Аграрные отношения и аграрные реформы.

Аграрные реформы - это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельском хозяйстве.

В системе земельных отношений можно выделить следующие структурные элементы, исходя из принципа их объективной определенности:

1. Земли аграрного производства (сельскохозяйственного назначения);

2. Земли мощностей промышленности, строительства, инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, хранилищно-складского хозяйства) и др;

3. Земли, содержащие залежи природных ресурсов (энергоносителей, рудных, нерудных, строительных материалов, минерального сырья) и др.;

4. Земли государственного лесного фонда;

5. Земли урбанизированных территорий и выделенные под селитебную застройку;

6. Земли заповедных территорий и природоохранных зон;

7. Земли резерва Госземфонда.

В структуре первого блока - аграрного землепользования можно выделить три группы отношений:

1) земельной собственности (поземельные), определяющие социальный генотип аграрного строя общества: распределение функций распоряжения, владения, пользования землей;

2) сельскохозяйственного предпринимательства (земледельческие), характеризующие экономический строй хозяйственной деятельности товаропроизводителей в рыночно конкурентной среде и охватывающей всю гамму функциональных связей, обеспечивающих естественно-воспроизводственный режим хозяйствования (производства, распределения, обмена и потребления);

3) агропромышленные связи по обеспечению определенного уровня агрокультуры благодаря применению технических, химических средств производства сельскохозяйственного назначения, производимых за пределами собственно.

