Спрос на деньги и предложение денег
3 вида спроса на деньги:
1) спрос на деньги для сделок. Он заключается в том, что люди нуждаются в деньгах для покупок товаров и услуг, а предприниматели – для оплаты труда, материалов и энергии.
спрос на деньги со стороны активов, выражающийся в том, что люди хотят иметь деньги как средство сбережения, как один из видов активов. Можно держать финансовые активы в различных формах: в виде акций, облигаций или в виде денег. Спрос на деньги для сбережений зависит от процентной ставки .
общий спрос на деньги. Он равен сумме спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.
Спрос на деньги формируется во всех секторах народного хозяйства, но возникает вопрос: как достигается общее равновесие денежного рынка, чем определяется спрос на деньги? Ответ содержится в двух денежных функциях; – средства обращения и средства сохранения стоимости, а также абсолютной ликвидности денег. На основе этого совокупный спрос на деньги (ДМ) в экономике образует два вида спроса:
1) спрос на деньги для различных сделокa, то есть для покупки товаров и услуг (трансакционный спрос);
2) спрос для формирования портфеля финансовых активов (спекулятивный спрос) – деньги как средство сохранения стоимости.
Трансакционный спрос на деньги - спрос на деньги для совершения различных сделок, связанных с приобретением товаров и услуг (средство платежа)
Стремясь максимизировать доход, владельцы денег захотят иметь в своих финансовых портфелях и акции, и облигации, и деньги, и другие активы, которые нужны ему только в спекулятивных целях, т. е. для покупки других активов, когда цены на них снизятся. Деньги как средство владения различными активами, приносящими доход, становятся особенно привлекательными, когда ожидается снижение цен на эти активы.
Итак, спекулятивный спрос на деньги - спрос по формированиюпортфеля финансовых активов. Совокупный спрос на деньги зависит от трех факторов - объема производства ВНП, уровня цен (Р) и процентной ставки (Y), определяющих доходность надежных финансовых активов и «уровень цен» денег заемщиков. Таким образом, трансакционный спрос на деньги зависит на прямую от объема производства ВНП и не зависит непосредственно от процента. Спекулятивный спрос и процентная ставка находятся в обратной зависимости, то есть чем выше ставка процента, тем меньше стремление иметь в своем портфеле наличные деньги, которые сами по себе не дают дохода.
Предложение и спрос на деньги определяют объем и конъюнктуру денежного рынка. Предложение денег – есть денежная масса в обращении, то есть совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Предложение денег
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Однако ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственных денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:
1) Агрегат М-1 – «деньги для сделок» – это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой – позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения – L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты М-3, L, и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также в дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.
Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком. Однако об их деятельности мы расскажем в следующей главе. А сейчас обратимся к спросу на деньги.