Образовательные технологии. Результаты освоения дисциплины достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий: проведения лекций и лабораторных

Результаты освоения дисциплины достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий: проведения лекций и лабораторных занятий с использованием компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, подготовки ими письменных контрольных работ (рефератов, эссе, статей) и выступлений с докладами.

Для повышения эффективности обучения используется комплекс методик и подходов к образованию, ориентированный на потребности и восприятие студентов. Его основные элементы:

1. Использование активных методов обучения и форм проведения занятий, позволяющих оптимизировать временные затраты на обучение, таких, как дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами, case study и т.д.

2. Способствовать формированию студентом целостной картины мира, основанной на рациональном, научном базисе. Приоритетное освоение концепций, применимых в широком диапазоне практических ситуаций.

3. Развитие творческих способностей студентов, умения принимать оптимальные решения в неординарных условиях. Использование в этих целях проблемных методов обучения. Обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, формирование потребности самостоятельно постоянно повышать свой интеллектуальный уровень.

4. Построение дисциплины по интегративному (междисциплинарному) принципу, обеспечивающему освоение студентом требуемого комплекса общекультурных компетенций.

В преподавании дисциплины для формирования перечисленных в п.3 компетенций также применяются инновационные технологии обучения, развивающие навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, формирующие лидерские качества (также, как чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и реализация учебных проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов); преподавание разделов дисциплины в авторской трактовке стимулирующей дискуссию, использование результатов исследований научных школ вуза, учёт региональной и профессиональной специфики.

Предполагается чтение проблемных лекций и лекций-визуализаций.

Используется компьютерная программа «Патентный поиск».

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Темы контрольных работ

1. Наука как общественный институт.

2. Наука как форма познавательной деятельности человека.

3. Наука и псевдонаука (лженаука).

4. Научные заблуждения и ошибки (на примере гипотезы эфира).

5. Этика в научной деятельности.

6. Этические проблемы науки (военные приложения, медицина, экология, этология).

7. Наука и религия как формы освоения действительности.

8. Научная картина мира: понятие и становление. Принципы сменяемости научны парадигм.

9. Научные революции по Т. Куну.

10. Роль личности в науке.

11. Нелинейный и неравномерный характер развития науки.

12. Математика и философия как метанауки.

13. Естественные науки и гуманитарные отрасли знания – сходство и различия, взаимодействие и взаимовлияние.

14. Естественные и технические науки - сходство и различия, взаимодействие и взаимовлияние.

15. Высшие научные достижения XX – XXI вв. (Нобелевские премии)

16. Принцип коэволюции. «Экологический императив» Н.Н. Моисеева.

17. «Русский космизм» – мистика или наука.

18. Наука и общество, политика, идеология. Генетика и кибернетика в СССР 30-40-х годов XX в.

19. Фундаментальные и частные законы Природы.

20. Общекультурное значение принципа дополнительности Бора.

Наши рекомендации