Издержки производства, доход, прибыль

Зная производственный потенциал фирмы, можно выбрать оптимальный вариант производства продукции. На выбор влияет так же динамика издержек, дохода и прибыли.Издержки производства ‑ это затраты фирмы, связанные с производством продукции.Доход фирмы ‑ выручка от реализации продукции. Прибыль ‑ разность между выручкой и издержками. Издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). Квнешним издержкам, которые еще называютбухгалтерскими, относят плату за чужие ресурсы (платежи внешним для фирмы поставщикам).Внутренние издержки состоят из затрат на ресурсы, принадлежащие предпринимателю инормальной прибыли, возмещающей затраты предпринимательского ресурса. Внутренние и внешние (бухгалтерские) издержки составляютэкономические издержки. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходом и внешними (бухгалтерскими) издержками. Экономическая прибыль — это разность между доходом фирмы и экономическими издержками. Таким образом, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину внутренних издержек. Бухгалтерский и экономический подходы к анализу издержек дополняют друг друга: бухгалтера интересуют результаты прошлой деятельности фирмы, экономист выбирает наилучшую альтернативу использования ресурсов фирмы. Для более детального анализа экономической деятельности рассмотрим категории издержек, дохода и прибыли подробнее. Общие(валовые) издержки (ТС) ‑ это сумма всех затрат на производство данного товара. В краткосрочном периоде в общих издержках (ТС) выделяются постоянные, фиксированные издержки (TFC, рис.15) ‑ затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции. К ним относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание управленческие расходы. Переменные(TVC, рис.16) ‑ это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции (затраты на сырье, топливо, электроэнергию, зарплату). Динамика переменных затрат такова: вначале они растут достаточно быстро, при достижении оптимальных размеров производства темп их роста замедляется; а затем, с ростом объема, затраты резко растут из-за убывающей отдачи. Поскольку общие затраты (ТС) представляют сумму постоянных (TFC) и переменных затрат (TVC), то график общих затрат фирмы (ТС) повторяет конфигурацию переменных затрат (TVC), поднятую над началом координат на величину постоянных затрат (TFC, рис.17). Общий доход (TR) фирмы ‑ выручка отреализации всей продукции. Общая прибыль фирмы ‑ разность между общим доходом (TR) и общими издержками (ТС).

Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.15. График постоянных издержек фирмы. Рис. 16. График переменных издержек фирмы.

Общие средние издержки (AC) ‑ затраты на единицу выпуска товара АС = ТС : Q, где Q ‑ объем производства. Средние постоянные издержки (AFC, рис.18) ‑ это постоянные издержки на единицу товара. AFC = TFC : Q.Средние переменные издержки (AVC) ‑ переменные затраты на единицу продукции. AVC = TVC : Q.

Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.17. График общих издержек фирмы. Рис.18. График общих, средних, средних постоянных и средних переменных издержек.

Динамика средних затрат такова. Средние постоянные издержки (AFC) велики при небольших объемах, затем начинают падать. Средние переменные издержки при небольших объемах уменьшаются и достигают своего минимума притехнологически оптимальном размере предприятия. Затем они начинают расти, демонстрируя убывающую отдачу. График общих средних издержек (АС) всегда более пологий, чем график средних переменных издержек и находится выше последнего, так как АС включает и AFC.

Средний доход фирмы (AR) ‑ выручка от реализации единицы товара.Средняя прибыль ‑ прибыль от реализации единицы товара, определяющаяся как разность между средним доходом (AR) и средними издержками (АС).

Предельные издержки (МС, рис.19) ‑ дополнительные затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукции; прирост затрат, вызванный приростом объема производства. МС = ΔTC : ΔQ. Поскольку на постоянные издержки (TFC) по определению не влияет динамика объема производства, то МС = ΔTVC : ΔQ.

Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.19. График предельных издержек. Рис.20. График общих средних, средних переменных и предельных издержек.

Соотношение средних и предельных издержек таково: когда МС<АС, кривая АС идет вниз, то есть производство каждой дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки; когда МС>АС, кривая АС идет вверх, то есть производство дополнительной единицы продукции увеличивает средние издержки. Кривая МС пересекает кривые АС и AVC в точках минимального значения последних, то есть в точке А МС = min AVC, а в точке В МС = min АС (рис.20).

Таблица. Издержки фирмы.

Виды издержек обозначение Формулы расчета
общие TC TC = TFC + TVC
постоянные TFC если Q=0, то TFC = TC
переменные TVC TVC = TC - TFC
предельные MC MC = Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru = Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
средние    
средние общие AC Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru ;
средние постоянные AFC Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru ;
средние переменные AVC Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru

Типы рыночных структур

Известно, что поведение фирмы зависит не только от ее внутренних возможностей (элементов внутренней среды), но и от состояния рынка, степени его конкурентоспособности. По этому .признаку различают: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.Рынок совершенной конкуренции состоит из фирм, производящих однородную продукцию и слишком мелких, чтобы влиять на рыночную цену.На рынке несовершенной конкуренции отдельные фирмы либо могут контролировать рыночную цену в определенных пределах, либо единственная фирма способна полностью контролировать цену своего продукта (рынок монополии).

