Основные модели рыночной конкуренции
Понятие конкуренции
Движущей силой прогресса в рыночной экономике является конкуренция (лат. concurrere – бежать вместе), под которой понимается соперничество между субъектами рыночного хозяйства за выгодное положение и лидерство на рынках. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей рекламой, качеством обслуживания, широким ассортиментом и добротным качеством товаров и услуг, добиваясь увеличения своей доли в объеме покупок. Конкуренция покупателей ведется за выбор качественных товаров по доступным ценам и проявляется в наличии очередей за покупками.
Главная сфера конкурентной борьбы - это производство товаров или конкуренция товаропроизводителей. Именно в производстве закладываются преимущества издержек, а значит, по возможности и снижения цены. Фирмы, лидирующие по качеству товаров и ценам, занимают ведущее положение на рынках. Гонка за лидером вынуждает соперничающие фирмы разрабатывать и внедрять новшества в технологиях производства, обновлять ассортимент, искать новые каналы и формы сбыта. Так конкуренция способствует научно-техническому прогрессу, росту производительности общественного труда.
Пик конкуренции определяется состоянием рыночной среды, т.е. числом конкурирующих фирм, стандартами качества продукции, свободой или ограничениями на бизнес в данной отрасли, свободой информации и ее доступностью. В таблице дана характеристика основных типов конкурентной среды на рынках.
Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Потому в большинстве стран с рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее добросовестной свободной конкуренции и ограничивающее проявление монополизма.
Благотворное влияние конкуренции заключается в достижении:
1) равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;
2) многообразия товаров и разнообразия потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;
3) экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.
Однако конкуренцию нельзя идеализировать. Каждый конкурент хочет стать монополистом, и тенденция монополизации многих отраслей бизнеса существует повсеместно. От искусственной монополии на местных рынках через сговор в поддержании высоких цен до возникновения монополий, концентрирующих производство и сбыт продукции на глобальных рынках, – таковы проявления монополизма.
Основные модели рыночной конкуренции
Основные модели рыночной конкуренции
Рыночные условия | Типы рыночного поведения | |||||
свободная конкуренция | монополистическая конкуренция | олигополия | монополия | |||
Число конкурирующих фирм | Большое | Среднее | Несколько крупных | одна | ||
Требования к качеству товаров и услуг | Стандартные | Наличие особых качеств | Фирменное качество | Приоритет технологии, уникальность продукции | ||
Условия открытия бизнеса | Свобода предпринимательства | Ограничения на бизнес | Большие затруднения на бизнес | Недоступность отрасли для бизнеса | ||
Характер рыночной информации | Открытость и доступность | Ограничения и коммерческие секреты | Фирменные информационные системы | Закрытость и доступ по разрешению или по закону | ||
Равносильная позиция потребителей | Суверенитет потребителя | Организации потребителей | Олигопсония, законы о защите прав потребителей | Монопсония, законы об ограничении монополий | ||
Характер конкуренции | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования | ||||
Примеры | Рынок продовольствия | Рынок одежды, обуви, мебели | Рынок автомобилей, тракторов, телевизоров | Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок | ||
Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги аэропортов, морских портов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.
Конкурентную борьбу ведут конкретные предприятия, имеющие разный конкурентный потенциал или конкурентоспособность. По рыночной позиции выделяются три группы предприятий: фирмы-лидеры, средние и отстающие, или аутсайдеры.