VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради. €

№ 1 (с. 41).

— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

— Соедините стрелками то, из чего складывается доход в ва­шей семье.

— Покажите стрелками расходы семьи.

— Где стрелок получилось больше — в доходах или расходах? Какой вывод нужно сделать?

— Что произойдет, если расходы превысят доходы? (Нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превы­шали доходы.)

№2 (с. 42).

— Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

— Какие из них вам кажутся более поучительными? Подчеркните.

— Вспомните другие пословицы о деньгах и запишите их. (Ко­пейка рубль бережет; был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля; не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.)

VII. Рефлексия

— В чем вы испытывали затруднения?

— Какое задание понравилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое семейный бюджет?

Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов — семейный бюджет.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 75—78, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 78.

2. Рабочая тетрадь: № 3—4 (с. 42).

Тема: Экономика и экология

Цель:познакомить с двумя сторонами экономики — полезной и опасной.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: фотографии экологических катастроф.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Что такое семейный бюджет?

— Для чего он нужен?

— Какие виды доходов может получать семья?

— Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна? (Ответы учеников.)

— Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите? (Ответы учеников.)

III. Самоопределение к деятельности

— Дополните предложения.

• Наука о связях между живыми существами и окружающей их сре­дой называется... (экология).

• Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача... (экономики).

— Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и эко­логия? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о связи между экономикой и экологией.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Экологическая катастрофа

(Учитель в ходе рассказа показывает детям фотографии эко­логических катастроф.)

26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР) произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество ра­диоактивных веществ. Зараженное облако прошло над европей­ской частью России, Восточной Европой и Скандинавией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загряз­нению. Десятки лет на этой территории нельзя будет жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.

10 июля 1976 г. в городе Свезо в Италии в процессе производ­ства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологиче­ского процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Поги­бали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия.

Наверняка вы знаете о существовании Аральского моря. В пе­реводе с узбекского слово «арал» как раз и означает «море». Полу­чается: «морское море». На самом деле это озеро, правда огромное и соленое. Вот впечатление о нем очевидца: «...Итак, очутился на берегу этого моря-озера. Гляжу, волны есть... песчаные. И ко­рабли есть... ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу?»

Всего каких-то несколько десятилетий назад многоводные ре­ки-сестры Амударья и Сырдарья впадали в Аральское море-озеро, щедро пополняя его водой. В наши дни обе они, недавно великие, обеднели: разобрали на пути сюда их воду, отвели по ороситель­ным каналам, начисто обделив Арал, которому ни капельки не до­стается. Вот он и сузился на треть да обмелел вдобавок — корабли на суше и очутились.

В былые времена в Средней Азии были только две пустыни — Каракум и Кызылкум. Ныне же стали поговаривать и о третьей, новой — под названием Аралкум, — появившейся на месте быв­шего морского дна. И верно, там ни домов, ни людей, ни травы, ни зверей, песок на зубах хрустит...

А кого надо за это недобрым словом поминать? Да «умников», которые так решили: чем, дескать, больше воды достанется здеш­ним землям, тем лучше будет урожай хлопка.

Воды потратили море разливанное, а пользы — чуть. Сколь­ко воды попусту испарилось! Сколько ушло в песок! И еще одна беда — много воды просочилось вглубь, растворив подземные соли. И что же? Вместо матери сырой земли получилось что-то вроде мертвого рассола — ничего не растет!

В апреле 2010 г. на нефтяной вышке в Мексиканском заливе прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 рабочих. Сама вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти, загряз­няя воду и береговую линию, громя экономику городов и уничто­жая окружающую среду. Три месяца из разрушенной подземной скважины лилась нефть в воды Мексиканского залива. Нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров водной поверхности. Погибали морские черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.

- Какие эмоции возникли у вас в ходе рассказа? (Ответы уче­ников.)

- Как называются такие ситуации? (Экологические катаст­рофы.)

- Кто виноват в такой катастрофе? (Человек.) Две стороны экономики

- Назовите составные части экологии. (Вода, воздух, почва, растения, животные.)

- Связаны ли они между собой? Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей.)

- Из каких отраслей состоит экономика? (Из электроэнерге­тики, сельского хозяйства, металлургии, машиностроения, добывающей, легкой, химической, пищевой промышленности.)

- Что дает людям сельское хозяйство? (Продукты питания.)

- Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключа­ется опасная сторона сельского хозяйства? (В загрязнении почвы ядохимикатами, выращивании продуктов питания, опасных для здоровья человека.)

- Что дает людям металлургия? (Производит металлы.)

- Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключа­ется опасная сторона металлургии? (В загрязнении воздуха и воды, нерациональном использовании природных ископаемых.)

- Обсудите в парах полезную и опасную стороны других от­раслей экономики.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 80—82.

- Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, жи­вотных? (Без воды жизнь на Земле невозможна. Вода нужна растениям, животным, человеку, для работы заводов, произ­водства тканей, металлов, медикаментов, машин.)

- Как экономить воду? Как ее охранять? (Ставить фильтры на трубы, выпивать в водоемы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течет вода.)

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва — наша кормилица. На земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, содержащимся в почве. Они высасывают из почвы воду и растворенные в ней соли.)

- Какой вред человек наносит почве? (Вырубает леса, что влияет на плотность почвы, загрязняет почву мусором, который не разлагается, вспахивает почву, нарушая жизнь ми­кроорганизмов, осушает большие территории земли.)

— Как нужно охранять почву? (Вырубать лес выборочно, не оставлять мусор, не осушать, правильно вспахивать почву, не нарушая пахотного слоя земли, сажать деревья на склонах оврагов.)

У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая - опасная, наносящая вред окружающей среде при произ­водстве продукции.

Экологические прогнозы

— Сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись в пищу на протяжении многих лет. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

— Некоторые промышленные предприятия сливают в водоемы отработанную воду, содержащую вредные химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

— Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев.

1) В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищ­ных зверей.

2) На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

— Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и про­ектировщикам завода?

V. Физкультминутка

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Раз-два, раз-два,

И за парты нам пора.

Наши рекомендации