Краткие сведения об аграрных реформах в России

Начало Инициатор Суть, структура управления Итоги
до 16 в. Родовые общины Форма хозяйствования — семейная, родовая или соседская община. Их члены имеют постоянные наделы. Община обладает высокой самостоятельностью. Управляет ею глава семьи или старейшина рода. Деятельность общин не регламентирована законом. Вместе с тем члены общин руководствуются традициями. Каждая крестьянская семья трудится на себя, поэтому отношение к работе ответственное. Результаты труда — удовлетворительные.
Иван IV (Иван Грозный) Форма хозяйствования — община. Введены уравнительные переделы земли. Орган самоуправления общиной приобретает черты низового органа царской администрации. Управляет общиной выборный староста. Правом голоса наделены «тягловые» крестьяне. Положение крестьян ухудшается. Постепенно снижается роль крестьян в общинном самоуправлении. Растет влияние государства на дела общины.
Алексей Михайлович Решением Земского собора в 1649 году введено крепостное право. Крестьяне переданы в собственность тех, на чьих землях они проживают. Угнетение крестьян приобретает крайние формы. Вводятся 4-5 дневная барщина, подушная подать. Это приводит к многочисленным бунтам, бегству крестьян на окраины России и в другие страны.
Александр II Отменено крепостное право. Форма хозяйствования — сельская община. Крестьяне не имеют постоянных наделов. Однако это позволяет наделять землей новых молодых членов общин. Высшим органом управления общиной становится собрание глав крестьянских дворов, который избирает старосту. Для контроля за деятельностью старосты введен орган «Совет стариков». С 1864 года (после Земской реформы) уездные и губернские земства оказывают общинам финансовую помощь. Земские кассы оказывают кредитную помощь крестьянам. Активно начали развиваться сельская экономика и социальная сфера. Размеры вкладываемых в деревню средств ежегодно росли и к 1913 году составили 253 826 тыс. руб. Из них примерно 25 % и 18 % соответственно было израсходовано на развитие медицины и образования. Остальные средства направлялась на развитие экономики. Подъем сельской экономики, прежде всего, был вызван отменой крепостного права и первым шагом государства в направлении развития экономических методов управления (путем оказания крестьянам кредитной помощи).
П. А. Столыпин Крестьяне освобождаются от выкупных платежей, наделяются правом выхода из общины на хутора и отруба. Вышедшим оказывается финансовая помощь Земельным Банком. Крестьяне покупают земли. Проводится переселенческая политика. Большая часть крестьян остается в общинах (общины в СССР существовали до 1927 г.). Управление общиной сохраняется в прежнем виде. Все больше крестьян начало хозяйствовать самостоятельно. Но около 65 % выделившихся крестьян продают свои земли. Переселенческая политика (основной регион переселения — Сибирь) в существенной мере решила проблему малоземелья., а создание Земельного Банка — проблему финансирования. Экономика начала развиваться высокими темпами.
В. И. Ленин Формы хозяйствования — крестьянские хозяйства и общины. Вводится Продразверстка. Сельское хозяйство не развивается. Многие крестьяне принимают участие в Гражданской войне. Оставшиеся в деревне крестьяне запуганы грабежами.
В. И. Ленин Формы хозяйствования — крестьянские хозяйства, общины. В 1922 г. вводится НЭП, Продразверстка заменяется Продналогом. Он меньше предыдущего и устанавливается заранее, с учетом зажиточности крестьян. В 1923 г. Продналог заменяется денежным налогом. Сельское хозяйство, разрушенное гражданской войной и Продразверсткой, восстанавливается. Экономика развивается высокими темпами. В период НЭПа (1922-1928гг.) среднегодовые темпы прироста объемов продукции в сопоставимых ценах составили 13.4 %.
И. В. Сталин Начало массовой коллективизации. Функции управления от местных советов передаются руководству коллективных хозяйств. Самостоятельный выход из колхозов запрещается. Постепенно восстанавливаются принципы Продразверстки. Несмотря на рост уровня механизации, среднегодовой объем производства продукции в сопоставимых ценах в 1929-1940 гг. снизился на 9.1 % по сравнению с периодом 1926-1928 гг. В 1946-1953 гг. среднегодовой прирост производства — 4.1 %.
Н. С. Хрущев Формы хозяйствования — колхозы и совхозы. Признана необходимость развития хозрасчета и товарно-денежных отношений. Несколько увеличены права хозяйств, повышены заготовительные цены, изменена система налогообложения колхозов. Первые 5 лет (1954-1958) темпы роста производства увеличились более, чем в 2 раза и составили почти 8.7 % (1946-1953 гг. — около 4.1 %). В последующем наблюдается относительный застой в сельском хозяйстве.
Л. И. Брежнев Несколько увеличены полномочия хозяйств, повышены закупочные цены (снижен диспаритет цен), созданы более благоприятные условия для хозрасчета. Первые 5 лет (1966-1970) среднегодовой прирост составил 6.2 %. В последующие 10 лет темпы прироста снизились до 1.6 %.
Ю. В. Андропов, М. С. Горбачев Приняты меры по совершенствованию методов управления (повышению трудовой, хозяйственной и финансовой дисциплины, развитию хозрасчета) Повышены закупочные цены, упрощена система планирования закупок, создан Госагропром СССР. Выросла самостоятельность хозяйств, начала разрушаться система жесткого планирования производства сверху. Крестьяне получили право выхода из сельхозпредприятий для создания фермерских хозяйств. Первые 2 года (1982-1983) темпы прироста выросли почти в 7 раз и составили 11.1 %. В 1983- 1985 темпы прироста, снизились до 0.3 %. С 1986 года начинается новый подъем в сельской экономике. Прирост производства к уровню 1985 года составил 11.1 млрд. руб., или 5.3 %. На 11.1 % выросла урожайность зерновых, а надой молока — на 5.9 %. В последующие годы реформы эти показатели росли медленнее, или падали.
Б. Н. Ельцин Принят Гражданский Кодекс, предусматривающий многообразие форм хозяйствования. Земля и имущество хозяйств переданы крестьянам в собственность. Хозяйствующие субъекты получили полную самостоятельность. Либерализованы цены, что увеличило их диспаритет. Стимулируется экспорт сырья и энергоносителей, импорт продуктов питания. Состояние сельской экономики ухудшается. Сокращение объемов производства по основным видам продукции в натуральном исчислении достигло 30-70 %. Крестьяне и коллективные хозяйства разоряются, т. к. нет условий для эффективного хозяйствования (дороговизна ресурсов, острая конкуренция со стороны зарубежных производителей, поборы и .т.д.).




Наши рекомендации