Специфика государственного регулирования национальной экономики в условиях Республики Абхазия
2.4.1. Общие проблемы государственного регулирования в трансформационной экономике
Трансформационный период, осуществляемый в бывших социалистических странах, с особой остротой поставил вопрос о роли и месте государства в социально-экономических преобразованиях и о взаимодействии государства и рынка как составных частей общеэкономического механизма. Отход от всеобщего огосударствления экономики, уменьшение уровня государственного влияния на деятельность хозяйствующих субъектов не должны вести к самоустранению государства от участия государства в экономических процессах. Необходимость участия государства в рыночных преобразованиях диктуется несколькими объективными причинами. Во-первых, в переходной экономике по различным причинам в течение длительного времени сохраняется значительная доля предприятий государственного сектора экономики; во-вторых, государство, устранившись от прямого воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, должно сохранить за собой основную регулирующую функцию в национальной экономике, а именно, право установления «правил игры», обязательных для всех субъектов рынка. Кроме того, у государства в переходной период возникают совершенно новые функции в экономике – создание инфраструктуры рынка, осуществление государственного контроля над макроэкономическими процессами и установление макроэкономических пропорций в национальной экономике, проведение новой структурной политики, разработка и обеспечение использования норм функционирования рынка, обеспечение экономической безопасности страны, выработка, специфических для переходного периода, методов воздействия на субъектов рынка в целях достижения наибольшей экономической эффективности на уровне всей национальной экономики. Недостаточное и неполное осуществление государством своих новых функций приводит и к вакууму власти со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для большинства населения и национальной экономики в целом.
Российский опыт перехода к рыночной экономике уже свидетельствует об ошибочности тех экономистов, политических и государственных деятелей, которые, приступая к реформированию экономики страны, исходили из убеждения в том, что рынок сам по себе способен решать возникающие перед обществом социально-экономические проблемы и что основным направлением повышения эффективности национальной экономики является снижение уровня влияния государства на экономику. При этом ими был проигнорирован весь опыт стран с развитой рыночной экономикой и ту роль, которое занимало государство в их экономике. Также был проигнорирован бесценный опыт «новых индустриальных» государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, достигших благодаря активному участию государства впечатляющих результатов в экономическом развитии.
В условиях трансформационного периода от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования необходимость взаимодействия государства и негосударственного сектора экономики еще больше усиливается, что диктуется целым рядом причин, которые в той или иной степени присущи национальным хозяйствам практически всех стран, стремящихся осуществить подобный переход. Таковыми причинами, на наш взгляд, являются:
● во-первых, неспособность государственных органов власти эффективно управлять, по причине отсутствия опыта решения социально-экономических проблем в условиях переходной экономики. В то время когда экономическая власть переходит к негосударственным структурам, единственно возможным способом разрешения возникающих социально-экономических проблем, становится налаживание конструктивного диалога и сотрудничества государственных органов с хозяйствующими субъектами в целях плодотворного использования их экономического потенциала в интересах всего общества и создания эффективной национальной экономики;
● во-вторых, нерешенность целого ряда проблем, сдерживающих становление и развитие негосударственного предпринимательства, к числу которых следует отнести: несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неразвитость рынков; отсутствие полноценной инфраструктуры рынка; недостатки в налоговой политике; низкий покупательский спрос подавляющего большинства населения; недостаточное государственное участие в переподготовке или переквалификации кадров-специалистов в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми рынком.
Понятно, что не во всех странах имеют одинаковое проявление вышеперечисленные проблемы, и разрешаются они по-разному и в разные промежутки времени в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации в определенной стране.
2.4.2. Специфика деятельности государства в переходной экономике в условиях Абхазии
В специфических условиях Республики Абхазия, в которых осуществляется трансформационный переход от социалистической системы хозяйствования к рыночной экономике, о которых говорилось выше, на выбор программы перехода к рынку, наряду с вышеперечисленными факторами, влияют и природно-географические, культурные, национальные, внешнеэкономические и другие факторы. Государство в этих условиях, обязано взять на себя ответственность за создание базисных условий функционирования рыночной системы, включающей формирование рыночной инфраструктуры, создание норм и правил поведения хозяйствующих субъектов, содействие становлению служб и организаций, обслуживающих предпринимателей, без наличия которых хозяйствующие субъекты не смогут полноценно и плодотворно функционировать.
