Роль цен в управлении предприятием. Ценовые стратегии
Ценовая политика фирмы
1. Роль цен в управлении предприятием. Ценовые стратегии
2. Ценовая система. Виды цен.
3. Методы ценообразования
Роль цен в управлении предприятием. Ценовые стратегии
Цена— денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг. Формирование различных видов цены, ее основные элементы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Элементы цен | |||||||||
Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг) | Прибыль производителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | |||||
Акциз | НДС | Издержки посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Издержки торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | ||
Оптовая цена изготовителя | |||||||||
Оптовая цена отпускная | |||||||||
Оптовая цена закупки | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
В условиях рыночной экономики цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.
Ценовая политика фирмы— важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости; максимизация прибыли; удержание рынка.
Рыночная ценаформируется под влиянием ряда факторов:
- спроса и предложения (Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма),
- издержек производства (валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную цену).
- цены конкурентов и др.
- государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые способы — это установление определенного порядка ценообразования, косвенныенаправлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, доплаты труда.
Ценовые стратегии— обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Виды стратегий:
- дифференцированного ценообразования, основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам.
- конкурентного ценообразования, строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.
- ассортиментного ценообразования, применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
- скидки на втором рынке, основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Например, часто новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но намного более дешевых непатентованных средств. Перед фирмой встает выбор: либо сохранить довольно высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства.
- периодической скидки, базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установке цен на коммунальные услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применяется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном установлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сливок», т.е. установления высокой цены на новый усовершенствованный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям.
- «случайной» скидки, опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случайных» скидок — неоднородность поисковых затрат, позволяющая •фирмам привлекать скидками информированных покупателей.
- проникновения на рынок, основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства, используется для внедрения новых товаров на рынок.
- по «кривой освоения», базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию К по сравнению с последующими покупателями, так как они покупают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.
- сигнализирования строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Хороший пример — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров.
- Географическая, относится к конкурентному ценообразованию для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).
- «набор», применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары.
- смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов (сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей).
- «комплект», основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.
- «выше номинала», применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.
- «имидж» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
Ценовой стратегический выбор — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Цели фирмы и характеристики потребителей обусловливают этот выбор.