Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования

Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования. Результаты обследования характеризуются следующими данными:

Группы рабочих Число рабочих Из их
участвующих в забастовке не участвующих в забастовке
Имеют среднее образование
Не имеют среднего образования
Итого

Решение:

Определим коэффициент ассоциации:

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Определим коэффициент контингенции

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Таким образом, связь между участием в забастовках и их образовательным уровнем имеет место, но не столь существенна.

Пример 6.2 С помощью коэффициента взаимной сопряженности исследовать связь между себестоимостью продукции и накладными расходами на реализацию:

Накладные расходы Себестоимость Итого
Низкая Средняя Высокая
Низкие
Средине
Высокие
Итого

Решение:

Используя данные таблицы, предварительно рассчитаем 1+ φ2.

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Тогда φ2 = 0,183.

Определим коэффициент Пирсона

С = Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru ;

Определим коэффициент Чупрова

К = Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Оценив величину получившихся показателей, можно сделать вывод о наличии средней связи.

Пример 6.3 Имеются данные о росте и весе студентов курса:

Рост, см Х
Вес, кг Y

Охарактеризовать совокупности Х и У, рассчитав Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru . Отразить данные на графике, сделать предположение о наличие и виде связи. Оценить тесноту связи, рассчитав линейный коэффициент корреляции.

Сделать вывод.

Решение:

1. Отразим данные на графике, чтобы сделать предположение о наличие и виде связи.

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Рисунок 6.1 – График зависимости веса студентов от их роста

По расположению данных на графике можно сделать вывод о наличии прямой, линейной связи.

Для подтверждения построим линию тренда при помощи программы Excel. Для этого:

а) строим точечную диаграмму по исходным данным и располагаем ее на отдельном листе;

б) находим и выбираем закладку «Диаграмма» → закладка «Добавить линию тренда» → Тип «Линейный» → Параметры «Показывать уравнение на диаграмме» → ОК.

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Рисунок 6.2 – Уравнение регрессии

2. Оценим тесноту связи, рассчитав линейный коэффициент корреляции.

Для простоты расчетов составим таблицу:

№п/п Рост, см (Х) Вес, кг (Y) Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru 2 Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru 2 XY
-16,2 -11,8 262,44 139,24
-14,2 -16,8 201,64 282,24
-5,2 3,2 27,04 10,24
1,8 -1,8 3,24 3,24
-0,2 0,2 0,04 0,04
4,8 3,2 23,04 10,24
8,8 4,2 77,44 17,64
5,8 8,2 33,64 67,24
7,8 6,2 60,84 38,44
6,8 5,2 46,24 27,04
Итого     735,6 595,6

Тогда Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru = 1762/10 = 176,2 см; Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru = 718/10 = 71,8 кг;

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru = 127105/10 = 12710,5; Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru см;

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru кг.

Методика выполнения типовых задач. Пример 6.1 Исследовать связь между участием в забастовках рабочих и уровнем их образования - student2.ru

Линейный коэффициент корреляции равен 0,896, следовательно, зависимость между ростом и весом – прямая, сильная, тесная.

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний

1) Какие виды связей вы знаете? Охарактеризуйте их.

2) Какие методы выявления корреляционных зависимостей вы знаете? Охарактеризуйте их.

3) Чем отличаются непараметрические и параметрические показатели оценки тесноты связи?

4) Поясните суть регрессионного анализа.

5) В ходе проведенного обследования оценки уровня жизни работающих на предприятиях различной формы собственности были получены следующие данные:

Форма собственности предприятия Удовлетворенность уровнем жизни
Вполне удовлетворен Не удовлетворен
Государственное
Частное

Рассчитайте коэффициенты ассоциации и контингенции. Сформулируйте выводы, вытекающие из анализа полученных коэффициентов.

6) Имеются следующие данные о распределении школ города по типам и оценке сложности учебного предмета (тыс. чел.):

Тип школы Хорошее освоение курса Среднее освоение курса Проблемы с освоением курса
А 85,0 11,2 3,8
Б 79,3 10,7 9,4
В 61,5 17,6 20,3

Рассчитайте коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова. Сформулируйте выводы.

7) Зависимость между объемом произведенной продукции и балансовой прибылью по 10 предприятиям одной из отраслей промышленности характеризуется следующими данными:

№ предприятия Объем реализованной продукции, млн. руб. Балансовая прибыль, млн. руб.
491,8 133,8
483,0 124,1
481,7 62,4
478,7 62,9
476,9 51,4
475,2 72,4
474,4 99,3
459,5 40,9
452,9 104,0
446,5 116,1

Определите вид корреляционной зависимости, постройте уравнение регрессии, вычислите тесноту связи. Объясните полученные статистические характеристики.

Наши рекомендации