Образовательные технологии. При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются как классические, так и инновационные образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются как классические, так и инновационные образовательные технологии, содержание которых зависят от вида учебной работы.
Виды учебной работы в соответствии с учебным планом:
1. лекции
2. практические занятия
3. контрольные работы
4. консультации
5. экзамен
При всех видах работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные – проблемные лекции, научные дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, решение разных вариантов задач и тестов, работа исследовательских микрогрупп, мини-конференции, защита подготовленных докладов с презентацией, словесно-практическая форма занятия с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода. Интерактивные формы проведения занятий: использование технологий дистанционного обучения, технологий "открытого обучения", технологий модерации в социальных сетях.
1. Использование мультимедийных средств (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, защиты студентами итоговых контрольных работ)
2. Использование сети Интернет в обучающем процессе в интеграции с мультимедийными средствами. (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, для текущего и итогового контроля )
3. Использование сети Интернет в обучающем процессе для индивидуальных консультаций и контроля внеаудиторной самостоятельной работы
4. Использование технологий дистанционного обучения (размещение на сайте кафедры методических материалов по курсу и др.)
РАЗДЕЛ 2. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по "Экономической теории"
2.1. Требования к "входным" знаниям, умениям и готовностям обучающихся.
Требования к уровню подготовки студента определяются знаниями, полученными в школе в первую очередь по предмету "Обществознание", раздел "Экономика".
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования в результате изучения экономики на базовом уровне среднего (полного) образования первокурсник должен
Знать/понимать
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые форм предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
2.2. Компетенции обучающегося по направлению «Менеджмент» , формируемые в результате освоения ПЕРВОГО и ВТОРОГО МОДУЛЯ дисциплины "Экономическая теория"
В результате освоения дисциплины первого и второго модуля дисциплины "Экономическая теория" (совместно с другими дисциплинами ГСЭ) формируются общекультурные компетенции:
-способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (часть ОК-8),
-осознание значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-12),
-способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).
Создаётся методологическая основа или часть профессиональных компетенций, как, например,способность к экономическому образу мышления.
Компоненты формируемых компетенций в виде знаний, умений, владений:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:__закономерности развития природы, общества и мышления; основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основные макроэкономические показатели и принципы их расчёта, закономерности и этапы изменения рыночной экономики, основные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность субъектов микроэкономики, макроэкономические процессы.
Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики в узком смысле слова, других гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие на разных уровнях экономики; применять методы микроэкономического анализа, макроэкономического анализа и институционального анализа для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; проводить анализ отрасли (рынка), используя микроэкономические, макроэкономические, институциональные модели; Использовать инструментарий микроэкономики, макроэкономики, институциональных теорий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).
Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем экономических агентов на разных уровнях экономики; экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.
Освоение Экономической теории необходимо как предшествующее для дисциплин профессионального цикла: Теория менеджмента, Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, Стратегический менеджмент, Корпоративная социальная ответственность, Инвестиционный анализ, Финансовые рынки и институты, Бизнес-планирование и др.
РАЗДЕЛ 3. Тематический план и структура дисциплины "Экономическая теория"
Тематический план модуля 1.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||
Всего | В том числе | |||||
Лекции | Семинар | |||||
1. | Тема 1. Предмет и метод экономической теории | |||||
2. | Тема 2. Основные экономические понятия и категории. | |||||
Тема 3. Теория воспроизводства | ||||||
4. | Тема 4. Экономические отношения и собственность | |||||
5. | Тема 5. Экономические системы | |||||
6. | Тема 6. Рыночная система. Спрос и предложение | |||||
7. | Тема 7. Поведение потребителя в рыночной экономике. | |||||
8. | Тема 8. Сущность и формы предпринимательства. | |||||
9. | Тема 9. Фирма как совершенный конкурент | |||||
Тема 10. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия | ||||||
Тема 11. Рынки ресурсов и распределение доходов | ||||||
Всего | 49+ 5час КСР | |||||
3.2. Тематический план модуля 2. | ||||||
№ | Наименование разделов, тем | Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе | |||||
Лекции | Семинары | |||||
1. | Тема 13. Национальная экономика: цели и измерение результатов | |||||
2. | Тема 14. Базовые модели макроэкономического равновесия | |||||
3. | Тема 15. Деньги и их функции. Инфляция и её виды | |||||
4. | Тема 16. Безработица и её формы. | |||||
5. | Тема 17. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика. | |||||
6. | Тема 18. Банковская система. Денежно-кредитная политика. | |||||
7. | Тема 19. Экономические циклы. Экономический рост. | |||||
8. | Тема 20. Международные экономические отношения | |||||
. | ИТОГО: | 21+ 2 час КСР | ||||
Всего за два семестра |
3.4. Структура дисциплины "Экономическая теория" (два модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет __5___ зачетных единиц _____180__ часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Экономическая теория: ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ | 1- нед | 18 час лек | Час п/з | Конт. Раб. | Час. сам. Раб. | 1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-16 неделя –задачи из УМК 17-18неделя итоговая контрольная работа зачёт | ||
Экономическая теория: ВТОРОЙ МОДУЛЬ | 1- нед | Час. лек. | Час п/з | . 1 кусо- вая Раб. | 1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-17 неделя –задачи из УМК 18-20 неделя итоговая контрольная работа экзамен | |||
РАЗДЕЛ 4. Содержание учебной дисциплины (модули: первый и второй)
Введение
Характеристика дисциплины.Дисциплина «Экономическая теория» относится к дисциплине гуманитарного, социального и экономического цикла.
