Государственный бюджет. Сбалансированность государственного бюджета
Финансы– это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансовые отношения реализуются через финансовую систему. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий и домохозяйств.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет– это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.
Структура государственного бюджета определяется структурой доходной и расходных частей. Основными статьями доходов являются налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, доходы от государственной собственности и прочие доходы.
Основные направления расходов – это расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост (инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, развитие аграрного сектора, осуществление целевых программ), расходы на здравоохранение, образование, оборону, содержание государственного аппарата, милиции (полиции), юстиции и т.д.
Общая сумма доходов теоретически должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.Различают следующие виды бюджетного дефицита: фактический; структурный; циклический.
Государственный долг и его экономические последствия
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. В целом последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования либо конверсии и консолидации.
Налоги и их виды
Налоги образуют основную долю доходной части государственного бюджета.Налог– это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.
Виды налогов.По объектам налогообложения:на доходы, на имущество, на расходы. По способу определения размера налога:пропорциональные, прогрессивные, регрессивные. По способу взимания: прямые (подоходный, поимущественный), косвенные (акцизы, таможенные пошлины).
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему.Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.
Рис. 26.1. Кривая Лаффера
Чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 26.1).