Основные модели рыночной конкуренции

Рыночные условия Типы рыночного поведения
Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число конкурирующих фирм Большое Среднее Несколько крупных одна
Требования к качеству товаров и услуг Стандартные Наличие особых качеств Фирменное качество Приоритет технологии, уникальность продукции
Условия открытия бизнеса Свобода предпринимательства Ограничения на бизнес Большие затруднения на бизнес Недоступность отрасли для бизнеса
Характер рыночной информации Открытость и доступность Ограничения и коммерческие секреты Фирменные информационные системы Закрытость и доступ по разрешению или по закону
Равносильная позиция потребителей Суверенитет потребителя Организации потребителей Олигопсония, законы о защите прав потребителей Монопсония, законы об ограничении монополий
Характер конкуренции Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования
Примеры Рынок продовольствия Рынок одежды, обуви, мебели Рынок автомобилей, тракторов, телевизоров Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок

Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Потому в большинстве стран с рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее добросовестной свободной конкуренции и ограничивающее проявление монополизма.

Благотворное влияние конкуренции заключается в достижении:

1) равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;

2) многообразия товаров и разнообразия потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;

3) экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.

Однако конкуренцию нельзя идеализировать. Каждый конкурент хочет стать монополистом, и тенденция монополизации многих отраслей бизнеса существует повсеместно. От искусственной монополии на местных рынках через сговор в поддержании высоких цен до возникновения монополий, концентрирующих производство и сбыт продукции на глобальных рынках, – таковы проявления монополизма.

Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги аэропортов, морских портов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.

Конкурентную борьбу ведут конкретные предприятия, имеющие разный конкурентный потенциал или конкурентоспособность. По рыночной позиции выделяются три группы предприятий: фирмы-лидеры, средние и отстающие, или аутсайдеры. Способность предприятия выдерживать длительную конкурентную борьбу зависит от его экономической состоятельности в решении производственных, сбытовых, финансовых и социальных проблем. В таблице 6.4. дается характеристика уровней "экономической состоятельности"

Основой экономической состоятельности предприятий является рост деловой активности по всем направлениям экономической работы: в совершенствовании производства, в коммерции, в поисках инноваций и инвестиций. Фирмы-лидеры как раз и отличает первенство по всем направлениям деловой активности.

Таблица 6.4.

Наши рекомендации