Спрос и факторы на него влияющие. Закон спроса

Спрос - рыночная форма проявления потребностей, способность покупателя оплатить нужные ему товары и услуги. Спрос – потребность в товарах обеспеченная денежными средствами покупателя.

Объем спроса – количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести.

Основные виды спроса:

Индивидуальный (спрос отдельного человека). Он образует общий рыночный спрос всех покупателей. На уровне экономики в целом, рыночный спрос всех отдельных рынков объединяется в единый совокупный спрос, функционирующий на уровне макроэкономики.

Другие виды спроса:

1. Растущий спрос.

2. Падающий спрос.

3. Искусственный (ажиотажный) спрос- спрос, не продиктованный ростом потребностей. Он может быть связан с ожиданием инфляции, кода потребители стараются купить на рынке товаров сегодня, что бы избежать роста цен на него в будущем.

4. Отрицательный спрос – спрос на товары и услуги приносящие ущерб самому человеку и его здоровью (наркотики, алкоголь, табак).

На уровень спроса оказывают влияние ряд факторов:

1. Ценовые – цена (влияние цен на уровень спроса имеет силу экономического закона, называемого законом спроса. Он выражает функцию спроса, которая определяется формулой Qд=f(p)).Он показывает обратно-пропорциональную зависимость между ценой и спросом. С повышением цен спрос падает, а цена падает - ростом спроса. Рост спроса на графике отражает нисходящее направлением кривой спроса, которое показывает его рост. Кривая спроса может смещаться и вправо, влево.

2. Не ценовые. С учетом всех не ценовых факторов общая функция спроса приобретает следующее Qд=f(f1,f2,f3,fn). К нему относится:

1.1 доходы потребителей

1.2 цены на другие товары (взаимозаменяемые (субститут), взаимодополняющие (комплемент)).

1.3 Вкусы потребителей.

1.4 Число покупателей на рынке.

1.5 Потребительские ожидания. (ожидание инфляции)

В отличии от ценовых факторов вызывающих движение кривой вверх или вниз, не ценовые факторы могут передвигать кривую вправо или влево.

Предложение и факторы на него влияющие. Закон предложения.

Предложение – желание и способность производителей продать товар на рынке. Объем предложение - количество товаров, которое представлено для реализации на рынке. Так же как и спрос, он имеет разные виды:

вся совокупность индивидуального предложения образует рыночное предложение. Формирование рыночного предложение оказывает разное воздействие на производителей. Рыночное предложение формирует единую рыночную цену, которая выгодна для одних производителей, но не выгодна для других. Совокупное предложение – категория макроэкономики, которая представляет собой предложение национальной экономики в целом.

Факторы:

1. Ценовые – влияние цены на предложения выражаются в функции предложения Qs=f(p). Влияние имеет силу закона предложения. Во время роста цены, предложение будет возрастать. На графике кривая предложения имеет восходящее направление движение, которая показывает прямо пропорциональную зависимость между ценами и предложениями.

2. Не ценовые: общая функция предложение выражается формулой Qs=f(f1,f2,f3,fn).

2.1 технологический фактор (характер применяемой технологии)Если новые технологии, то предложение увеличивается.

2.2 Цены на ресурсы (при высокой цене ресурсов, снижается объем предложения).

2.3 Уровень налогов.

2.4 Субсидии (увеличивает предложение)

2.5 Ожидания продавцов

2.6 Объем продукции предлагаемой на рынке

Не ценовые факторы вызывают сдвиг кривую вправо или влево. Для понимание важное значение имеет фактор времени. Различаются три временных отрезка влияющих на уровень предложения: кратчайший - все факторы производства постоянны.

Краткосрочный - один из ресурсов является постоянным, а другой не изменый.

долгосрочный (длительный) - все факторы меняются.

Наши рекомендации