Рынок и условия его развития
Рынок — это многогранное понятие. Существует множество его определений. Самое упрощенное: рынок— это место, где осуществляется купля–продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки рынка, такие как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытно-общинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером. К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное французским экономистом А. Курно и английским экономистом А. Маршаллом: рынок — это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
Английский экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: рынок— это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг.Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля-продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).
Возникновение и становление рынка — это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей. К условиям существования (функционирования) рынка относятся:
— экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли-продажи и в распоряжении своими доходами;
— наличие конкуренции;
— достоверная информация о рынке;
— право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;
— определенный избыток предложения над спросом;
— свободный вход и выход;
— наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг.
Функции рынка:
— ценообразующая — рынок устанавливает цены в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;
— информационная — рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг, что позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;
— посредническая — рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности;
— регулирующая функция является наиболее важной; рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;
— стимулирующая —рынок заставляет товаропроизводителей снижать свои затраты, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;
— санирующая — рынок является жесткой, а не благотворительной системой, ему присущи социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.