Требования к гостиницам различных категорий

Требования Категория
* ** *** **** *****
1. Здание и прилегающая к нему территория
Вывеска:
освещаемая или светящаяся х х      
светящаяся с эмблемой     х х х
Вход для гостей:
отдельный от служебного входа х х х х х
с козырьком для защиты от атмосферных осадков на пути от автомобиля       х х
воздушно-тепловая завеса       х х
в ресторан (кафе, бар):
из гостиницы х х х х х
с улицы     х х х
Автостоянка:
охраняемая, в гостиницах     х х х
охраняемая, в мотелях х х х х х
или гараж     х х х
количество мест от количества номеров, не менее:
для гостиниц
10% х х      
20%     х    
30%       х х
для мотелей
80% х х х х  

2. Техническое оборудование
Аварийное освещение и энергоснабжение:
аварийное освещение
стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу оборудования (в том числе лифтов) в течение не менее 24 ч1     х    
стационарный генератор, обеспечивающий работу всего энергопотребляющего оборудования       х х
Водоснабжение: горячее от резервной системы ГВС на время аварии, профилактических работ     х х х
Оборудование для дополнительной фильтрации воды       х х
Кондиционированиевоздуха во всех помещениях, круглогодично       х х
Внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях включая лифты       х х
Лифты в здании:
более одного этажа       х х
более двух этажей     х    
более трех этажей х х      
грузовой и пассажирский отдельно       х х
время ожидания не более:
30 с       х х
45 с     х    
круглосуточный подъем и спуск х х х х х
служебный, отдельный от лифта для гостей       х х
Телефонная связь из номера:
внутренняя (без выхода в город) или кнопка вызова обслуживающего персонала в 100% номеров х        

внутренняя в 100% номеров   х        
прямая с городской сетью в 100% номеров     х      
прямая с городской, междугородной, международной сетью в 100% номеров       х х  
Телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле) в кабине или под акустическим колпаком:  
городской, междугородный, международный х х х х х  
городской: не менее одного на этаж при отсутствии телефона в номере х х        
3. Номерной фонд  
Мест в одно-двухместных номерах, не менее:  
60% х          
80%   х        
100%     х х х  
Многокомнатные номера (апартаменты) и/или номера, которые могут быть соединены   х х      
Многокомнатные номера(апартаменты)     х х    
Площадь номера (не учитывает площадь санузла, лоджии, балкона), кв. м2:  
Однокомнатного одноместного Однокомнатного двухместного    
 
х х        
    х      
12 (16) 14 (20)       х    
14 (18) 16 (25)         х  
Номера, предназначенные для приема большого числа гостей, должны иметь площадь, определяемую из расчета: 6 кв. м на каждое дополнительное место х х        
Санузел в номере: умывальник, унитаз, ванна или душ:  
не менее 25% номеров х          
не менее 50% номеров   х        

не менее 100% номеров     х    
умывальник, унитаз, ванна: 100% номеров       х х
дополнительный туалет для многокомнатных номеров       х х
Номер без санузла оборудуется умывальником х х      
Площадь санузла, кв. м
3, 8 х х х    
4, 0       х  
5, 0         х
4. Техническое оснащение
Двери и замки:
с внутренним предохранителем х х х х х
замок повышенной секретности       х х
глазок в двери         х
Охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера          
Звукоизоляция:
на уровне 35 дБА х х х    
повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 дБА       х х
Освещение:
от потолочного (настенного), напольного светильника х х х х х
прикроватный светильник х х х х х
настольная лампа     х х х
светильник над умывальником х х х х х
выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати       х х

Электророзетки:
с указанием напряжения х х х х х
разнопазовые       х х
Отопление:
термостат для индивидуальной регулировки температуры       х х
подогрев пола в ванной комнате         х
Регулятор кондиционирования воздуха       х х
Телефонный аппарат:   х х х х
в апартаментах в каждой комнате     х х х
в ванной комнате или кнопка вызова обслуживающего персонала         х
Будильное устройство (таймер)       х х
Радиоприемник х х х х х
Телевизор:
в многокомнатных номерах х х      
по просьбе гостя х х      
цветной в каждом номере     х х х
с экраном не менее 37 см по диагонали, приемом программ основных телекомпаний мира и гостиничного видеоканала, дистанционным управлением       х х
Холодильник в многокомнатных номерах х х х    
Мини-бар       х х
Мини-сейф       х х
5. Оснащение мебелью и инвентарем
Кровать (минимальные размеры):
односпальная 80 х 190 см х х      
односпальная 90 х 200 см     х х х
двуспальная 160 х 190 см х х х    

