Модуль 1 Сельскохозяйственное производство в системе агропромышленного комплекса
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра экономики и организации предприятий
Г. М. Кижлай
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по самостоятельному изучению и контролю знаний по дисциплине «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» для студентов факультета ветеринарной медицины (очная форма обучения) 111801.65 «ВЕТЕРИНАРИЯ»
Екатеринбург
Учебное пособие по самостоятельному изучению и контролю знаний по дисциплине «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» для студентов факультета ветеринарной медицины 111801.65 «ВЕТЕРИНАРИЯ» // Сост. к.э.н., доцент Г.М. Кижлай, - Екатеринбург: УрГАУ, 2015. – 48 с.
Утверждено на заседании кафедры, протокол №_____от__________201
Зав. кафедрой Некрасов К.В..
Утверждено методической комиссией, протокол № от 201г
Председатель методической комиссии
Сорокина Н.И
Учебное пособие по самостоятельному изучению и контролю знаний по дисциплине «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» для студентов факультета ветеринарной медицины 111801.65 «ВЕТЕРИНАРИЯ» Подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения и учебно-методическим комплексом дисциплины.
4У9 (03) 93
Л Р № 020769 ©Уральский государственный
аграрный университет, 2015
Содержание
Введение
Содержание самостоятельной работы с контрольными вопросами и тестовыми заданиями для самоконтроля.
Тематика и порядок оформления отчета о самостоятельной работе
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины – формирование у студента необходимого объема знаний, умений и навыков по вопросам экономики и организации сельскохозяйственного производства, позволяющих выпускнику адаптироваться в предстоящей работе на производстве к рыночным условиям.
Для изучения дисциплины «Экономика и организация сельскохозяйственного производства», в качестве предшествующих дисциплин выступают: философия, социология и политология.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1 - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-3 – уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-5 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-9 – осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· особенности проявления экономических законов в сельском хозяйстве и факторы, формирующие экономическую эффективность производства продукции;
· методы анализа и систему экономических показателей характеризующих деятельность предприятия: ресурсы, классификацию затрат и себестоимость сельскохозяйственной продукции, показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства;
· организацию сельскохозяйственных предприятий в условиях многообразия форм собственности, закономерности и принципы организации сельскохозяйственного производства;
· основы рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях: ресурсный потенциал и организацию его использования; организацию, нормирование и оплату труда в животноводстве;
· основы планирования, кооперации и интеграции в АПК.
Уметь:
· самостоятельно анализировать научную литературу по экономическим проблемам сельского хозяйства;
· использовать знания по экономике и организации сельскохозяйственного производства в своей практической деятельности, принимая грамотные решения с учетом их экономической эффективности;
· проводить анализ основных показателей отражающих состояние и экономическую эффективность земельных, материальных и трудовых ресурсов конкретного предприятия;
Владеть:
· понятийным аппаратом основных экономических категорий;
· навыками разработки планов производства и реализации продукции животноводства;
· навыками решения ситуационных задач и конкретных производственных ситуаций.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков важное значение имеет самостоятельная работа.
Содержание и объем самостоятельной работы по разделам, согласно программе предполагает:
1. Самостоятельное изучение студентами выведенных из аудиторных занятий тем или отдельных вопросов темы и подготовка отчетов по самостоятельной работе
2. Проработка теоретического курса по конспектам лекций, дополнительной учебной и научной литературе.
3. Подготовка студентов к контрольному опросу по каждой теме практических занятий.
4. Домашнее завершение незаконченных на занятиях расчетов и написание выводов.
5. Самотестирование по контрольным вопросам (тестовым заданиям).
6. Подготовка к контрольной работе и текущему тестированию.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТРОЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ И ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
№ модуля (раздела) дисциплины | Наименование лекции | |
Модуль 1 | Тема 1.1. Предмет, и задачи науки. Агропромышленный комплекс: понятие, состав и особенности развития в современных условиях. | |
Модуль 2 | Тема 2.1. Основные и оборотные средства, земельные и трудовые ресурсы и показатели эффективности их использования. | |
Тема 2.2. Издержки производства, себестоимость и экономическая эффективность сельскохозяйственного производства | ||
Модуль 3 | Тема 3.1. Научные основы организации сельскохозяйственного производства и элементов взаимодействия в АПК. Кооперация и интеграция | |
Тема 3.2. Сельскохозяйственное предприятие: сущность, роль и особенности формирования. | ||
Модуль 4. | Тема 4.1. Специализация, сочетание отраслей и концентрация производства. Система ведения хозяйства | |
Тема 4.2.. Внутрихозяйственное прогнозирование и планирование деятельности сельскохозяйственной организации. | ||
Тема 4.3. Организация, нормирование и оплата труда. Хозрасчет в условиях рынка |
Модуль 1 Сельскохозяйственное производство в системе агропромышленного комплекса
.Тема 1.1. Предмет, и задачи науки. Агропромышленный комплекс: понятие, состав и особенности развития в современных условиях.
Вопросы:
1. Метод науки.
2. Особенности сельскохозяйственного производства
3. Состояние развития АПК, проблемы и пути их решения.
4. Валовая и товарная продукция, уровень товарности
1. При изучении следует уяснить понятия макро- и микроэкономика. Понять, что изучает экономика сельского хозяйства и предмет науки.
Экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов в сельском хозяйстве, проблемы эффективного использования ресурсов, механизм взаимодействия сельского хозяйства с другими отраслями АПК
Роль и место сельского хозяйства следует рассматривать с экономической, социальной, экологической и политической позиций.
Рассмотреть понятия: принципы, методы, закономерности, система
Организация сельскохозяйственного производства как наука раскрывает и объясняет закономерности, принципы, методы и формы рационального построения и обеспечения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, а также их взаимодействия с другими организациями АПК.
Объектом науки являются предприятия и организации АПК и, прежде всего сельскохозяйственные организации. Предмет науки – построение и ведение производства с целью обеспечения его эффективности.
Рассмотреть основные методы экономических исследований:статистико-экономический, монографический, экспериментальный, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный
2. Особенности проявления экономических законов в сельском хозяйстве обусловлены особенностями отрасли. В ходе изучения необходимо не только рассмотреть каждую особенность, но и ее влияние на экономические процессы.
3. При изучении следует уяснить, что в получении конечной продукции из сельскохозяйственного сырья участвуют ряд отраслей, совокупность которых и составляет АПК. Рассмотреть состав агропромышленного комплекса: сферы, структуру и состояние развитие каждой сферы. Особое место уделить сельскому хозяйству, как главной сфере АПК. Проследить производственные и экономические связи между отраслями АПК. Целесообразно рассмотреть продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы, а также стратегию продовольственной безопасности. Далее изучить такие экономические понятия как продовольственная безопасность и АПК.
Продовольственная безопасность - способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность (экологически чистой, по научным нормам и доступным ценам). Следовательно, необходима как физическая, так и экономическая доступность продовольствия.
Выполнение поставленных задач возложено на АПК. центральным звеном которого является сельское хозяйство.При этомследует исходить из того, чтоэффективность деятельности АПК – многоотраслевой производственно-экономической системы зависит:
- От сбалансированности отраслей по ресурсам, темпам развития, объемам производства продукции.
- От деятельности каждого звена отрасли (предприятия), нацеленной на конечные результаты.
Проблемы АПК вызваны: с одной стороны, внутренними факторами - недостатками внутри конкретных предприятий, а с другой, и это наиболее важно, макроэкономическими факторами: диспаритет цен, отсутствие господдержки, низкий платежеспособный спрос населения.
Решения проблем определены:, Законом РФ «О развитии сельского хозяйства» 29. 12 2006г, и «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг».
Учитывая особенности АПК и, прежде всего, сельскохозяйственного производства здесь особенно необходимо государственное регулирование. (т.е. рынок должен сочетаться с государственным регулированием). Подробно рассмотреть вопросы Государственного регулирования в сельском хозяйстве: прямую помощь; выплаты субсидий; поддержку инвестиционной деятельности; лизинг; защиту интересов отечественного сельхозтоваропроизводителя; поддержку научных исследований; формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего рост доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка.
Обратить внимание на использование экономических рычагов: налоги, цены, кредит, закупочные и товарные интервенции, страхование, таможенные пошлины, аграрное законодательство. Развитие АПК в условиях вступления РФ в ВТО.
4.В четвертом вопросе уделить вниманиепонятиям различных видов продукции: валовая продукция,товарная продукцияи реализованная продукция.Рассмотреть пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции и прежде всего животноводства, а также повышения товарности.
Материал для самоконтроля:
Тестовое задание 1. Основные задачи науки «Экономика сельскохозяйственного производства»
а. Разработка положений и рекомендаций по рациональному построению предприятия и производства.
б. Изучение экономических категорий и методики проведения экономических расчетов.
в. формирование и подготовка экономической информации для принятия управленческих решений;
г. изучение ресурсов и рациональное их использование.
д. Разработка мероприятий по эффективной организации производства и сбыта продукции.
Тестовое задание 2. Основные методы экономических исследований
а) Монографический. | г) Абстрактно-логический. |
б) Экспериментальный. | д) Нормативно- ресурсный. |
в)Статистико-экономический. | е) Программно-целевой. |
Тестовое задание 3 (открытого типа):
____________________ – способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность (экологически чистое, по научным нормам и доступным ценам).
Тестовое задание 4 (открытого типа):
______________ – совокупность отраслей (три основные сферы), связанных между собой производственно-экономическими отношениями и включающих отрасли промышленности, обеспечивающие средствами производства; сельское хозяйство; отрасли, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой сельскохозяйственного сырья и реализацией конечной продукции.
Тестовое задание 5. (задание на восстановление соответствия).
Понятие различных видов продукции:
1). Валовая 2). Товарная 3).Реализованная. | а) часть валовой продукции, предназначенная для реализации; б) часть товарной продукции отпущенная за пределы предприятия и оплаченная потребителем или торгующей организацией; в) общее количество произведенной продукции за определенный период времени; |
Контрольные вопросы
1. Какова роль сельского хозяйства в экономике страны и прежде всего в обеспечении продовольственной безопасности?
2. Укажите особенности сельскохозяйственного производства, вызывающие особенности проявления объективных экономических законов в сельском хозяйстве.
3. Что такое диспаритет цен и как он проявляется по отношению к сельскому хозяйству?
4. Пути решения проблем в АПК