответствие с реалиями переходного периода. Нужна тщательно проработанная система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер и мероприятий, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством особенно по отношению к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в кризисных условиях.
В современных условиях развития земельной реформы в аграрной сфере на первый план выдвигаются проблемы совершенствования экономического регулирования земельных отношений и формирования земельного рынка. К сожалению, несмотря на принятие Земельного кодекса, эти вопросы в силу политических разногласий еще не разрешены окончательно на федеральном уровне. Представляется, что этот аспект совершенствования государственной политики в аграрной области окончательно разрешит существующий в нашей стране перманентный аграрный кризис.
Структура представляет собой совокупность достаточно крепких и устойчивых связей целой системы, которые обеспечивают сохранение свойств этой системы при влиянии на нее различных внешних и внутренних факторов. Проблемами изучения структурных изменений экономики страны широко отражены в работах отечественных и зарубежных авторов. Структурные изменения экономики прошлых времен изучались и находили свое отражение в работах классиков политэкономии А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. Кейнса. Современные российские ученые (Л. Абалкин, А, Бузгалин и др.), а также зарубежные ученые-экономисты (А, Маршал, Л. Эрхард) в своих трудах говорят о степени изученности проблемы.
Анализируя экономические итоги десятилетнего периода времени трансформационных процессов в России, необходимо отметить положи- тельные сдвиги во многих отраслях экономической сферы. К ним относятся демонополизация государственной собственности; интенсивное развитие рыночной инфраструктуры; формирование рынков капитала, труда, информации. Одновременно с позитивными тенденциями следует отметить ряд отрицательных сдвигов в экономике страны; глубокий и длительный спад производства, который в свое время достиг критической точки; ухудшение структуры производства и потребления. Отсутствие положительной и активной динамики структурных изменений российской экономики в сравнении с развитыми западными странами послужило причиной отставания развития нашей страны, возникновения диспропорций между структурой производства и потребностями общества. Из-за воздействия командно-административной системы Экономика Российской Федерации претерпела рыночные преобразования. По сути, такая структура экономики не могла обеспечить эффективность общественного производства.
Чтобы описать сущность трансформационных сдвигов переходной экономики Российской Федерации, одной теории структурных циклов и теории кризисов будет недостаточно. Это система старых экономических отношений, которая требует дополнительных научных исследований и разработок. Структурные изменения экономики России последних 10 лет, оптимизация структуры национального производства, экономический рост недостаточно изучены. По большому счету такой аспект осложняет управление эффективностью экономической политики в структурных преобразованиях экономики. Проблема совершенствования структуры национальной является актуальной на данном этапе. Поскольку в условиях осуществления экономических реформ в стране произошел рост эффективности структурных изменений, проблема становится еще более значимой.
Задача 5.
Рассчитайте дефлятор ВВП, если в текущем году были произведены яблоки, апельсины, бананы в количестве 100, 75 и 50 т., соответственно, и проданы по цене 100, 150 и 75 денежных единиц за 1 кг. В прошлом году цены были 60, 90 и 80 денежных единиц за 1 кг соответственно.
Решение.
Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах текущего года, к реальному ВВП, выраженных в ценах базисного года.
GDPdeflator=x=
то есть,
GDPdeflator=
Дефлятор ВВП = (100*100+75*150+50*75) / (100*60+75*90+50*80) = 1,49 или 149%.
Задача 12.
Реальный ВВП составил 800 млрд. руб. в прошлом году и 840 млрд. руб. в текущем году. Рассчитайте: а) темпы роста и б) темпы прироста ВВП в текущем году по сравнению с прошлым годом.
Решение.
а) Темп роста=840/800*100%=1056%
б) Темп прироста=100-105=5%
Задача 16.
Используя следующие данные, трлн. руб., подсчитайте ВВП двумя способами и вычислите ЧВП, внутренний доход, личный доход, личный располагаемый доход и размер личных сбережений:
Потребительские расходы | Трансфертные платежи | ||
Арендная плата | Амортизация зданий | ||
Пенсии по старости | Взносы на социальное страхование | ||
Амортизация оборудования | Пособия по безработице | ||
Платежи частного бизнеса по процентам | Импорт | ||
Доход от косвенного налогооблажения | Доход от продажи акций | ||
Заработная плата наемных работников | Дивиденды | ||
Нераспределенные прибыли корпораций | Чистые частные внутренние инвестиции | ||
Прибыль корпораций | Подоходные налоги | ||
Налоги и прибыль корпораций | Доходы от прямого налогооблажения | ||
Государственные закупки товаров и услуг | Экспорт |
ВВП по доходам.
ВВП=Национальный доход + амортизация + косвенные налоги – субсидии – чистый факторный доход из за границы (ЧДиФ) ( или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:
Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпорации.
ВВП по доходам = 226+13+14+56+3+18+6= 336 трлн. руб.
ВВП по расходам
Y=C+I+G+Xn, где
Xn=EX-Im
ВВП= Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт ( Экспорт – Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).
ВВП по расходам = 250+3+11+72=336 трлн. руб.
ЧВП= ВВП- амортизация= 336-3=333 трлн. руб.
ЧВП=НД
ЛД=НД-Нпк –ЧПк-соцчтрах +Т,
где НД- национальный доход;
НПк-налог на прибыль корпорации;
ЧПК – чистая ( нераспределенная) прибыль корпорации;
Т – трансферты ( пенсии, стипендии, пособия);
ЛД=333-19-21-0+2=295 трлн. руб.
Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов – личный располагаемый доход (персональный доход – ПД):
ПД= НД – НПк – ЧПк – взносы на соц. Страх. + Т – ИН,
где ИН – индивидуальные (подоходные) налоги.
ПД=333-19-21-0+2-6=289 трнл. руб.