Практическая работа 1. Альтернативы развития предприятия Гончар
Прочитать кейс, проанализировать основные маркетинговые проблемы, предложить маркетинговую стратегию развития для предприятий гончарных промыслов Псковской области (Кейс)
В Псковской области достаточно известны предприятия, имеющие статус «народный художественный промысел»: ПК завод «Псковский гончар» (Псков) и ЗАО фабрика керамических изделий «Изразец» (Печоры). Кроме того, в сфере промыслов действуют и другие предприятия, выпускающих ассортимент традиционной керамики, но не имеющие статуса: ООО «САВВА» г. Псков, ОАО Псковская вольница и др.
Из вышеперечисленных предприятий наиболее крупным по объему выпуска и реализации изделий промыслов является производственный кооператив «Псковский гончар». В настоящее время завод производит художественную керамику в широком ассортименте (около 200 позиций). Ежегодно разрабатываются и осваиваются производством новые изделия, ведется планомерная работа над созданием уникальных авторских работ. За 2006-2008 г.г. художниками и мастерами завода освоено более 40 моделей новой продукции. Все они решением художественного совета отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Творческую работу организует художественный Совет предприятия и главный художник, имеется экспериментально-творческая лаборатория, в состав которой входят художники, изготовители изделий, живописцы и пр. Особенностью художественно-стилевого направления промысла является ангобная роспись и методы поливки цветными глазурями. Это дает разнообразие в цветовом варьировании и композиционном соотношении цветов. Завод организует ежегодные выставки в г. Пскове (посещение выставок бесплатное). В разные годы были проведены выставки в г. Москве, посвященные 850-летию г. Москвы, 350-летию Российского флота, 200-летней годовщине рождения А. С. Пушкина, ежегодные выставки «Молодые дарования» и др. Поставляются изделия более чем в 30 регионов России, были поставки и за рубеж (Финляндия, Италия).
Не менее известная печорская фабрика керамических изделий «Изразец» образована на базе НПО Блеск. Предприятие занимается производством изделий сувенирного, бытового и художественного назначения из экологически чистой глины по принципиально новой технологии, не имеющей мировых аналогов. Изделия неоднократно удостаивались различных наград на выставках товаров художественного назначения. Среди них: диплом за высокие потребительские свойства изделий из глины на Международной торгово-промышленной выставке «Фарфор, Керамика, Стекло», золотая медаль Выставочно-экспертной маркетинговой закупочной программы «Лучшие товары и услуги на рынках России» за высокое качество продукции из экологически чистых материалов, участие по приглашению Патриарших мастерских в выставке «Церковное искусство третьего тысячелетия». Среди потребителей: крупные фирмы, такие как «IKEA», «Сатурн-Эгзист» и др., а также местные жители и туристы, посещающие святыню Псковской земли Псково-Печерский монастырь.
Каждое предприятие художественного промысла, имеет свой творческий отдел художников и дизайнеров, который занимается разработкой моделей. Очень часто в составе творческих отделов трудятся семейные династии мастеров, которые являются «золотым» фондом промысла, чей талант и имя приносит известность и успех промыслу.
По причинам достаточного сложного финансового положения псковским предприятиям промыслов практически не доступно приобретение нового технологического оборудования, поэтому на каждом из них есть не только свои художники, граверы, дизайнеры, но и инженеры – конструкторы, технологи, с помощью которых разрабатывается и внедряется нестандартное оборудование, позволяющее получать не только высокопрочные керамические изделия, эстетичные и долговечные, но и снижать расходы на энергопотребление и материалы.
С 2002 года на территории завода «Тиконд» действует ООО «САВВА» – компания, занимающаяся строительством, реконструкцией и ремонтом промышленных и гражданских зданий, магазинов, офисов, банков. В 2004 году была реализована идея создания мастерской авторской керамики. В 2005 году «Тиконд» объявлен банкротом и производственные помещения цехов керамики перешли в собственность ООО «САВВА». Сегодня коллектив из 28 человек выпускает небольшие партии столовой посуды и декоративных изделий. Основные характеристики гончарных промыслов, развивающихся в форме промышленных предприятий, приведены в приложении к кейсу 1.
Как уже указывалось, промыслы – это не «чистое» предпринимательство и, следовательно, риск увеличения проблемных зон (по сравнению с другими видами предпринимательства) в промыслах гораздо выше. Если рассматривать псковские промыслы, то существующие в государственном масштабе проблемы и трудности здесь усугубляются общим неблагоприятным экономическим состояние области: низким платежеспособным спросом населения, малым объемом туристского потока, небольшим масштабом деятельности самих предприятий. Основные проблемы, выявленные в ходе авторского исследования, приводятся в приложении к кейсу 2. Можно констатировать, что трудности псковских предпринимателей сходны с выявленными ранее проблемными зонами российских промыслов. Риск предпринимательства углубляется по причинам наступления глобального кризиса, слабой экономики Псковской области, отсутствия реального интереса Администрации к данной сфере, низкого образовательного уровня в области рыночных отношений самих мастеров и руководителей предприятий промыслов.
Приложение 1 Характеристика псковских предприятий гончарных промыслов[1]