Образование и развитие агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40 % от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющими ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горюче-смазочные материалы, удобрения и др.), а также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

I сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием;

II сфера - отрасли самого сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.). С 1992 г. в состав II сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность;

III сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

IV сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др.; к социальной - учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

В таблице 18.2 приведены данные о структуре АПК России в 1994 г., которая за последние годы изменилась незначительно.

В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональных продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах, вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в городах Мценске, Ливнах. Орловцы хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

Таблица 18.2

Структура АПК России в 1994 г.

Сферы агропромышленного комплекса Объем продукции, трлн. руб. Производственные основные фонды на конец года, трлн. руб. Среднегодовая численность занятых, млн. чел.
  в % 54,2 17,1
в том числе: I сфера (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность, строительство, ремонт сельхозтехники и др.) 6,9 38,4 4,1
в % 12,7 13,5 24,0
II сфера (сельское хозяйство и частично лесное хозяйство) 22,7 205,5 10,3
в % 41,9 72,4 60,2
III сфера (заготовки; отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, торговля и общественное питание) 24,6 40,1 2,7
в % 45,4 14,1 15,8

В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развивается так называемая горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации возникают кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе - входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе крупных акционерных обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и ОПО "Союз Орловщины".

Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять государственную поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК.

Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому хозяйству до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В развитых странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы получают более 55 % всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3 % от общего числа ферм).

В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК существенно уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1999 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 9 раз (в сопоставимых ценах).

Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельское хозяйство и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".[7]

Главными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

ð увеличение дотирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, удобрений, комбикормов;

ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий-монополистов;

ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий I и III сфер АПК;

ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

Можно согласиться с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями, способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".[8]

Наши рекомендации