Рынок и условия его возникновения.

Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.

В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.

Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи.

Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ.

Главные условия возникновения рынка (их два):

. Общественное разделение труда. Возникло еще в глубокой древности. Истории известны три крупные ступени общественного разделения труда. Первая ступень- отделение скотоводства от земледелия, вторая- отделение ремесла от земледелия и, наконец, третья ступень- возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отдельные отрасли, углублялась специализация производства на основе обособления все новых видов трудовой деятельности, что способствовало значительному росту производительности труда.Именно благодаря этим трем крупным ступеням общественного разделения труда, и были созданы материальные предпосылки для регулярного обмена, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. Прогресс в общественном разделении труда характеризует уровень развития производительных сил общества. Процесс этот по своей сути бесконечен, как бесконечно развитие производительных сил и совершенствования орудий труда.

. Экономическая обособленность производителей – частная собственность на средства производства. Товарный обмен, вызванный к жизни общественным разделением труда, обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Ни один из участников обмена не хочет проиграть, поэтому все они стремятся получить в замен своего товара эквивалентное (равноценное) количество другого товара. Впервые экономическое обособление производителей исторически возникло на базе частной собственности на средства производства.

17. Товар и его свойства. Стоимость и полезность.

Товар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и предназначенное для обмена.

Товар имеет два свойства:

Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости.

Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях.

Потребительская стоимость производится конкретным трудом, а меновая стоимость - абстрактным трудом. Это объясняет двойственный характер труда и наличие двух свойств товара.

Цена - это денежное выражение стоимости.

В основе определения стоимости лежат общественно-необходимые затраты труда - это средние затраты труда при среднем уровне развития производства, при средней обеспеченности факторами производства.

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обусловливают стоимость товаров.

Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание труда единственным источником богатства.

Наши рекомендации