В частности, в период трансформации экономики в Абхазии государство должно усилить свои регулирующие функции в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, национальная оборона, социальная сфера и др. Кроме того, с учетом специфики трансформационного периода, оно обязано существенно расширить и собственную хозяйственную деятельность через предприятия и организации государственного сектора в таких важнейших сферах, как военно-промышленный, агропромышленный и инфраструктурный комплексы. В целом, переход к многоукладной экономике, т.е. к сосуществованию различных способов хозяйствования, последовательно должен пройти путь от государственной экономики через процессы разгосударствления и приватизацию к формированию цивилизованного рынка. Именно в этом процессе государству принадлежит важнейшую роль, поскольку на практике не существуют никакие другие силы и механизмы, которые реально могли бы осуществить подобную трансформацию без значительных издержек для большинства населения. Государственное влияние на хозяйственную деятельность только тогда станет эффективной, когда ее социальной опорой станет подавляющее большинство членов общества, что в условиях трансформации экономики является нелегкой задачей. Данная сфера деятельности государства затрагивает экономические интересы всех социальных групп общества, предпринимателей, государственных чиновников, наемных работников, безработных и др., у каждой из которых свои собственные экономические интересы, которые иногда резко противоположны общегосударственным интересам. В этих условиях у государства возникает проблема выбора между эффективным функционированием и справедливостью, и органы государственной власти и управления вынуждены находить пути достижения баланса между различными аспектами справедливости, что, заметим, не всегда будет способствовать экономически эффективному распределению ресурсов и доходов в стране.
Трансформационный период от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования объективно сопровождается чрезмерным увеличением дифференциации доходов населения. Причем, в начальной стадии переходного периода данный процесс осуществляется в условиях экономического спада и роста темпов инфляции, которые значительно обостряют проблему неравенства, вызывая серьезное снижение жизненного уровня подавляющей части населения. В этой ситуации, в целях недопущения обнищания отдельных слоев населения и сглаживания остроты социально-экономических противоречий в обществе, государство обязано более активно участвовать в перераспределении доходов, используя при этом всевозможные механизмы государственного воздействия на хозяйствующие субъекты.
С начала 90-х годов в Республики Абхазия, происходят трансформационные процессы, направленные на становление рыночных отношений.
Важнейшей задачей государства в Республике Абхазия в трансформационный период является формирование целостной системы экономических механизмов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов с целью ускоренного восстановления разрушенного войной национальной экономики, равномерного распределения ресурсов и доходов в обществе и повышение уровня благосостояния населения. Стабилизацию и реформы в национальной экономике республики необходимо проводить с учетом вновь формирующихся объективных тенденциях в мирохозяйственных связях.
Современное экономическое и социальное состояние Абхазии следует оценивать, на наш взгляд, как отсталое, зависимое и кризисное, хотя некоторые макроэкономические показатели, которые приводятся ниже, свидетельствуют о некотором росте в отдельных отраслях и секторах национальной экономики. Наметившийся с 2000 года рост в национальной экономике вызван, прежде всего, низким стартовым уровнем производства практически во всех отраслях реального сектора экономики. На наш взгляд, даже при наличии высоких темпов роста в отдельных секторах экономики, в целом по уровню социально-экономического развития, Абхазию следует относить к среднеразвитым развивающимся странам.
2.4.3. Проблемы выбора национальной экономической модели развития Абхазии
Оторванность от прогрессивных мирохозяйственных тенденций ставит перед Республикой Абхазия нелегкую задачу в реформировании национальной экономики. Основной упор в ходе трансформации национальной экономики республика вынуждена сделать на внутренние источники ресурсов с целью их полной мобилизации и справедливого распределения в общенациональных интересах. Однако ограниченность внутренних ресурсов и осознание невозможности автаркического, обособленного от внешнего мира, эффективного развития, побуждает государственные органы власти и управления активно влиять на социально-экономические процессы, происходящие в стране и находить наиболее приемлемые для страны внешнеэкономические связи, которые в результате грузино-абхазской войны приобретают новые направления. В этих условиях государству следует решать вставшие перед Абхазией проблемы комплексно с учетом многовековых национальных традиций ее населения, исторического прошлого, поддерживая при этом высокую духовную и нравственную культуру в обществе, а также с использованием конкурентных преимуществ республики, связанных с географическим расположением, природно-климатическими и рекреационными условиями и специализацией экономики.
Таким образом, в условиях трансформационного периода перед Абхазией стоит проблема выбора национальной социально-экономической модели развития. На наш взгляд, подобная модель должна основываться, с одной стороны, на достижениях мировой экономической науки, а с другой, на внутренних и внешних факторах хозяйствования, а также на сложившуюся в стране социокультурную и институциональную среду. При построении национальной модели развития Республики Абхазия важно учитывать, что узость внутреннего рынка вынуждает ориентировать национальный воспроизводственный процесс на внешние рынки. По нашему убеждению, национальным стратегическим интересам Республики Абхазия отвечает установление выгодных взаимоотношений с Российской Федерацией, с которой Абхазию связывают много объективных исторических и экономических факторов, среди которых наиболее важными представляются нижеследующие.
