Организационные институты
Норма как предписание определенного поведения предполагает механизмы, которые побуждают агентов именно к должному поведению. Такое побуждение может инициироваться:
· внутренними стимулами;
· внешними стимулами.
Внутренние стимулы связаны с системой личных ценностей. Она представляет собой устойчивый набор стандартов и критериев, которым агент следует в своей жизни, оценивая с их позиций события в координатах «хорошо-плохо» и разделяя их на желательные и нежелательные. Источники личных ценностей – воспитание в семье, обучение, религия, идеологическая пропаганда, литература и искусство, и.т.д. Свою роль играют также интересы и приоритеты агента. Как априорные предпочтения одной из нескольких возможных альтернатив поведения они формируют положительную или отрицательную реакцию на эти альтернативы по принципу «нравится - не нравится».
Внешние стимулы предполагают принуждение к должному поведению. Инструменты такого принуждения:
· поощрения (позитивные стимулы) - реакция на соблюдение норм;
· санкции (негативные стимулы) - реакция на нарушение норм.
По природе стимулов различают:
· социальное принуждение. Здесь используется сила общественного мнения. Санкции и поощрения носят моральный характер;
· административное (правовое) принуждение.Здесь используется сила закона (государства, предприятия и пр.). Санкции и поощрения носят материальный характер (физический либо экономический).
Характер принуждения влияет на форму нормы. Административное принуждение предполагает закрепление нормы в соответствующем документе, на который можно сослаться. Социальное принуждение предполагает лишь наделение агентов информацией об общественной позиции относительно той или иной формы поведения.
Стимулирование санкционированного поведения вне зависимости от типа стимулов требует определенных усилий. Это усилия по защите норм.
Опора на внутренние стимулы предполагает целенаправленное воздействие на сознание агента средствами обучения, воспитания, идеологии с целью формирования личных ценностей и предпочтений, адекватных желаемому поведению. Использование внешних стимулов требует создания механизмов нормотворчества. Помимо этого в обоих случаях необходимы механизмы контроля за действиями агентов, идентификации ненадлежащего поведения и применения санкций либо поощрений.
Совокупность форм и механизмов, посредством которых обеспечивается реализация нормы, образует соответствующий ей организационный институт. Организационные институты вторичны по отношению к нормативным. Отсюда зависимость их формы от характера соответствующей нормы. Например, система неформальных правил не может реализовываться посредством правовых структур. Она предполагает неформальные механизмы, в частности, обструкцию.
Однако между характером норм и их организационным подкреплением нет однозначной связи. Одни и те же нормы могут реализовываться при помощи разных организационных институтов. Так, исключительное право на ресурс может реализовываться как посредством силы закона и судебного порядка защиты нарушенных прав, так и на основе добровольного признания сторонами прав и ответственности друг друга и частного порядка урегулирования споров.
Наоборот, разные по характеру правила отношений могут базироваться на одной и той же организационной форме их защиты. К примеру, механизм организационной иерархии может реализовывать формальные правила взаимодействия, как это имеет место в рамках контракта найма. Однако он точно так же может обеспечивать и защиту неформальных правил, когда, например, отношения основываются на факторе лидерства.
Каждый организационный институт представляет особую систему контроля и стимулирования, отличающуюся содержанием этих механизмов, а также их взаимосвязью. Чем эффективнее контроль, тем результативнее действует стимул, тем меньший его уровень необходим для создания предрасположенности к соблюдению нормы. Но контроль имеет пределы, так как предполагает издержки, связанные со сбором и интерпретацией информации. Поэтому он не бывает абсолютным. Уровень контроля, а, соответственно, и величина стимула устанавливаются в зависимости от среды, в которой осуществляется поведение.
Организационные институты могут различаться также по иным признакам. С точки зрения формы защиты норм можно выделять организационные институты постоянного и дискреционного действия.
По распределению функций контроля и стимулирования можно различать институты, гдеэти функции:
· выполняются на равных основаниях самими участниками процесса, регулируемого нормой;
· распределены несимметрично между участниками (иерархия);
· отчуждены от участников.
Конкретный организационный институт обычно не является механизмом изолированного действия. Любая деятельность – сложная совокупность качественно разных процессов. Агент, как правило, одновременно участвует в различных взаимодействиях, каждое из которых основано на своих нормах поведения. Поэтому, в своей деятельности он сталкивается с комплексом организационных институтов.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под экономическим институтом?
2. Что такое институциональная система и какова ее функция?
3. Раскройте понятие нормы (нормативного института). Перечислите основные атрибуты нормы.
4. Кем и как могут создаваться нормы?
5. Назовите основные виды норм. В чем состоит главное различие формальных и неформальных норм?
6. Что понимается под организационным институтом?
7. Каковы признаки организационного института?
8. Охарактеризуйте многообразие организационных институтов.