двуспальная 160 х 200 см       х х
двуспальная 200 х 200 см         х
детские кровати (по просьбе)   х х х х
Комплект постельных принадлежностей и белья: матрац с наматрацником, две подушки, одеяло, дополнительное одело, покрывало на кровать, простыня, пододеяльник, наволочки льняные или хлопчатобумажные х х х х х
Прикроватный коврик: у каждой кровати при отсутствии ковров или коврового покрытия х х х    
Ковры или ковровое покрытие пола       х х
Прикроватная тумбочка (столик): у каждого спального места х х х х х
Шкаф:
с полками, вешалкой и плечиками (не менее 5 шт./место) х х х х х
допускается встроенный х х х    
Вешалкадля верхней одежды и головных уборов х х х х х
Стул (не менее одного):
на гостя х х х    
на комнату       х х
Кресло для отдыха:
на гостя       х х
на комнату   х х    
Стол/ письменный стол х х      
Письменный стол с рабочим креслом     х х х
Журнальный столик       х х
Полка (подставка) для багажа х х х х х

Подставка под телевизор     х х х
Плотные занавеси (или жалюзи), обеспечивающее затемнение помещения х х х х х
Зеркало:
в полный рост, в каждой комнате       х х
в комнате, дополнительно к зеркалу в ванной/ над умывальником х х х    
Щетки: одежная, сапожная х х х х х
Ключ комбинированный(для открывания бутылок) х х х х х
Графин, стаканы х х х    
Набор посудыдля мини бара       х х
Пепельницы х х х х х
Информационные материалы в номере:
на иностранных языках     х х х
телефонный справочник   х х х х
перечень предоставляемых гостиницей услуг х х х х х
рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией   х х х х
Набор письменных принадлежностей(конверты, почтовая бумага, ручка, карандаш)     х х х
Противопожарная инструкция х х х х х
Инструкция о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясения и т.п.) х х х х х
6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера
Зеркало:
над умывальником х х х    
большого размера или зеркальная стенка       х х
косметическое для бритья и макияжа       х х

Полка для туалетных принадлежностей х х х х х
Занавес для ванной     х х х
Коврик х х х х х
Фендля сушки волос         х
Полотенцедержатель, крючки для одежды х х х х х
Полотенце (на каждого гостя):
не менее двух х х      
не менее трех     х    
не менее пяти       х х
в т.ч. банное х х х х х
Махровая простыня: в апартаментах     х    
Халат банный (на каждого гостя)         х
Шапочкабанная (на каждого гостя)     х х х
Тапочкибанные (на каждого гостя)         х
Туалетные принадлежности на каждого гостя (замена по мере потребления):
туалетное мыло: х х х х х
в фирменной упаковке     х х х
шампунь, гель, лосьон, соль для ванны       х х
Салфетки:
бумажные     х х х
махровые       х х
Туалетная бумага(с резервным рулоном) х х х х х
Держатель для туалетной бумаги х х х х х
Крышка для унитаза х х х х х
Щетка для унитаза (в футляре) х х х х х
Корзина для мусора х х х х х
Пакеты для предметов гигиены   х х х х

Пакеты прачечной, химчистки     х х х
7. Санитарные объекты общего пользования
Туалеты:
вблизи общественных помещений х х х х х
на этажах для номеров без санузлов (не менее 1 на 5 номеров, включая туалеты в душевых и ванных комнатах общего пользования, но не менее двух на этаж) х х      
Оборудование туалетов: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетка, туалетная бумага, мыло, бумажные салфетки или электрополотенца, крючки для одежды, корзины для мусора х х х х х
Ванные комнаты/ душевые: на этажах для номеров без санузлов (ванные/ душевые кабины из расчета 1 на каждые 5 номеров без санузла, но не менее двух на этаж) х х      
Оборудование ванных комнат/ душевых: ванные, душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с зеркалом и полкой для туалетных принадлежностей, крючки для одежды, корзина для мусора х х      
8. Общественные помещения
Должны иметь мебель и другое оборудование, соответствующее функциональному назначению помещения х х х х х
Служба приема (рецепция) с зоной для отдыха и ожидания:кресла, диваны, стулья, столы, журнальные столики х х х х х
Специальное напольное покрытие: (гранитное, мраморное, мозаичное) х х х х х
Ковры или ковровое покрытие в зоне отдыха     х х х

Декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание     х х х
Газеты, журналы       х х
Сейф для хранения ценностей гостей х х х х х
Гардероб: в вестибюле х х х х х
Гостиные(салоны)     х х х
Помещение(часть помещения) для просмотра телепередач х х      
Зал универсальный для культурных/ деловых мероприятий, с оборудованием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой     х х х
Бизнес-центр:
электронные средства связи, копировальная техника     х х х
помещения для переговоров, компьютеры, телефакс         х
Спортивно-оздоровительный центр(с тренажерным или спортивным залом) или клуб здоровья       х х
Плавательный бассейн:
с сауной         х
или сауна       х  
Медицинский кабинет         х
Парикмахерская:
в гостинице с количеством номеров более 50     х    
салон (косметический кабинет, маникюр, педикюр)       х х
Комната бытового обслуживания х х х    
Магазины и торговые киоски       х х
Коридоры: сплошное ковровое покрытие/ ковры     х х х