1. В настоящее время в Российской Федерации, в республиках Северного Кавказа проживают кровнородственные народы абхазов, входящих в абхазо-адыгскую языковую группу: абазины, адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи. Кроме того, более чем вековые (и особенно в последние 200 лет) прямые контакты Абхазии с Россией способствовали нарастанию абхазо-русских кровнородственных связей. Как отмечает известный общественный деятель Абхазии, доктор исторических наук Ю.Н. Воронов в докладе «Русская диаспора в Абхазии: история и современность» на международной научно-практической конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия», организованной Отделением истории РАН, Институтом Востоковедения РАН, Институтом Российской Истории РАН, «славяно-русское присутствие в Абхазии фиксируется с V1 века н.э…Начало переговорного процесса о принятии Абхазии под покровительство России… относится к началу 70-х годов ХV111века… В 1810 году… Абхазия оказалась «под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи». Абхазское автономное княжество, преобразованное в 60-х годах Х1Х века в Сухумский отдел, а затем округ, до 1917 года подчинялось российской администрации. После оккупации (1918-1921 гг.) со стороны сформировавшейся на развалинах российской государственности и культуры Грузинской Демократической Республики, Абхазия была освобождена российской Красной Армией, после чего десять лет обладала статусом сначала независимой, а затем связанной договорными отношениями с Грузией суверенной Советской Социалистической Республики»[19](18,284-285).
2. В настоящее время в Республике Абхазия проживает около 30 тыс. русского населения, более 80% населения республики являются гражданами Российской Федерации.
3. Функционирующие ныне в Абхазии промышленные, сельскохозяйственные, торговые, энергетические сооружения и заводы, а также системы связи, курортно-оздоровительные, культурно-просветительные, административные и жилые здания, коммуникационные хозяйства, транспортные дороги и объекты, портовые сооружения, аэропорты, учреждения науки, культуры, образования и многие другие объекты и сферы хозяйствования в большинстве своем создавались Россией или совместно с Абхазией.
4. В результате многолетнего сосуществования в едином государстве, исходя из объективных вышеперечисленных исторических и экономических факторов, а также с учетом природно-географического потенциала, между Абхазией и Россией сложились отрасли экономической специализации, которые оказались изолированными в результате распада СССР. В частности, Абхазия и район Сочи Краснодарского края России, составляли единую курортную зону, где отдыхали и восстанавливали свое здоровье миллионы граждан бывшего Союза. Территориальная близость между Абхазией и Югом России играет немаловажную роль в создании единого экономического пространства.
5. Абхазия находится в рублевой денежной зоне. Российский рубль является основной денежной единицей, имеющим законодательное право обслуживания всех взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами, населением и государством на территории Республики Абхазия.
Вышеперечисленные факторы и новые мирохозяйственные реалии, складывающиеся по отношению к Абхазии после грузино-абхазской войны, связанные с ее непризнанностью и экономическим давлением со стороны мирового сообщества, вынуждают Абхазию при выборе социально-экономической модели национального развития выбрать для равноправного сотрудничества, надежного и стратегического партнера, отвечающего национальным интересам страны. Таковым, по мнению подавляющего большинства населения республики, в том числе его руководства, может быть только Российская Федерация, о чем свидетельствуют многочисленные официальные заявления и обращения властей и общественных организации Абхазии. Учитывая сложившийся мирохозяйственный порядок, явно ущемляющий интересы малочисленных народов, возможно, на наш взгляд, установление таких взаимоотношений между Абхазией и Россией, путем всестороннего развития экономического сотрудничества на региональном уровне, что разрешает российское законодательство. В настоящее время эффективные и взаимовыгодные социально-экономические связи между хозяйствующими субъектами Абхазии и Российской Федерации можно осуществлять на региональном уровне в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, в которую, в качестве ассоциированного члена с 1998 года входит и Абхазия.
Таким образом, в условиях трансформации социально-экономической системы Абхазии и выборе национальной модели будущего развития государство должно играть значительную роль, ибо от этого выбора зависит сохранение и будущее нации, а также упрочение национальной государственности. Кроме того, в переходный период государство не может не оставаться главным субъектом регулирования экономических отношений во всех тех сферах, которые непосредственно связаны с реализацией общенациональных интересов.
Одним из приоритетных направлений деятельности государства в Республике Абхазия в современных условиях является установление новых, взаимовыгодных экономических и иных взаимоотношений с другими государствами. Официальная государственная политика республики в этой области направлена на интеграцию экономики Абхазии в мировое хозяйство, прежде всего, на сближение с национальными хозяйствами республик, краев и областей Юга России, для чего, как отмечалось выше, в настоящее время существуют объективные условия.