Ликвидность (легкореализуемость)
Способность финансовых (материальных) активов обмениваться на другие материальные (финансовые) активы или какие-либо другие ценности без потери номинальной ценности и существенных затрат времени.
Деньги
Общепризнанное абсолютно ликвидное средство обмена, выполняющее в системе рыночных отношений функции всеобщего эквивалента (меры стоимости), средства обмена, платежа и накопления.
Цена
Денежное выражение ценности (стоимости) блага (товара).
Цена спроса основана на представлении потребителя о полезности товара, - это максимально возможная цена, которую готов заплатить покупатель, цена предложения основана на затратах (издержках) факторов производства, - это минимально возможная цена, за которую готов продать товар продавец.
Ценовой механизм (ценовая система)
Распределение и использование экономических ресурсов и потребительских благ с помощью денег и в соответствии с рыночной информацией.
Покупатели
Домохозяйства, индивидуальные потребители, государство, финансирующее социальные программы или закупки товаров (услуг), а также сами предприниматели, покупающие товары для своей инвестиционной деятельности.
Инфраструктура рынка
Совокупность институтов, организаций, предприятий и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка.
Общая структура кругового экономического оборота
В рыночной экономике
СПРОС è (потребительские расходы) ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ç ФОНДЫ | Рынок произведенных товаров и услуг | ç ПРЕДЛОЖЕНИЕ (товары и услуги) ДОХОДЫ производственных единиц è | |
Домохозяйства, индивидуальные и групповые потребители |
| Производственно - предпринимательский сектор | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ è (ресурсы домохозяйств) ç ДОХОДЫ домохозяйств | Рынок факторов производства | ç СПРОС (издержки на факторы производства) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ è |
Институты
Формальные и неформальные нормы, которые структурируют поведение людей, уменьшая неопределенность в их взаимоотношениях, что становится возможным, когда соблюдение этих эти норм подкрепляется соответствующим механизмом поощрения или наказания.
Рынок ресурсов
Совокупность относительно обособленных рынков труда, земли, капитала и производных от них факторов производства, выступающих объектом экономических отношений найма, аренды или купли-продажи.
Продавцами и покупателями на этих рынках выступают собственники ресурсов и владельцы факторов производства: государство, фирмы, домохозяйства, частные лица. Их предназначение – направление от домохозяйств к предпринимателям ресурсов (факторов производства).
Рынок потребительских товаров и услуг
Совокупность относительно обособленных рынков экономических благ, выступающих объектом купли-продажи на принципах коммерческого ценообразования и предназначенных для удовлетворения личных запросов покупателей.
На рынках потребительских товаров предприниматели (фирмы-продавцы или сами фирмы-производители) продают, а семейные хозяйства покупают необходимые продукты и услуги.
Свобода предпринимательства
Право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по своему желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять её масштабы.
Конкуренция
Экономическое соперничество производителей и потребителей за получение максимальной выгоды на рынке. Может быть ценовой и неценовой. Идеальное состояние – совершенная конкуренция.
Общественные блага
Материальные блага или услуги, которые не могут исключаться из потребления, и поэтому являются неконкурентными. Производятся в рамках государственного сектора при условии, если приносит признаваемую общественную пользу (например, обеспечение внешней и внутренней общественной безопасности).