Сущность и функции финансов
Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды. Финансовые отношения - это отношения между: государством и юридическими и физическими лицами, физическими и юридическими лицами, юридическими лицами, отдельными государствами.
Система этих отношении получила название финансовой системы. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей и т. п.
Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. Финансы хозяйствующих субъектов - это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть - все расходы и сбережения населения. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.
Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма, используемый в том числе при формировании финансовой системы России. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, расходов на оборону, космос, внешние отношения государства.
Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет. Так, например, в США доходная часть федерального бюджета в основном формируется за счет прямых налогов (45%), налогов и взносов по социальному страхованию, уплачиваемых рабочими и работодателями (примерно 35%), налога на прибыль акционерных компаний (10%). Доля косвенных налогов незначительна: акцизы - примерно 5%,таможенные пошлины - 1,5-2% доходной части федерального бюджета. Доходная часть бюджетов штатов формируется прежде всего за счет косвенных налогов, а источниками доходов местных бюджетов выступают различные местные налоги.
Примерно такая структура складывается в переходной экономике России. Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Денежные фонды образуются и используются не автоматически, а под воздействием сложных распределительных отношений, чем и обусловливается объективная необходимость финансового контроля. Поле его действия очень широкое. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает и разные стороны производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического, так как финансовые операции находят отражение в экономической деятельности предприятий и организаций. В условиях рыночных отношений в правовом государстве финансово-экономический контроль крайне необходим. Он должен исходить от высших органов государственной власти. Это важно особенно сейчас, когда бюджетный дефицит в России стал хроническим.
До настоящего времени такой контроль осуществлялся периодически, в основном при рассмотрении проектов бюджета и отчетов о его исполнении. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременным и правильным порядком их уплаты. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Государственную налоговую службу России, а также таможенные органы. Развитие акционерных форм собственности привело к созданию нового для нашей страны института независимого внешнего финансового контроля - аудита. Сеть аудиторских фирм положила начало внедрению подлинно экономических принципов финансового контроля, основанных на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторскими и проверяемыми ими структурами.
2. Государственный бюджет: структура, формирование и использование
Государственный бюджет – особое звено финансовой системы государства, центральная часть всей финансовой системы. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Ведущую роль играет общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.
Наиболее распространенным сегодня является принцип фискального федерализма, используемый, в том числе, и при формировании финансовой системы России. Его сущность есть четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (правительство независимо в целях, касающихся науки в целом; местные органы власти финансируют развитие своих территорий).
Доходная часть российского госбюджета складывается из налогов (обязательных сборов с юридических и физических лиц, проводимых государством на основе государственного законодательства).
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, устанавливающих конкретные методы построения и взимания налогов. Различают следующие виды налогов: твердые (в абсолютной сумме), пропорциональные (без учета дифференциации субъекта налога), прогрессивные (возрастают по мере роста дохода), прямые (платятся субъектами непосредственно, например подоходный налог), косвенные (взимаются через надбавку к цене, например акцизы).
Дефицит бюджета – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами. Способы покрытия дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения и «сеньораж» (печатание денег явно или же распространение денег в форме резервов коммерческих банков).
Концепции бюджетной политики:
1. Бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. Однако это исключает или уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую направленность;
2. Бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. При этом осуществляется антициклическое воздействие одновременно со сбалансированием бюджета. Проблемой в этом случае является прогнозирование продолжительности и глубины спада (подъема) экономического цикла;
3. Идея функциональных финансов – обеспечивается сбалансированность экономики, а не бюджета.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний государственный долг (долг иностранным юридическим и физическим лицам) и внутренний (долг государства своим резидентам).
Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений.
Причинами бюджетного дефицита могут быть:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск «пустых» денег;
- неоправданно «раздутые» социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения.
Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.
Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится понятно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.