Таблица №3. Типы рыночных структур.

Основные характеристики Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1. Число фирм в отрасли Очень много мелких фирм Много мелких и средних фирм Несколько крупных фирм Одна
2. Степень дифференциации продукции Отсутствует Много реальных и мнимых различий Мала для стандартизованных товаров (рельсы) и значительна для других (автомобили) Уникальный продукт не имеет близких заменителей
3. Степень контроля фирмы над рыночной ценой Отсутствует. Цена определяется рынком Влияние фирмы на рыночную цену ограничено возможностью замены товара Ограничена взаимной зависимостью; значительна при тайном сговоре Практически полный контроль, но, как правило, регулируется государством
4. Возможность неценовой конкуренции Отсутствует из-за однородности рынка Возможна. Велика роль рекламы, торговых знаков Возможна при дифференциации товаров Возможна с фирмами, производящими другие товары
5. Условия вступления в отрасль Легкие. Барьеры для вступления практически отсутствуют Относительно легкие из-за небольшого размера фирм Весьма заметны и связаны с размером фирмы Существует множество барьеров
6. Примеры отраслей Финансовые рынки и некоторые сельхоз. продукты Розничная торговля Сталелитейная промышленность, производство автомобилей Местные телефонные сети, электро-газоснабже-ние

Совершенная конкуренция

Исследуя поведение фирмы, мы предполагаем, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли. Известно, что в условиях совершенной конкуренции цена (Р, рис.21) всех единиц реализованной продукции одинакова и не меняется с увеличением объема продаж. Из этого следует, что Р = AR = MR. Поскольку в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы (D) будет совершенно эластичным, то кривая спроса совпадет с линией цены фирмы и графиком предельного и среднего дохода. В этом случае фирма будет получать прибыль, производя объемы между Q1 и О3. А общимусловием максимизации прибыли является равенство: MR = МС, в ситуации, когда МС возрастают.Правилом минимизации убытков является равенство: Р = min AC = MR, так как в этом случае фирма только окупает общие затраты, работая без прибыли, без убытка.

Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.21. Определение точки максимизации прибыли конкурентной фирмы через предельные и средние величины.

Фирма: условия равновесия. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в коротком (краткосрочном) периоде достигается в случае, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). В любых других случаях производство убыточно и поэтому нецелесообразно. В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (рис.22-25). Фирма, способная возместить лишь средние переменные издержки (AVC = Р) называется предельной фирмой(рис.22). Если цена повысится, фирма может возместить не только текущие (AVC), но и все издержки (Р = АС), то есть получит нормальную прибыль и превратится в допредельную фирму с нормальной прибылью (рис.24).

Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.22. Предельная фирма. Рис.23. Запредельная фирма.
Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru Издержки производства, доход, прибыль - student2.ru
Рис.24. Допредельная фирма с нормальной прибылью. Рис.25. Допредельная фирма со сверхприбылью.

Если же цена превышает все издержки (Р > АС), то мы имеем дело с допредельной фирмой со сверхприбылью (рис.25). В случае снижения цены фирма становится неконкурентоспособной, поскольку не возмещает даже текущих издержек (Р < AVC) и вынуждена покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, рис.23).

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном (длительном) периоде. В длительном периоде ни одна фирма не может обладать преимуществами, так как свободная конкуренция, открытый вход и выход на рынок позволяют фирмам принимать любые, выгодные для них решения. Следовательно, цена не упадет ниже точки закрытия и не превысит долгосрочных средних издержек.

Монополия

Монополия - противоположность совершенной конкуренции. В условиях монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Фирму можно назватьчистым монополистом, если она является единственным производителем товара, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых фирм. Назовем основные из этих барьеров. Существование естественных монополий там, где экономия от масштаба велика, а конкуренция расточительна. Правительство наделяет естественные монополии исключительными правами. Закрытые монополии ‑ фирмы, имеющие патенты и продающие лицензии. Монополия может возникнуть как следствие собственности на какой-либо ресурс. Например, обладание уникальными человеческими дарованиями в области спорта, искусства или компания “Де Бирс”, которая контролирует мировой рынок алмазов. Нелегальные барьеры (коррупция, нечестная конкуренция) приводят к возникновению монополии и поддерживают ее. Таким образом, монополия – это экономическая власть одного хозяйствующего субъекта.

Монополия: определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (рыночная цена для фирмы-совершенного конкурента ‑ внешний фактор), то фирма-монополист может определять и объем производства, и назначать цену. Ценовая стратегия монополиста учитывает взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. 2.4.). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса, зная, что точки максимума выручки и прибыли находятся на эластичном участке кривой спроса.

До сих пор мы исходили из предположения, что монополист устанавливает единую цену для своих покупателей. Однако монополист может прибегнуть к практике ценовой дискриминации, когда он продает товар, дальнейшая перепродажа которого трудна или вовсе невозможна, и когда монополист имеет возможность дифференцировать потребителей, желающих приобрести товар в соответствии с их возможностями и готовностью платить. Если эти условия выполняются, то монополист делит рынки на сегменты и продает в каждом из них такое количество продукции, которое максимизирует его прибыль.

Наши рекомендации