Принципы типологии регионов России
Россия представляет собой государство, уникальное по пространственной протяженности, степени региональной мозаичности. Для нее характерны беспрецедентные контрасты между равностатусными по Конституции Российской Федерации субъектами Федерации:
· по уровню урбанизированности территории – от нулевого (100% сельского населения в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе) до максимального (100% городского населения в Москве);
· по площади территории – в 388 раз (Республика Саха и Северная Осетия-Алания);
· по численности населения – в 376 раз (Москва и Эвенкийский автономный округ).
В десятки раз различия между субъектами и по важнейшим экономическим параметрам: объему валового регионального продукта на душу населения, уровню собственных доходов и расходов бюджета на душу населения и др. Как ни в какой развитой стране мира, в России до сих пор весьма контрастны по условиям жизни населения центр и провинция: столица и региональные центры, и, в свою очередь, региональные центры и периферия.
В основе этой дифференциации изначально лежат природно-климатические, культурно-исторические факторы и результаты процесса формирования территориальной структуры хозяйства России.
Основным природно-климатическим фактором является неравномерность распределения природных ресурсов между регионами. Из таблицы 1 и рисунка 1 можно получить представление о неравномерности распределения ресурсно-сырьевого и топливно-сырьевого потенциала регионов.
Таблица 1 – Ресурсно-сырьевой потенциал российских регионов
Регион | Значение ресурсного потенциала, % |
Кемеровская область | 8,68 |
Красноярский край | 8,16 |
Республика Саха | 7,76 |
Пермская область | 7,20 |
Белгородская область | 5,39 |
Иркутская область | 4,62 |
Свердловская область | 4,28 |
Мурманская область | 2,41 |
Продолжение таблицы
Магаданская область | 2,36 |
Приморский край | 2,20 |
Читинская область | 2,10 |
Курская область | 2,04 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,93 |
Волгоградская область | 1,85 |
Алтайский край | 1,84 |
Краснодарский край | 1,76 |
Республика Бурятия | 1,61 |
Тюменская область | 1,32 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 1,29 |
Амурская область | 1,25 |
Республика Коми | 1,23 |
Хабаровский край | 1,23 |
Челябинская область | 1,21 |
Оренбургская область | 1,20 |
Республика Тыва | 1,11 |
Саратовская область | 1,10 |
Республика Башкортостан | 1,06 |
Рисунок 1 – Региональное распределение запасов минерального топлива
(в пересчете на условное)
Главным культурно-историческим фактором межрегиональной дифференциации уровня социально- экономического развития регионов является сложившееся государственно-территориальное устройство России, основанное одновременно на двух взаимно конфликтующих принципах: административно-территориальном и национально-государственном. Реализация этого принципа обусловила резкую дифференциацию размеров территории субъектов Федерации, численности их населения и во многом способствовала консервации традиционного экономического уклада в национальных регионах. В результате ряд субъектов Федерации остался на доиндустриальной стадии социально-экономического развития.
«Региональное дробление» России, произошедшее после 1990 г., привело к увеличению числа экономически и социально слаборазвитых регионов – субъектов Федерации. Поэтому происходящий в настоящее время процесс укрупнения регионов объективен и закономерен.
Исторический ход формирования территориальной структуры хозяйства России обусловил особенности структуры и ориентацию хозяйства экономико-географических частей России и отдельных субъектов Федерации.
В настоящее время на территории страны условно можно выделить семь основных зон различной экономической ориентации. Первые три зоны являются наиболее разносторонне экономически развитыми, концентрирующими высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности и основную массу населения и трудовых ресурсов России:
· промышленный Центр и Северо-Запад европейской части России;
· промышленно-ресурсный Урал;
· промышленно-аграрное Поволжье.
Следующие три зоны в территориальном разделении труда играют дополняющую роль к основному экономическому ядру:
· аграрно-промышленный юг европейской части;
· ресурсно-промышленный север европейской части;
· ресурсно-промышленная зона Сибири.
Наконец, Дальний Восток на сегодняшний день является ресурсной экономически отсталой периферией.
Состояние проблемы межрегиональной дифференциации и пути ее решения можно представить в виде пространственной проекции на плоскости множеств регионов, обладающих тем или иным набором предпосылок развития, которые, по нашему мнению, можно сгруппировать в три блока: природно-ресурсный, социальный и экономический (рисунок 2).
граница множества регионов, обладающих одним из условий развития
Главные множества по условиям регионального развития:
I – регионы, обладающие значительными запасами природных ресурсов;
II – регионы, имеющие более высокий уровень экономического развития;
III – регионы, имеющие более высокий уровень жизни населения
Интегральные множества регионов:
1 – регионы, имеющие все три благоприятных условия развития;
2 – регионы, имеющие два из трех благоприятных условия развития;
3 – регионы, имеющие одно благоприятное условие развития;
4 – регионы, имеющие неблагоприятные условия развития по выбранному критерию благоприятности.
Рисунок 2 – Пространственная проекция на плоскости группировки множеств регионов в три блока: природно-ресурсный, социальный и экономический
Очевидно, что среди регионов, имеющих все три благоприятные предпосылки развития, будет больше потенциально экономически конкурентоспособных и финансово самостоятельных регионов-доноров федерального бюджета. Это регионы – центры накопления капитала и последующей инвестиционной экспансии в регионы второй и третьей групп.
Стратегическим направлением экономического развития регионов первой и второй групп должно стать максимальное использование уже имеющегося на их территории выгодного сочетания предпосылок экономического развития.
Регионы третьей и, особенно, четвертой групп, в свою очередь, должны не уповать на совершенство перераспределительного механизма, а более активно бороться за привлечение внешних инвестиций в экономику и создание с их помощью благоприятных предпосылок развития.
В конечном счете нужно прийти к такой бюджетной ситуации, когда наибольшее число субъектов Федерации станет финансово самодостаточным и роль федерального центра по перераспределению ресурсов будет сведена к помощи регионам лишь в чрезвычайных ситуациях.