Методы обучения и образовательные результаты

Институциональная экономика

для студентов 3 курса бакалавриата

направлений «Менеджмент» и «Экономика»

2014/2015 учебный год, весенний семестр

Автор программы: к.э.н., доцент С.Л. Сазанова   Утверждено на заседании кафедры институциональной экономики Протокол № ___ от «___» _______ 2015г.
Рецензент: д.э.н., профессор Б.А. Ерзнкян   Заведующий кафедрой, д.э.н., проф., член-корр. РАН ________________________ Г.Б. Клейнер

Москва, 2015

Содержание

Концепция и цели дисциплины «Институциональная экономика». 4

Методы обучения и образовательные результаты.. 4

Рекомендованная литература. 5

Методы и формы контроля достижения образовательных результатов. 7

Календарно-тематический план. 8

Темы и содержание занятий. 10

Тема 1. Институциональная экономика: становление и развитие, особенности методологии, основные направления. 10

Самостоятельная работа студента. 10

Тема 2. Институты: функционалистский и структуралистский подход. 13

Самостоятельная работа студента. 13

Тема 3. Экономическое поведение: институциональный подход. 16

Самостоятельная работа студента. 16

Тема 4. Теоретические инструменты институциональной экономики: теория трансакционных издержек. 19

Самостоятельная работа студента. 20

Тема 5. Теоретические инструменты институциональной экономики: экономическая теория прав собственности. 22

Самостоятельная работа студента. 22

Тема 6. Теоретические инструменты институциональной экономики: экономическая теория контрактов. 25

Самостоятельная работа студента. 25

Тема 7. Институциональная теория фирмы.. 28

Самостоятельная работа студента. 28

Тема 8. Институциональная теория государства. 31

Самостоятельная работа студента. 31

Тема 9. Теория институциональных изменений. 34

Самостоятельная работа студента. 34

Тема 10. Экономический анализ права и преступности. 37

Самостоятельная работа студента. 38

Примерные темы докладов. 41

Вопросы к экзамену по дисциплине «Институциональная экономика». 42

Концепция и цели дисциплины «Институциональная экономика»

Дисциплина «Институциональная экономика» носит междисциплинарный характер и направлен на формирование у студентов понимания природы социально-экономических институтов и их воздействия на хозяйственную деятельность людей с точки зрения различных направлений современного институционализма.

Студенты изучат становление и развитие институционализма, особенности основных направлений институционализма, его роль в современной экономической науке.

Обсуждение практических ситуаций позволит студентам исследовать влияние институтов и институциональной среды на принятие экономических, управленческих и политических решений.

Основной целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного восприятия экономической реальности на основе понимания влияния не только экономических, но и неэкономических факторов (институтов и институциональной среды) на приятие экономическими субъектами управленческих и хозяйственных решений.

Методы обучения и образовательные результаты

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии и методы обучения: презентация, беседа, рассказ; анализ проблемных практических ситуаций; групповая работа; самостоятельная работа студента.

В результате освоения дисциплины «Институциональная экономика» студент будет:

· иметь представление: о методологии, теоретических инструментах и методах исследования различных направлений современного институционализма;

· знать: основные методы, исследовательские приёмы, модели, институциональной экономической теории;

· уметь: использовать институциональный анализ для теоретических и практических исследований;

· приобрести навыки: институционально-экономического исследования;

· владеть, иметь опыт: анализа современных институтов, их влияния на принятие экономических и управленческих решений.

Рекомендованная литература

1. Аузан А.А. Институциональная экономика для чайников. М.: Фэшн Пресс, 2011. - 127 стр.// http://esquire.ru/auzan-1/; http://esquire.ru/auzan-2

2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – Москва.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

3. Бъюкенен Дж. Политика без романтики: Краткое изложение позитивной теории общественного выбора и ее нормативных условий. // http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI4_Buchanen.pdf

4. Грейф А. Институты и путь к современной экономике, М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 536 стр.

5. Дюсуше О.М., 2012, Лекция «Институциональные модели государства» // http://www.humper.ru/journals/jis4.2.pdf

6. Ерзнкян Б.А.Технологическое и институциональное развитие социально-экономической системы в гетерогенной среде, 2012 // http://www.humper.ru/journals/jis4.2.pdf

7. Зарнадзе А.А. Целостность управления современной экономикой. – М., 2011.

8. Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. // http://www.libertarium.ru/l_lib_propkapel

9. Клейнер Г.Б. Рациональность, неполная рациональность: психологические факторы. / Homo institutius – человек институциональный. – Под ред. д.э.н. О.В. Иншакова. – Волгоград: ВолГУ, 2005. - Глава 9. // http://kleiner.ru/skrepk/glava9_2005.pdf

10. Клейнер Г.Б. К методологии моделирования принятия решений экономическими агентами.// Экономика и математические методы, 2003. Т.39. № 2. // http://kleiner.ru/skrepk/modresh_2003.pdf

11. Клейнер Г.Б. Рыночные отношения в современной экономике и факторы их институционального регулирования. // Горизонты экономики. 2011. № 1.

12. Коуз Р. Природа фирмы. // http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI2%20Coase.pdf

13. Крылова Ю.В., Расков Д.Е., Рисованный И.М., Рязанов В.Т., Смирнов И.К., Шевелев А.А.; под ред. В.Т. Рязанова. Институциональный анализ и экономика России: Учебник / СПбГУ, - Москва: Экономика, 2013. - 504 с.

14. Мюллер Дэнис С. Теория общественного выбора. // http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=school&links=./school/pubchoice/lectures/pubchoice_l1.txt&name=pubchoice&img=brief.gif

15. Нисканен В. Бюрократы и политики. // http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI4_Niskanen2.pdf

16. Нисканен В. Особая экономика бюрократии. // http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI4_Niskanen1.pdf

17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – Москва: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.

18. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма, Ростов н/Дону: Изд-во «Содействие - XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2010. - 415 стр.

19. Познер Р. Экономический анализ права. Перевод с английского А.А. Фофонова под редакцией В.Л. Тамбовцева. - СПб.: Экономическая школа, 2004.

20. Саблин К.С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития, 2012 // http://www.humper.ru/journals/jis4.2.pdf

21. Сазанова С.Л. Экономическое поведение: ценностно-рациональный аспект. // Проблемы теории и практики управления, 2014. № 8. // http://istina.msu.ru/media/publications/article/0e2/0a2/7315731/EkonomPoved.pdf

22. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении. // http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI2%20Simon.pdf

23. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

24. Серл Дж. Что такое институт? // http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/8.pdf

25. Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка.// http://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI2%20Williamson.pdf

26. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. – СПб., 1996.

Наши рекомендации