Институт банкротства как инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом:

1) меры по восстановлению платежеспособности должников;

2) меры по их выводу из числа действующих предприятий.

Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хо­зяйствования составляют суть института банкротства.

Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженнос­ти не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-долж­ника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превы­шает стоимость имущества должника.

В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятель­ности предприятия).

Внешние факторы, ведущие к возникновению кризисного состояния предприятия,

Эти факторы действуют, как правило, в совокупности, что усиливает эффект негативного воздействия и неизбежно приводит к кри­зисному состоянию экономики, неплатежеспособности хозяй­ствующих субъектов и зачастую — к их банкротству.

Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должни­ков, кредиторов и государства, оказываются одним из дей­ственных инструментов влияния на их интересы. Сам факт бан­кротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяй­ствования к активным мерам по поддержанию своего финансо­вого состояния на должном уровне. В таком качестве банкрот­ство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.

Обязательными элементами системы банкротства в Рес­публике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются:

• законодательная база банкротства;

• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

• институт специалистов по реализации процедуры банкротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.;

• органы государственного управления по делам о банкротстве.

Под неплатежеспособностью должникапонимается его не­способность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, выте­кающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пош­лины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и го­сударственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе эко­номические (финансовые) санкции, примененные к должнику.

Под экономической несостоятельностьюпонимается не­платежеспособность, имеющая или приобретающая устойчи­вый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.

Банкротство— это устойчивая неплатежеспособность, при­знанная решением хозяйственного суда, имеющая или при­обретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо раз­личать следующие виды банкротства:

• реальное банкротство, характеризующее полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала;

• фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от их всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;

• преднамеренное банкротство,предполагающее преднамеренное, умышленное создание руководителем предприятия ли его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц.

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным ме­роприятиям или классическим послесудебным процедурам бан­кротства, среди которых — защитный период, конкурсное про­изводство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.

¨Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.

¨Защитный период— это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок не более трех месяцев.

¨Конкурсное производство— это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.

¨Мировое соглашениев производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.

Государство создало инфраструктуру института банкрот­ства и разработало эффективные механизмы, приводящие ее в действие. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур бан­кротства: ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизаци­онных и оздоровительных процедур. Национальному банку Республики

Наши рекомендации