Ликвидность (легкореализуемость)

Способность финансовых (материальных) активов обмениваться на другие материальные (финансовые) активы или какие-либо другие ценности без потери номинальной ценности и существенных затрат времени.

Деньги

Общепризнанное абсолютно ликвидное средство обмена, выполняющее в системе рыночных отношений функции всеобщего эквивалента (меры стоимости), средства обмена, платежа и накопления.

Цена

Денежное выражение ценности (стоимости) блага (товара).

Цена спроса основана на представлении потребителя о полезности товара, - это максимально возможная цена, которую готов заплатить покупатель, цена предложения основана на затратах (издержках) факторов производства, - это минимально возможная цена, за которую готов продать товар продавец.

Ценовой механизм (ценовая система)

Распределение и использование экономических ресурсов и потребительских благ с помощью денег и в соответствии с рыночной информацией.

Покупатели

Домохозяйства, индивидуальные потребители, государство, финансирующее социальные программы или закупки товаров (услуг), а также сами предприниматели, покупающие товары для своей инвестиционной деятельности.

Инфраструктура рынка

Совокупность институтов, организаций, предприятий и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка.

Общая структура кругового экономического оборота

В рыночной экономике

СПРОС è (потребительские расходы) ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ç ФОНДЫ Рынок произведенных товаров и услуг ç ПРЕДЛОЖЕНИЕ (товары и услуги) ДОХОДЫ производственных единиц è
Домохозяйства, индивидуальные и групповые потребители  
ОБЩИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Производственно - предпринимательский сектор
ПРЕДЛОЖЕНИЕ è (ресурсы домохозяйств) ç ДОХОДЫ домохозяйств Рынок факторов производства ç СПРОС (издержки на факторы производства) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ è

Институты

Формальные и неформальные нормы, которые структурируют поведение людей, уменьшая неопределенность в их взаимоотношениях, что становится возможным, когда соблюдение этих эти норм подкрепляется соответствующим механизмом поощрения или наказания.

Рынок ресурсов

Совокупность относительно обособленных рынков труда, земли, капитала и производных от них факторов производства, выступающих объектом экономических отношений найма, аренды или купли-продажи.

Продавцами и покупателями на этих рынках выступают собственники ресурсов и владельцы факторов производства: государство, фирмы, домохозяйства, частные лица. Их предназначение – направление от домохозяйств к предпринимателям ресурсов (факторов производства).

Рынок потребительских товаров и услуг

Совокупность относительно обособленных рынков экономических благ, выступающих объектом купли-продажи на принципах коммерческого ценообразования и предназначенных для удовлетворения личных запросов покупателей.

На рынках потребительских товаров предприниматели (фирмы-продавцы или сами фирмы-производители) продают, а семейные хозяйства покупают необходимые продукты и услуги.

Свобода предпринимательства

Право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по своему желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять её масштабы.

Конкуренция

Экономическое соперничество производителей и потребителей за получение максимальной выгоды на рынке. Может быть ценовой и неценовой. Идеальное состояние – совершенная конкуренция.

Общественные блага

Материальные блага или услуги, которые не могут исключаться из потребления, и поэтому являются неконкурентными. Производятся в рамках государственного сектора при условии, если приносит признаваемую общественную пользу (например, обеспечение внешней и внутренней общественной безопасности).

Наши рекомендации