Структура и объемы торгов на фондовом рынке
(по видам ценных бумаг), млн. грн. [34]
Ценные бумаги | |||||
Акции | 76,99 | 138,77 | 179,79 | 225,65 | 283,54 |
Векселя | 88,07 | 125,34 | 133,12 | 142,23 | 212,64 |
Корпоративные облигации | 9,01 | 21,28 | 32,62 | 62,38 | 134,73 |
Гособлигации | 5,86 | 16,11 | 27,32 | 40,85 | 59,86 |
Инвестиционные сертификаты | 0,46 | 1,75 | 5,72 | 14,24 | 40,43 |
Депозитные сертификаты НБУ | 0,11 | 3,03 | 18,57 | 1,08 | 14,85 |
Муниципальные облигации | 0,16 | 0,98 | 2,23, | 2,85 | 4,31 |
Сберегательные (депозитные) сертификаты | 21,71 | 11,74 | 2,37 | 3,1 | 3,20 |
Ипотечные ценные бумаги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,11 | 0,56 |
Деривативы | 0,31 | 2,39 | 2,02 | 0,26 | 0,15 |
Залоговые ценные бумаги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,03 | 0,04 |
Казначейские обязательства | 0,27 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Всего | 202,95 | 321,39 | 403,76 | 492,78 | 754,31 |
Ещё до финансового кризиса фондовый рынок Украины так и не стал эффективным механизмом привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, а с момента его наступления пострадал значительнее, чем в других странах мира. Основными причинами этого являются макроэкономическая и финансовая нестабильность, значительный объем государственного регулирования экономики, низкий уровень капитализации организованного рынка и вообще незначительная его доля в обращении ценных бумаг, отсутствие прозрачности в ценообразовании, которую может обеспечить только фондовая биржа.
Неразвитость фондовых инструментов минимизирует потенциал рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ, который предпочитает эмитировать гривню под более качественное и ликвидное обеспечение – твердую валюту, а не под отечественные акции и облигации.
Если в период 1992-1999 гг. на украинском рынке ценных бумаг были введены четыре международных стандарта ISO, то к настоящему времени ГКЦБФР не согласовала введение ни одного международного стандарта. При этом при её поддержке были приняты два национальных стандарта, не гармонизированных с международными, и четыре отраслевых, не отвечающих требованиям даже национальной системы стандартизации [28].
Анализ современного состояния развития рынка ценных бумаг Украины указывает на то, что ряд важных проблем остается неурегулированным. Такими проблемами являются:
· неразвитость инструментов фондового рынка, что минимизирует потенциал рефинансирования комбанков со стороны НБУ, который эмитирует гривни под СКВ, а не под украинские акции и облигации;
· отсутствие развитой национальной биржевой системы;
· несовершенство налогообложения операций с ценными бумагами;
· отсутствие совершенной системы контроля за рынком;
· недостаточная прозрачность деятельности эмитентов и профессиональных участников фондового рынка;
· медленное развитие инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг, в частности депозитарной системы, которая в значительной мере отстает от потребностей рынка;
· низкий технологический уровень функционирования рыночной инфраструктуры;
· недостаточный уровень знаний и отсутствие информирования населения о деятельности рынка ценных бумаг;
· слабость внутреннего инвестора, недоверие населения к ценным бумагам;
· низкий уровень корпоративной культуры;
· отсутствие возможности торговать ценными бумагами в режиме он-лайн;
· отсутствие новой работающей технологии, эффективной расчетно-клиринговой системы и возможности торговать в анонимном режиме по принципу "поставка против платежа".
Несмотря на существующие проблемы, фундамент развития украинского рынка ценных бумаг уже заложен. По целому ряду признаков, в частности по моделям функционирования и регуляции, он приближается к развитым фондовым рынкам мира. Стихийно в Украине выбрана смешанная, промежуточная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, которые имеют все права на операции с ценными бумагами, и небанковские институты. В украинской практике, в сущности, сложилась европейская модель универсального коммерческого банка, в отличие от «американской» модели, где банк имеет значительные ограничения на операции с ценными бумагами.
Для повышения эффективности работы на фондовом рынке необходимо:
Ø концентрировать рынок по финансовым институтам и диверсифицировать по финансовым инструментам с одновременными рестрикциями к перемещению спекулятивного капитала;
Ø повысить уровень его прозрачности, которая может быть достигнута за счет информирования заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников на фондовом рынке и её конечных результатах, особенно в условиях финансового кризиса;
Ø ввести обязательное государственное страхование приватизационных вкладов населения;
Ø ввести ограничение на совмещение определенных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
Ø усилить контроль за уровнем профессиональной подготовки и моральных качеств финансовых посредников.