Определение объекта и предмета, целей и задач исследования
Обязательными квалификационными признаками выпускной квалификационной работы является определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это часть объективной реальности, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Определяя объект, нужно дать ответ на вопрос: что исследуется?
Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе и являются главными, определяющими свойствами, признаками и характеристиками объекта исследования. Таким образом, предмет исследования уже, чем объект. Предмет дает представление о том, какие новые отношения, свойства и функции объекта раскрываются. Иными словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что составляет в данном объекте конкретную научную проблему.
С объектом и предметом исследования связана его цель, которую формулируют конкретно, точно выражая то основное, что стремится осуществить ученый. Целью исследования обуславливается его конечный результат, который предусматривает решение проблемы. Проблема отражает противоречие между текущим состоянием объекта исследования в реальной практике (требованиями общества) и прогнозируемым более эффективным функционированием объекта. Исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задачи исследования должны включать:
решения теоретических вопросов, входящих в общее представление проблемы (объекта) исследования (например, расширение сущности понятий, явлений, процессов, дальнейшее совершенствование методов, способов подходов, изучения факторов влияния и т.п.);
всесторонний анализ практического опыта в решении данной проблемы, выявление ее типового положения, недостатков и природы их возникновения. Такое изучение позволяет проверить и уточнить данные, опубликованные в специальной научной литературе, которые можно использовать на уровне научных фактов;
обоснования системы мер, которой отдано предпочтение, по решению данной проблемы;
экспериментальную проверку предложенной системы мер на соответствие критериям оптимальности;
разработку методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практической деятельности субъектов рыночной экономики.
Задачи исследования формулируются как перечень действий:
«изучить ...», «проанализировать, обосновать, совершенствовать...», «установить, выявить, осуществить выбор, группировать, разработать, оценить, сформировать» и др. Задачи необходимо формулировать кратко, но емко, так как описание их решений определяют содержание глав и подглав выпускной квалификационной работы. Названия глав работы должны соответствовать конкретным задачам, а в дальнейшем - и результатам исследования.
Итак, тема, объект и предмет, цель и задачи исследования находятся в неразрывной связи, что подтверждает комплексность и целостность исследования. В своей сущности они предопределяют содержание положений, выносимых на защиту, выводов и рекомендаций выпускной квалификационной работы.
Важным в проведении научного исследования является правильный выбор и применение соответствующих методов исследования.
Метод – это совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Разница между методом и теорией имеет функциональный характер: формируясь как теоретический результат предварительного исследования, метод выступает как исходный пункт и условие будущих исследований.
Инструментарием методологических принципов и подходов являются научные методы, главными из которых являются:
общие методы – это высший философский уровень, к которому относятся диалектическая и формальная логика;
общенаучные методы – это научные методы, используемые всеми науками (в свою очередь делятся на теоретические и эмпирические);
конкретно научные методы, которыми пользуются отдельные группы наук;
специальные методы, используемые отдельной наукой (наиболее распространенные научные методы представлены в приложении Г).
Применение того или иного метода исследования мотивируется: объектом и предметом исследования. Они обусловливают гносеологические возможности тех или иных методов. Вторым мотиватором выступают цель и задачи исследования, которые значительно сужают пространство отбора методов. Наконец, существенно сказывается опыт исследователя, обладающего определенным арсеналом методов.
При выборе и обосновании методов сбора информации исследователь должен принять во внимание:
1. Ни один из методов не является универсальным, но имеет четко очерченную познавательную возможность. Поэтому не существует «хороших» и «плохих» методов - есть методы адекватные и неадекватные решаемым задачам.
2. Надежность методов обеспечивается не только их обоснованностью, но и правилами применения.
3. Оперативность и экономичность исследования не должна обеспечиваться в ущерб качеству данных.
4. Обоснование метода предполагает разработку или отбор такого метода, который максимально соответствует решаемым задачам, не требует значительных затрат для своей реализации.
5. Использование метода не должно становиться самоцелью, важно помнить о цели исследования;
Важным квалификационным признаком выпускной квалификационной работы является ее научная новизна. Научная новизна не должна сводиться к простому перечню ранее установленных фактов, идей, закономерностей. Она должна давать научное объяснение исследований автора в новом качественном и количественном аспектах. Научные результаты проведенного исследования дополняют известные теоретические или практические положения, вносят в них новые элементы, дополняют знания в аспекте данной проблематики, конкретизируют понимание определенного явления, объекта и т.д.
Практическое значение исследования определяется целесообразностью и возможностью использования сформулированных автором предложений и рекомендаций в практической деятельности субъектов рыночной экономики, ведомств и социально-ориентированных предприятий.