При изучении этой дисциплины у студентов формируется представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, о месте и роли человека в экономике, о взаимосвязи собственности и хозяйствования. Студенты знакомятся с теориями рационального поведения потребителя и производителя, выявляют проблемы и методы оптимального выбора для основных экономических агентов. рассматривают факторы (конкуренция, риски, неопределённость, фактор времени и т.д.), определяющие поведение предпринимателя.
Далее они получают представление об основных явлениях, закономерностях макроэкономики, учатся находить и рассчитывать макроэкономические показатели, обосновывать цели, направления и инструменты макроэкономической политики
Место и роль "Экономической теории» в системе подготовки бакалавра
Дисциплина «Экономическая теория» формирует как общекультурные компетенции, так и профессиональные, поскольку закладывает методологические основы для последующего более глубокого изучения профессиональных дисциплин
4.2.Программа курса «Экономическая теория».
4.2.1. Основные модули и элементы содержания дисциплины "Экономическая теория"
№ п/п | Наименование модулей и разделов дисциплины | Содержание раздела |
1. | Экономическая теория: МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ | |
1.1. | Предмет и метод экономической теории | Модели человека в экономической теории. Экономическое поведение людей. Этапы и основные направления развития экономики как науки. Предмет и методы основных разделов экономики как науки. |
1.2. | Основные экономические понятия и категории | Потребности, блага, ресурсы, проблема экономического выбора, эффективность. |
1.3. | Экономические агенты, собственность и модели экономических систем | Основные экономические агенты (институциональные единицы) и способы взаимодействия между ними. Социально-экономическая природа основных экономических агентов(домохозяйств, фирм и государства), их интересы, сущность и формы собственности, теория прав собственности. Формы хозяйствования. Модели экономических систем. |
1.4. | Рынок. | Субъекты, функции, структура, виды рынка. Рыночный механизм. закон спроса, факторы спроса, эластичность спроса,. |
1.5. | Теория потребительского выбора | Теория предельной полезности, излишек потребителя, кривые безразличия, бюджетное ограничение, эффект дохода и эффект замены, оптимум потребителя. |
2.3. | Теория производства | Краткосрочный и долгосрочный периоды. Виды издержек производства. Производственная функция. Закон убывающей доходности. Эффект масштаба производства. |
Фирма как совершенный конкурент | Экономическая природа фирмы. Пределы рынка. Необходимость организации фирмы. Трансакционные издержки и пределы фирмы. Основные формы деловых предприятий. Валовой и предельный доход. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. | |
2.4. | Типы рыночных структур: конкуренция и монополия | Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы. Рынки с несовершенной конкуренцией. Рыночная власть. Индекс Лернера, индекс Герфиндаля-Гиршмана. Олигополия. Антимонопольное регулирование |
2.5. | Рынки ресурсов и распределение доходов | Особенности спроса на факторы производства. Рынок капитала и процент. Дисконтирование. Рынок труда и заработная плата. Рынок земли и рента. |
2. | Экономическая теория: МОДУЛЬ ВТОРОЙ | |
2.1. | Основные макроэкономические показатели | Кругооборот благ и доходов в экономике. Основные макроэкономические показатели и методы их расчёта. |
2.2. | Государство как институт регулирования рыночной экономики | Необходимость вмешательства государства в экономику. Направления и методы государственного регулирования. Государственный сектор. |
2.3. | Базовые модели макроэкономического равновесия | Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережение. Экономический рост |
2.4. | Формы макроэкономической нестабильности: цикличность, инфляция, безработица | Причины, фазы экономического цикла. Антициклическая политика. Инфляция и её виды. Индексы цен Безработица и её формы. Уровень безработицы |
2.5. | Кредитно-денежная институты и кредитно-денежная политика | Необходимость, сущность и виды кредита. Денежные агрегаты. Денежный рынок. Банковская система. Цели и инструменты кредитно-денежной политики |
2.6. | Налогово-бюджетная политика | Государственный бюджет. Фискальная политика.Эффект мультипликатора. |
2.7. | Социальные институты и социальная политика | Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Институты социальной защиты |
Тематическое содержание модулей дисциплины "Экономическая теория" с требованиями к компетенциям, методическими указаниями и заданиями
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