9. Помещения для предоставления услуг питания
Ресторан или кафе   х х    
Кафе       х х
Ресторан:
несколько залов       х х
отдельные кабинеты       х х
банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал       х х
ночной клуб         х
Бар     х х х
10. Услуги
Служба приема(круглосуточный прием) х х х х х
Швейцар       х х
Подноска багажа (из машины в номер или из номера в машину) круглосуточно:
обязательная       х х
по просьбе х х х    
Утренняя побуда(по просьбе) х х х    
Уборка номера горничной:
ежедневная х х х х х
с контролем за его состоянием (в течение дня)       х х
Уборка кроватей горничной х х х х х
Вечерняя подготовка номера         х
Смена постельного белья:
один раз в пять дней х        
Один раз в три дня   х х    
ежедневно       х х
Смена полотенец:
Один раз в три дня х х      
ежедневно     х х х

Стирка и глажение:
исполнение в течение суток х х х х х
исполнение в течение 12 ч       х х
Глажение:
исполнение в течение 1 ч       х х
предоставление утюга, гладильной доски х х х    
Химчистка:
исполнение в течение суток   х х х х
исполнение в течение 12 ч       х х
Мелкий ремонт одежды х х х х х
Чистка обуви:
персоналом гостиницы       х х
или автоматом   х х х х
Почтовые и телеграфные услуги: х х х х х
отправление и доставка заказной корреспонденции, телексов       х х
телефаксов         х
Вручение корреспонденции гостям х х х х х
Машинопись, копирование документов, услуги секретаря,стенографиста, переводчика (в т.ч. Синхрониста), посыльного, других услуг бизнес-центра       х х
Предоставление в пользование(самостоятельное или с участием обслуживающего персонала) компьютеров, электронных средств связи, видео-, аудиооборудования       х х
Хранение ценностей в сейфе администрации х х х х х
Хранение багажа х х х х х

Обмен валюты:     х    
круглосуточный       х х
Организация встреч и проводов(в аэропорту, на вокзале и т.д.)       х х
Вызов такси х х х х х
Аренда (прокат) автомашины       х х
Парковка(персоналом гостиницы)и подача из гаража (со стоянки) к подъезду автомобиля гостя         х
Основные виды технического обслуживания автомобилей гостей:
в гостинице       х х
в мотеле   х х х х
Бронирование билетов на различные виды транспорта     х х х
Бронирование и/ или продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия х х х х х
Туристские:
туристская информация х х х х х
экскурсии, гиды - переводчики, инструкторы-проводники     х х х
Медицинские: вызов скорой помощи, пользование аптечкой х х х х х
11. Услуги питания
Обслуживание:
возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое, трехразовое питание)   х3 х3 х х
работа хотя бы одного кафе или бара в любое время суток       х х
Завтрак:
предоставление   х х х х
начало - не позднее 7.00     х х х

окончание: не ранее 10.00   х х х  
не ранее 11.00         х
Бронирование мест в ресторане(при наличии ресторана)   х х х х
Обслуживание в номере:
в часы завтрака   х х    
с 7.00 до 24.00     х4 х  
круглосуточно         х
меню завтрака в номере       х х
Требования к персоналу и его подготовке
Письменные стандартные (инструкции) для персонала, фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы х х х х х
Квалификация: руководители и персонал должны пройти профессиональную подготовку:
соответствующую выполняемой работе х х х х х
по обеспечению безопасности в гостинице х х х х х
Значение иностранных языков:
достаточное знание персоналом, занятым в зоне обслуживания, одного иностранного языка международного общения или наиболее употребляемого иностранными клиентами в данном районе х х      
свободное владение персоналом одним из иностранных языков; в службе приема обеспечение перевода с 2 - 3 иностранных языков     х х х
Медицинские требования: персонал должен проходить периодическое медицинское освидетельствование х х х х х
Внешний вид персонала:
форменная одежда     х х х

дифференцированная по службам, служебные значки     х х х  
Требования к поведению:персонал должен быть способен создавать в гостинице атмосферу гостеприимства, в отношении гостей проявлять доброжелательность х х х х х  
                     
1Не обязателен при использовании централизованного аварийного электроснабжения.  
 
2В скобках указаны площади для строящихся и реконструируемых гостиниц.  
3Для гостиниц, имеющих более 50 номеров.  
 
4При наличии ресторана.  
 
                     
Примечание. Знак "Х" означает обязательное выполнение требования.  
                       

Наши рекомендации