Издержки производства и доход
Основы производства. Производственная функция
Процесс производства – это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов с целью получения необходимых благ.
Для производства товаров и услуг используют определённые ресурсы (сырье, материалы, оборудование, рабочую силу и т. д.). Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
Производство возможно только при введении в производственный процесс всех ресурсов: труда, земли, капитала и предпринимательства. Существует множество способов соединения факторов производства для выпуска заданного объема продукции.
Зависимость максимально возможного объема производства от данного набора производственных ресурсов называется производственной функцией.Она указывает максимальный выпуск продукции У, который может осуществить фирма при каждом отдельном сочетании ресурсов:
Q= f (R1, R2,R3, ….Rn),
где Q – объем выпуска (производства) продукции;
R – количество используемых ресурсов разного вида.
Производственная функция во многом похожа на функцию полезности в теории потребления. Она описывает множество технически эффективных способов производства (технологий), каждая из которых характеризуется определенной комбинацией ресурсов, необходимых для производства единицы продукции. Хотя производственные функции различны для разных производств, все они обладают общими свойствами.
1. Существует предел увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Это значит, что на фирме при заданном количестве станков и производственных помещений есть предел увеличения производства за счет привлечения дополнительного количества работников.
2. Существует определенная взаимодополняемость факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов. Например, эффективен труд работников, если они обеспечены всеми необходимыми орудиями труда. При отсутствии таких орудий объем выпуска может быть сокращен или увеличен при росте численности занятых. В данном случае происходит замена одного ресурса (капитала) другим (трудом).
3. Способ производства, предполагающий использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных ресурсов - не в большем количестве, считается технически более эффективным. Технически неэффективные способы не используются рациональными производителями.
Техническая эффективность – это максимально возможный объем производства, достигаемый в результате использования имеющихся ресурсов.
4. Если существует несколько несравнимых по технической эффективности способов производства, то выбор основывается на критериях экономической эффективности.
Экономическая эффективностьхарактеризует отношение результатов деятельности к объему затраченных ресурсов. Экономически эффективным признается производство данного объема продукции с минимальными издержками.
Долгосрочный и краткосрочный периоды
В деятельности фирмы
В теории фирмы фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: "долгосрочный период" и "краткосрочный период". Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что "по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем она позволит себе осуществить перестройку предприятия и замену оборудования". Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.
Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.
Краткосрочный период– это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.
Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.