Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Все рыночные структуры, существующие в практике, являются рынками несовершенной конкуренции.
Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, при функционировании которого не выполняется хотя бы одно условие рынка совершенной конкуренции. К таким рыночным структурам относят: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию, монопсонию и др. Характерной особенностью несовершенной конкуренции является наличие у фирм рыночной власти – возможности субъективно устанавливать цену на свои товары и услуги. Сила этой рыночной власти и её характер определяют виды монополий:
Чистая монополия – это рыночная структура, состоящая из одного продавца (производителя) и множества покупателей. Чистая монополия, как и совершенная конкуренция в практике не встречаются.
Двусторонняя монополия – это рынок с одним продавцом и покупателем.
Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение защищено законами, правами, авторскими патентами, лицензиями. Узкая реализация экономической деятельности не позволяет им, как правило, получить высокие номы прибыли.
Открытая монополия реализуется в случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмой, т. е. реализуются в практике. Это дает возможность получать высокие прибыли.
Естественная монополия, чаще государственная, возникает в тех отраслях и сферах хозяйствования, где с точки зрения экономической, социальной, и оборонной эффективности, только государство может и должно обладать исключительными правами организации экономической деятельности. Функционирование и особенности монополистического рынка рассмотрим на примере чистой монополии.
Чистая монополия – это рыночная структура, которая удовлетворяет следующим условиям:
1. На рынке присутствует один продавец или вся отрасль состоит из одной фирмы;
2. барьеры входа-выхода на рынок (в отрасль) высокие;
3. товар однородный и даже уникальный;
4. информация доступная (открытая).
Критерии монополии:
1. Наличие падения спроса на продукцию фирмы-монополиста в зависимости от повышения цены. Экономический смысл этой зависимости состоит в том, что, несмотря на наличие рыночной власти монополиста, она не абсолютна, т.е. большие объёмы продукции монополист будет реализовывать, только снижая цены.
TR2 > TR1 и TR2 > TR3
2. Наличие предела валового дохода фирмы-монополиста TR.
3. Наличие падения предельного дохода фирмы-монополиста, причём это падение происходит быстрее, чем падает спрос на продукцию монополиста.
Q | P | TR | MR |
1 2 (изменение столбца)
Реализуя рыночную власть, монополист стремится установить не самую высокую, а равновесную цену, обеспечивающую получение максимальной прибыли.
Равновесие в условиях монополии.
Прибыль монополиста будет максимальна при таком объёме, когда выполняется равенство:
MR = MC.
Вследствие того, что при монополии существует недопроизводство товара, и реализация товаров происходит по завышенным ценам, общество теряет от присутствия монополий. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х- неэффективностью. Потери общества от монополий равны площади треугольника АОВ. Первый ученый экономист, подсчитавший потери общества от монополий, был американский ученый экономист А. Харбер, в его честь эти треугольники называют харберовскими. Ученый подсчитал, что в середине 20-го века экономика Америки теряла от присутствия монополий свыше 6 млрд. долл. Поэтому во всех странах, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее слияния и монопольную власть.
Измерения монопольной власти.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на силу монопольной власти, является эластичность спроса на продукцию фирмы монополиста. На данную эластичность влияют следующие факторы:
· Эластичность рыночного спроса (неэластичный спрос обеспечивает большую монопольную власть);
· количество фирм на рынке и степень его концентрации;
· конкурентная стратегия фирмы;
1. Индекс Лернера:
IL = Р-МС / Р, где
Р - цена продукции монополиста;
МС – предельные издержки.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
IНН = S12 + S22 + … + Sn2, где
S1 – доля (в %) самой крупной фирмы на рынке;
S2 – доля следующей фирмы, меньшей по размеру;
Sn – доля самой маленькой фирмы.
100 < IНН < 10000
Монополии относятся к ярким представителям крупного бизнеса. Отечественными монополистами являются РЖД, ГАЗПРОМ. Несмотря на то, что крупные предприятия являются фундаментом экономики и залогом её стабильности, они находятся под пристальным вниманием антимонопольного законодательства.
Антимонопольное регулирование (АМР) имеет два направления:
1. Структурное, связанное с регулированием структуры отрасли, с целью предотвращения доминирования субъекта на рынке.
2. Функциональное направление, связано с содействием конкуренции на товарных рынках.
Система АМР включает:
1. экономические меры: косвенные, реализующиеся через налогообложение продукции и сверхприбыли и прямые, реализующиеся через установление потолков цен и предела нормы прибыли.
2. законодательные меры, включающие: контроль за поглощениями и слияниями, запреты на установление розничных цен и соглашений о предоставлении исключительных прав, ограничение контроля над рынком, запреты сговоров и др.
Согласно антимонопольному законодательству доминирующим на рынке признается предприятие с долей на рынке более 65%, оно заносится в реестр монополистов и должно декларировать рост цены и снижение объемов производства. Антимонопольный комитет осуществляет контроль за поглощениями и слияниями, если при объединении предприятий их доля на рынке составит более 35%, то он вправе запретить такое слияние.